Основные проблемы и пути развития транспортной логистики | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 19. Логистика и транспорт

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 03.12.2013

Статья просмотрена: 7622 раза

Библиографическое описание:

Федотенков Д. Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 168-171. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/92/4675/ (дата обращения: 17.12.2018).

Переход России к рыночной экономике дало развитие новому для нашей страны направлению «логистика», которое в свое время было известно только малому количеству специалистов. К логистике интерес проявляют не только преподаватели и ученые, но и руководители бизнеса, промышленники, инженеры. Логистика — это  интегрированная деятельность, которая простирается от начала производства товара до потребления товара покупателем. Оглядываясь на опыт зарубежных стран, можно в совершенности сказать, что такая наука как логистика имеет стратегически важную роль в современной бизнес среде. С точки зрения бизнеса, логистика — это  процесс эффективного управления материальными потоками в достижении поставленной цели с оптимальными затратами всех ресурсов.

В ряде большинства зарубежных стран, где логистика получила интенсивное развитие за два последних десятилетия, уже созданы и имеют эффективное функционирование логистической ассоциации, выходит большое количество периодических изданий по разным направлениям логистики, проводятся всемирные и европейские конгрессы по логистике. В те времена и возникли такие современные концепции и технологии, как «Integraed Sypply Chain Management» (Интегрированное управление логистической цепью), «Lean Production» (Стройное производство), «E-Logistics» (Электронная логистика) и др. [2].

Развитие транспортной системы для нашей страны имеет большое значение. Транспорт, в своем значении является одним из инструментов в достижении социального благополучия, экономических и внешнеполитических и целей. В условиях современности транспорт это один из определяющих и направляющих факторов в повышении экономического роста. В данный момент отечественная транспортная система в спросе на перевозки пассажиров и грузов удовлетворяет рынок потребителей.

С начала 2000г., рост услуг транспорта в среднем в год составляет для грузовых перевозок 3,8 %, для пассажирских перевозок 6,7 % при ежегодном росте экономики в среднем около 6,1 %. При всем этом рост транспортных услуг распределен неравномерно между различными видами транспорта. Это связано с проблемами развития отдельных видов транспорта и значительную региональную неравномерность [6].

В нашей стране в последнее десятилетие шел ускоренный процесс старения гражданской авиации, речного и морского флота в связи с не обновлением их парка, что в свою очередь ведет к угрозе вытеснения с рынка Российских перевозчиков, и с увеличением роста безработицы в этой области.

Не имея конкретного решения проблем в развитии транспортной инфраструктуры, и нет возможности в увеличении ВВП, нет качественного прорыва в экономике, не будет достаточного потенциала в развитии экономики регионов, и что в свою очередь не даст возможности в улучшении качества жизни населения.

В последние время в сфере законодательного обеспечения этой сферы произошли существенные изменения, направленные на повышение экономической эффективности ее деятельности.

В России происходило реформирование федеральных органов исполнительной власти, которое происходило в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в результате чего было произведено слияние важных федеральных министерств: Министерство транспорта, Министерство путей сообщения и Министерство связи, и дало рождение нового министерства Министерство транспорта и связи России. Это слияние дало начало к проведению, одной из самых важных, сложнейших и ответственных реформ в экономике нашей страны. Основным выигрышем должно быть улучшение взаимодействия в соединении различных видов транспорта, в главную очередь в местах перегрузки грузов из вагонов в трюмы судов, на автомобили и т. д. В результате был разработан главный нормативный документ «Стратегия развития транспорта в РФ до 2020 г». и федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России” которые являются основу- полагающимися программными документами и определяющие приоритетные направления развития транспортного комплекса страны на долгосрочную перспективу.

На основании выше сказанного в новой редакции Транспортной стратегии выделены долгосрочные приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, приоритетные задачи институциональных реформ на транспорте, реализации принципов государственно-частного партнерства, а также основные цели и целевые показатели развития транспортного комплекса на период до 2020 года, где в свою очередь, положения Транспортной стратегии должны стать основой в разработке и корректировке, федерального законодательства, федеральных целевых программ, как на самом транспорте, так и в смежных с ним отраслях экономики.

Для руководителей отечественных компаний логистические методы в управлении во многом хорошо известны, но все же используются они лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции. Все это ставит перед отечественной наукой актуальную задачу разработки фундаментальной научной и методологической основы для возможного использования логистической концепции в бизнесе среде.

В последние время сегодняшние логистические концепции достаточно успешно применяются отечественными компаниями, как в стратегическом, так и оперативном управлении основными сферами бизнеса. Современный механизм логистического управления позволяет повысить в бизнесе экономическую устойчивость компании на рынке.

Логистика — это своего рода концепция в бизнес среде, которая базируется на привлечении отдельных и взаимосвязанных элементов в один общий процесс с конкретной целью в предотвращении нерационального и неэффективного расходования всех ресурсов фирмы. Логистику в практике рассматривают еще одним из инструментов бизнеса, позволяющим экономить ресурсы компании.

Основной из основных задач в логистике является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также попутными с ними информационных и финансовых потоков, с целью минимизации общих затрат.

Интерес в области проблем развития логистики в развитых странах исторически был связан, прежде всего, с экономическим характером. В условиях, когда рост объемов производства и расширения внутринациональных и микро хозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие факторы:

1.                  Усложнение систем рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

2.                  Создание гибких производственных систем [6].

Особое воздействие в развитии логистики сказался переход от рынка продавца к рынку покупателей. Если в до переходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

Существует одна из важных проблем в развитии транспортной инфраструктуры, неурегулированность земельных отношений, прежде всего — это механизм резервирования и изъятия земель. Нет единого порядка резервирования земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры, в том числе новых автомобильных дорог, необходима разработка специального федерального закона о резервировании земель в целях строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта в РФ, а также закона о порядке перевода земель из одной категории в другую.

Одной из главных задач транспортного комплекса России является создание безопасных условий и повышение качества жизни. В этой связи особенно актуальной является разработка Концепции транспортной безопасности и соответствующих предложений в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Реализация Концепции транспортной безопасности, в свою очередь, должна базироваться на специализированной правовой базе. Поэтому требуется скорейшее принятие проекта федерального закона «О транспортной безопасности», а также соответствующих поправок в законопроектах «О борьбе с терроризмом», «О безопасности» и других законодательных актах. Необходимо также разработать эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности [6].

Наша страна располагает мощной транспортной системой, в которую входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт и каждый из этих видов транспорта представляет собой совокупность средств и путей сообщения, а также различных технических устройств и сооружений, обеспечивающих нормальную и эффективную работу всех отраслей народного хозяйства [2].

Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции –это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т. д.

В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Особенности различных видов транспорта и их сферы эффективного использования систематизированы в (табл. 1) [2].

Таблица 1

Особенности различных видов транспорта и их сферы эффективного использования [2]

№ п/п

Виды транспорта

Преимущества

Недостатки

Сфера применения

1

Железно-дорожный

Достаточно высокая способность в пропуске и прохождении товаров; низкая себестоимость перевозок; регулярность в перевозки

Большие затраты на сооружение и содержание путей; большие затраты металла

Практически не ограничена

2

Морской

Способность в обеспечении межконтинентальных перевозок грузов; низкая себестоимость; практически не ограничена пропускная способность

Зависимость от климатических и географических навигационных условий;

Практически не ограничена

3

Речной

Высокая провозная способность; малая себестоимость перевозок; достаточно небольшие материальные вложения на организацию судоходства

Зависимость от климатических условий; неравномерность речных глубин; малая скорость перевозки

Практически не ограничена

4

Автомобильный

Маневренность и подвижность; высокая скорость в доставке грузов; экономичные капиталовложения в освоение грузооборота на коротких расстояниях

Низкая производительность труда; плохое состояние дорог

На короткие расстояния

5

Воздушный

Высокая скорость доставки; короткие пути маршрута

Большая себестоимость, высокие затраты

Практически не ограничена

Можно сделать три вывода: во –первых, не работает промышленность, во-вторых, идет перераспределение перевозок и, в-третьих, отсутствуют приписки на перевозимую продукцию.

К этому следует добавить, что парк транспортных средств находится в неудовлетворительном состоянии. Технические характеристики эксплуатируемых транспортных средств и систем значительно отстают от современного мирового уровня и, в первую очередь, по экономичности, безопасности, техническому состоянию и другим показателям. Степень износа транспортных средств в целом по транспортному комплексу составляет свыше 50 %, а по воздушным судам -70 %. Спад производства, рост цен, инфляция и снижение платёжеспособности клиентуры способствует снижению инвестиций в развитие транспорта. Поэтому резко уменьшены запуски и обновление транспортных средств [2].

Каждый из перечисленных выше видов транспорта имеет свою материально-техническую базу, документацию и технико-эксплуатационные показатели работы. Детально все эти элементы изучают специалисты транспорта, а работники логистики должны иметь представление о тех элементах, которые встречаются им в практической деятельности при решении логистических задач.

По данным проведенных в США исследований, на стоимость транспортной составляющей процесса производства и распределение продуктов приходится до 1/3 цены конечного продукта. Поэтому эффективное транспортное обеспечение распределения товаров является одним из важных резервов экономии ресурсов [2].

Роль транспорта в экономике нашей страны огромна. Логистика оказывает разностороннее воздействие на экономическое развитие государства. Где роль логистики понимается правильно, там государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном.

Недооценка и всякое отставание логистики в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли в развитии экономики. Уникальность логистики состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль логистики недооценивают, умалчивая ее важнейшую роль в области экономики.

Логистический фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших. Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

Все логистические сети по территории нашей страны располагаются неравномерно из-за особой структуры расселения населения нашей страны. Основная часть транспортных магистралей располагается в европейской части страны, где и происходит наибольший товарообмен между соседними государствами.

Логистическое хозяйство, как и все отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.

Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР, и уже стало не пригодным, требуется модернизация транспортной системы. Состояние всего транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса, государство должно принимать меры по развитию транспорта, развивать инновации в сфере транспортной системы, применять щадящие налоги к российским перевозчикам, модернизировать наши дороги держать их в хорошем состоянии, технически оснащать транспортную отрасль, привлекать инвесторов для вложения денег в российскую экономику в целом и в частности в развитие транспорта. От того как будет выполняться решение по выполнению всех этих проблем будет зависеть дальнейшее состояние развитие нашей экономики.

Литература:

1.     Аксенов И. Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2001. — 383с.

2.     Грищенков А. И., Панина И. С. Логистический менеджмент и инновационные процессы в экономике: монография.-Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2009. 216с.

3.     Громов Н. Н., Панченко Т. А., Чудовский А. Д. Единая транспортная система: Учебник для вузов. — М.: Транспорт, 2002. — 304с.

4.     Перепелюк А. В., Бондаренко В. О., Мироненко Л. А.. Экономика промышленного транспорта: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2002.-336с.

5.     Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б. А. Аникина.- М.: ИНФРА-М, 1999.-270 с.

6.     URL: http://www.kazedu.kz/referat/182589

Основные термины (генерируются автоматически): различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Похожие статьи

Перспективы развития различных видов транспорта...

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Перспективы и проблемы развития рынка... | Молодой ученый

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Развитие транспортной инфраструктуры в рамках проекта...

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Транспортная система России, включает все виды современного...

Такими категориями являются «транспортная система», «транспортный комплекс», «транспортная логистика», «транспортно-логистическая инфраструктура». Их дефиниции нашли закрепление в нормативных правовых актах по вопросам транспорта.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

вид транспорта, автомобильный транспорт, Россия, железнодорожный транспорт, перевозка, груз, различный вид транспорта, морской транспорт, Выбор вида транспорта, транспортная система.

Основные направления и проблемы развития инновационных...

- «многофункциональная транспортная система, которая объединяет различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и ближайшей пригородной зоне»

комплексы; мультимодальные транспортно-логистические...

Развитие и функционирование транспорта определяет хозяйственную жизнь страны. Хорошо организованная транспортная система — основа достижения социальных, экономических, геополитических целей государства...

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

Перспективы развития различных видов транспорта...

транспортно-экспедиционное обслуживание при перевозках любым видом транспорта

Ведь именно на основании данных официальной статистики разрабатывается транспортная стратегия Российской Федерации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Перспективы развития различных видов транспорта...

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Перспективы и проблемы развития рынка... | Молодой ученый

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Развитие транспортной инфраструктуры в рамках проекта...

различный вид транспорта, транспортная безопасность, вид транспорта, транспортная инфраструктура, транспортная система, развитие транспорта, логистик, сфера, Российская Федерация, Транспортная стратегия.

Транспортная система России, включает все виды современного...

Такими категориями являются «транспортная система», «транспортный комплекс», «транспортная логистика», «транспортно-логистическая инфраструктура». Их дефиниции нашли закрепление в нормативных правовых актах по вопросам транспорта.

Сущность железнодорожных перевозок и их роль в развитии...

вид транспорта, автомобильный транспорт, Россия, железнодорожный транспорт, перевозка, груз, различный вид транспорта, морской транспорт, Выбор вида транспорта, транспортная система.

Основные направления и проблемы развития инновационных...

- «многофункциональная транспортная система, которая объединяет различные виды транспорта и осуществляет движение по территории города и ближайшей пригородной зоне»

комплексы; мультимодальные транспортно-логистические...

Развитие и функционирование транспорта определяет хозяйственную жизнь страны. Хорошо организованная транспортная система — основа достижения социальных, экономических, геополитических целей государства...

Методы оценки величины перспективного грузопотока...

Перспективы развития различных видов транспорта...

транспортно-экспедиционное обслуживание при перевозках любым видом транспорта

Ведь именно на основании данных официальной статистики разрабатывается транспортная стратегия Российской Федерации.

Задать вопрос