Библиографическое описание:

Виниченко В. А., Бабаев А. В., Бударина В. В. Особенности развития транспортного комплекса северных регионов Сибири [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 124-129.



Рассматриваются специфические особенности транспортного комплекса северной части Сибири, анализируется текущее состояние каждого из возможных в регионе видов транспорта, определяются основные тенденции и проблемы развития.

В качестве одного из приоритетных направлений развития транспортной системы севера Сибири предлагается мера так называемого дерегулирования, представляющего собой новый шаг в отношениях с иностранными инвесторами, для которых бюрократические проволочки и административное давление являются сдерживающим фактором в процессе выбора альтернативного варианта вложения имеющихся средств.

Ключевые слова: транспортный комплекс, транспортное обслуживание, Сибирь, северный завоз, Сибирский регион, дерегулирование

Discusses the specific features of transport complex of the Northern part of Siberia, analyzes the current state of each of the possible region types of transport, defines the basic tendencies and problems of development.

As one of the priority directions of development of transport system of the North of Siberia is proposed as the so-called deregulation, which is a new step in relations with foreign investors, for which the bureaucratic and administrative pressure are the limiting factor in the selection process of alternative investments of available funds.

Исторически сложились определенные особенности развития северных регионов нашей страны и, в частности, Сибири. Обусловлены они климатическими условиями, степенью освоения данных регионов, а также наличием большого числа месторождений углеводородов. Являясь крупнейшим мировым источником минерального сырья Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, а особенно северная его часть играет важную роль в структуре топливно-энергетического баланса [2]. Это обстоятельство повлияло в значительной мере на формирование транспортного комплекса региона — здесь создана плотная сеть трубопроводов, соединенных в Единую систему газоснабжения России.

Рассматривая магистральный трубопроводный транспорт севера Тюменской области, в частности, Ямало-Ненецкого автономного округа, можно говорить о лидирующей позиции в сфере строительства и обслуживания газотранспортных мощностей ОАО «Газпром», при этом, компания предоставляет недискриминационный доступ к газопроводам независимым компаниям [4].

Исследуемый регион наделен следующими трубопроводами:

– Бованенково — Ухта и Ухта2-Бованенково протяженность каждого — 1200 км проектная мощность 140 млрд. куб. м. в год;

– Ухта-Торжок протяженностью 1300 км. Проектная мощность 81,5 млрд. куб.м. газа в год;

– Ямал — Европа протяженность более 2 тыс. км. Проектная мощность 32,9 млрд. куб.м. в год. Состоит из четырех участков: российского, белорусского, польского и германского. Северные районы Тюменской области (СРТО — Торжок) протяженность 2200 км, проектная мощность 20,5–28,5 млрд. куб.м. в год.

Таким образом, для транспортировки газа на экспорт возможно использование газопровода «Ямал-Европа» лишь в западном направлении. По ряду объективных причин, среди которых можно назвать и пакетные антироссийские санкции, и резкое снижение объемов инвестирования западных компаний, и ослабление курса национальной валюты и проведение военной операции в Сирии с использованием соединений воздушно-космических сил и военно-морского флота, Россия, реализуя свою евразийскую функцию, повернулась на восток.

Вариантов транспортировки сжиженного природного газа на Восток с Ямала действующая трубопроводная система не предлагает.

Европейское направление, в свою очередь, потеряло свою привлекательность с введением вышеупомянутых санкций, которые не только ухудшили отношения, но и свели к историческим минимумам основные социально-экономические показатели, в т. ч. объемы ВВП и экспорта СПГ. При этом, нужно учитывать, что европейское общество уже не один год проводит политику «зеленых», сводящуюся к уменьшению потребления нефти, газа, атомной энергии и призывающей использовать солнечную энергию и энергию ветра как источники альтернативных энергетических запасов.

Важное значение имеет водный транспорт, являясь единственной доступной альтернативой воздушному в организации северного завоза, а также обеспечивая доставку грузов в районы добычи нефти и газа по рекам Обь-Иртышской воднотранспортной системы. Основные судоходные пути расположены в бассейнах Оби и Енисея, при этом климатические условиях позволяют осваивать грузооборот с мая по сентябрь. В зависимости от уровня выпавших осадков, а также при пересыхании рек, может варьироваться глубина оси судового хода, что напрямую сказывается на пропускной способности участка. Крупные речные порты находятся в Новосибирске, Тобольске, Омске, Томске, Сургуте и Барнауле.

Таблица 1

Характеристика основных водных путей Обь-Иртышского бассейна

Название реки

Куда впадает

Длина, км.

Протяженность для судоходства, км

Продолжительность физической навигации, сут.

Гарантированные глубины, см.

Иртыш

р. Обь

4450

на всем протяжении

175–210

100–230

Тавда

р. Тобол

725

на всем протяжении

175–185

75–120

Обь

Обская губа

3677

на всем протяжении

130–190

130–300

Томь

р. Обь

827

276

179–187

230 до Томска

Вах

964

689

145–150

120–230

Казым

659

188

140–145

120

Северная Сосьва

р. Мал. Обь

754

650

150–155

80–270

Надым

Обская губа

545

131

120–132

160–230

Пур

Тазовская губа

389

на всем протяжении

100–125

100–210

Таз

Тазовская губа

1401

815

100–120

130–210

Обская губа

Карское море

804

на всем протяжении

100–110

230–300

Тазовская губа

Обская губа

383

” “

100–110

130–210

Гыданский залив

Карское море

319

” “

100–110

300

Как видно из таблицы 1 [3], большая часть рек Обь-Иртышского бассейна судоходна, однако, существенным недостатком судоходных рек Обь-Иртышского бассейна считается отсутствие связи их со смежными бассейнами, попытки создания которых предпринимались не раз, но так и не были осуществлены. В 1893 г. был сооружен водораздельный канал между реками Кеть (приток Оби) и Кас (приток Енисея), однако он почти сразу утратил значение, так как не был обеспечен питанием. Предложенные ранее проекты по устройству водных путей, связывающих реки Сибири и Европейской части России, в том числе создание Трансуральской водной магистрали, соединяющей Обь и Волгу, также не были осуществлены [9].

Несмотря на отсутствие межбассейновых связей, Обь-Иртышский бассейн через акваторию Обской губы имеет выход к маршруту СМП, что при должном уровне развития последнего может стать окном региона во внешний мир, тем более, что начало уже положено — в 2013 году на западном берегу Обской губы Карского моря первые грузовые суда принял морской порт Сабетта. Уже сейчас это положительно сказалось на динамике грузооборота (табл.2).

Таблица 2

Отправление грузов водным транспортом врайоны Крайнего Севера иприравненные кним местности за 2017 год, тыс. т.

Несмотря на то, что навигация в самом разгаре — и впереди еще 4 продуктивных месяца работы, уже освоено 43 % от общего грузооборота прошлых лет и есть все основания судить о вероятном превышении пика завоза грузов в 2017 году за семнадцатилетний период, пришедшегося на 2011 год.

Таблица 3

Перевозки грузов игрузооборот внутреннего водного транспорта по видам сообщения

Создание морского порта в акватории Обской губы повышает привлекательность морского транспорта, предоставляет возможность превращения его в качестве опорного пункта СМП, что стало очевидным после начала завершающего этапа работ глубоководного морского порта Сабетта в одноименном поселке, ставшего результатом разработки и масштабного освоения месторождения Южно-Тамбейское, расположенного на севере полуострова.

Новый порт призван обеспечить круглогодичную навигацию судов танкерного типа по Северному морскому пути как в западном, так и в восточном направлениях.

Общие характеристики порта:

– подходной канал длиной 6 км, шириной 495 м;

– морской канал длиной 49 км, шириной 295 м;

– акватория порта.

Акватория, а также оба канала имеют отметку дна минус 15,2 м. Общий объем дноуглубительных работ составляет порядка 70 млн. куб. м. В состав морского порта также входит морской терминал «Мыс Каменный» [5].

Невозможность применения морского транспорта в качестве монотранспорта на всем полуострове обусловлена пролегающими маршрутами судов, отсутствием обустроенных причальных сооружений, а также необходимостью ледокольной проводки грузовых судов в зимний период. Судоходный район Обской губы промерзает в зимнее время и толщина льда достигает 2 метров.

Однако, в условиях отсутствия альтернативных вариантов транспортировки того же природного газа, коим богат север Сибири в страны АТР, где сегодня максимальный спрос на него, морской транспорт представляется единственно возможным. Поворот на восток, начавшийся после саммита АТЭС 2012 г., в преддверии которого Путин В.В, призвал «поймать китайский ветер в паруса нашей экономики» [8], продиктован не только экономическими соображениями в части экспорта углеводородного сырья, но и желанием улучшить инвестиционный микроклимат в изолированных северных территориях, требующих качественно новых инвестиционных проектов.

Железнодорожная сеть в регионе достаточно развита и представлена Транссибирской (Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск), Среднесибирской (Иртышская — Корсун — Камень-на-Оби — Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда — Барнаул — Артыша — Новокузнецк — Тайшет) магистралями, на севере формирование сети продолжается, поскольку суровые климатические условия предопределяют интенсивное развитие всепогодных видов транспорта и в первую очередь наземных — железнодорожного, автомобильного и трубопроводного [1]. Тенденцией последних лет является повышение доли воздушного транспорта — по сравнению с 2000 г. грузооборот увеличился в 2,2 раза, при этом объем транспортной продукции в международном сообщении вырос почти в три раза (табл. 4) [7].

Таблица 4

Перевозки грузов игрузооборот воздушного транспорта

Специфической особенностью воздушного транспорта является пополнение подвижного состава судами импортного производства, однако, это обстоятельство в целом повышает качество транспортного обслуживания населения, что нивелирует политический компонент, связанный с возможным введением санкций.

Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием невелика, их основная доля сосредоточена в южной и центральной частях региона. Развитие автомобильного транспорта осуществляется за счет освоения новых месторождений, а также с целью организации подвоза грузов к железнодорожным станциям, портам, причалам. Наложило свой отпечаток на автомобильную инфраструктуру историческая особенность развития России, которое осуществлялось по централизованному типу — благодаря такой модели сеть автомобильных дорог разрослась в виде огромной звезды, оси которой берут свое начало в столице (рис. 1).

Рис. 1. Система федеральных автомагистралей в США (левый верхний квадрант), Китае (правый верхний) и России (нижний) [6]

В целом, транспортная система северных регионов Сибири обладает достаточно большой грузонапряженностью и имеет ряд специфических особенностей, которые возможно при правильном администрировании превратить в конкурентные преимущества и использовать с целью повышения основных социально-экономических показателей региона. В ближайшей перспективе необходимо снять колониальное клеймо с Сибири, о котором начали говорить еще в XVIII веке — например, один из знаменитых мемуаристов Ф. Ф. Вигель говорил: «Сибирь, как медведь, сидит у России на привязи», большевики называли Сибирь «колонией в экономическом смысле», а эта легкая степень пренебрежения не дает создать благоприятные возможности для роста инвестиционного капитала.

Географическое положение, а также природные богатства дают возможность Сибири связывать континенты между собой тесными экономическими связями, выступая на рынке транзитных перевозок в качестве надежного и стратегического партнера, но становится возможной такая международная интеграция лишь при синхронизации развития транспортной системы с обязательным включением в нее всех видов транспорта и транспортно-логистических комплексов, отвечающим современным требованиям. С целью сокращения качества транспортного обслуживания, необходимо опираться на ключевой элемент перспективной политики в ближайшие десятилетия — дерегулирование. Такая мера была принята на вооружение, например, на Дальнем Востоке на функционирующих площадках ТОСЭРов (территорий опережающего социально-экономического развития). Именно этот механизм считается прорывным в преодолении бюрократических барьеров, стоящих на пути привлечения инвестиционного капитала на север Сибири, потенциал которого огромен.

При этом, опыт экономически благополучных стран должен находить свое отражение в «Стратегии экономического и социального развития Сибири на период до 2025 года» с целью определения приоритетных стратегических направлений развития, устранения высокого уровня транспортной дискриминации населения и создания качественно новых транспортных систем.

Литература:

 Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-техническое аспекты. Тематический блок «Безопасность железнодорожного транспорта». Безопасность железнодорожного транспорта в условиях Сибири и Севера. Научн.рук. Н. А. Махутов. — М.: МГОФ «Знание», 2014, — 856 с.

 Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020».

 Основные характеристики рек России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vsereki.ru/interesnoe-o-rekax/sravnitelnaya-xarakteristika-rek-rossii (дата обращения: 20.07.2017).

 Официальный сайт ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazprom.ru/about/production/transportation/ (дата обращения: 20.12.2016).

 Официальный сайт строительной компании СК МОСТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.skmost.ru/objects/gidro/port-sabetta/ (Дата обращения: 23.12.2016).

 Поворот на Восток: Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России / отв.ред.И. А. Макаров. — М.: Международные отношения, 2016. — 448 с.: ил.

 Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. — Т65 М., 2016. — 112 с.

 Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости, 27 февраля 2012: http://www.mn.ru/politics/20120227/312306749.html

 Хозяйственное значение и использование вод. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://рустрана.рф/article.php?nid=347211. (Дата обращения: 08.05.2017)

Основные термины (генерируются автоматически): северных регионов Сибири, of transport, Обской губы, север Сибири, видов транспорта, of siberia, of development, транспортного комплекса, морского порта, развития транспортной системы, системы севера Сибири, of transport complex, северной части Сибири, of transport system, types of transport, рек Обь-Иртышского бассейна, богат север Сибири, социального развития Сибири, and problems of, part of siberia.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос