Библиографическое описание:

Цой Г. А. Культурные факторы становления технического университета как формы адаптации университета к изменениям образовательной парадигмы // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1506-1509.

В данной статье рассматриваются предпосылки изменения модели классического университета как формы адаптации университета к современным условиям и формирование новой модели — модели технического университета.

Ключевые слова:технический университет, инженер, специалист техники и технологии, образовательная среда.

 

Университеты играют важную роль в жизни современного общества, целиком и полностью зависящего от научных открытий, просвещенности и профессионализма. С расширением информационных потоков и изменения мира изменяется знание, существует не одно, а много типов знаний: процессуальное знание, невербальное знание, практическое знание, знание, основанное на жизненном опыте [1]. Все эти типы знания указывают на множество путей к познанию в современном мире, что создает условия для создания новых форм университетского образования. Отметим, что развиваясь, идея университета дала миру новую формацию высшего профессионального образования, ориентированную на практическую направленность, так как в эпоху индустриализации культура перестает быть главной ценностью университетского образования, главным становится прагматизм [2]. Феномен возникновения технических университетов стал ответом на требования к уровню управления производством в рамках научно-технической революции.

Технические университеты развивались на традициях высших технических школ, где основными аспектами являются: построение образовательной деятельности на научной фундаментальной основе; интеграция теоретического обучения и практической подготовки специалиста на основе производственной практики; ориентация высшего технического образования на систему университетского образования с разработкой передовых педагогических идей при подготовке инженеров. В ХХ веке университет, как социообразовательный феномен, претерпев многовековую историю своего развития, сохранил те критерии, которые определяют его существо как элемент европейской культуры:

-                   высокая интеграция образования и науки;

-                   ориентация на фундаментальные исследования по широкому спектру научных направлений, в том числе исследования междисциплинарные;

-                   транслирование базовых знаний в различных областях науки;

-                   подготовка кадров высшей научной квалификации;

-                   способность к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей.

На рубеже ХХ — ХХI веков общество является свидетелем достаточно своеобразной ситуации: необходимо содействовать новому пониманию путей развития университета как элемента европейской культуры. Важнейшими системообразующими характеристиками университетской образовательной системы являются свобода выбора, фундаментализация и гуманизация, плюрализм, так как развивающаяся теория университетского образования обнаруживает противостояние ориентиров университетской образовательной системы, выраженных как либеральное образование и практико-ориентированное образование.

Специфика университета всегда определялась социокультурным кодексом, который формировала эпоха. Одновременно, специфика университетского образования всегда была ответом на вызов времени. Начиная с конца 60-х годов прошлого столетия возникла необходимость комплексной адаптации к кардинальным технологическим преобразованиям. Формой такой адаптации явились университеты технического профиля.

Именно технические университеты явились той базой, которая позднее определила возможность создания и становления академических инновационных университетов. Процесс превращения технических вузов в технические университеты опирался, во многом, на серьезные основания, и этому процессу предшествовал длительный поиск нового содержания, новых форм и методов обучения, поиск путей и средств формирования социокультурной среды и традиций, в рамках которых формировался феномен университетского технического образования.

Ситуация становления новой формы университетского образования осложнялась тем, что на протяжении исторического развития и существования университетские центры не принимали в своей учебной системе прикладные инженерные и технические науки, это определило специфику университетской образовательной парадигмы. Например, английские университеты были ориентированы на социально-гуманитарное образование, такая тенденция изменилась лишь в 70-е годы прошлого столетия, когда многие технологические колледжи Великобритании трансформировались в технические университеты. Этот процесс затронул не только университеты Англии. Подобная ситуация происходит в Кембридже, где открылся технологический университет.

Во Франции — это около 200 высших инженерно-технических школ и научно-технических центров при университетах (NFI), более 20 полуавтономных (в рамках университетов) институтов (IUT) и учебных центров (STS), которые готовят и выпускают специалистов инженерно-технических направлений. Среди инженерно-технических школ с высоким качеством образования и подготовкой ученых и элитных технических специалистов наиболее известны Политехническая школа в Париже, Высшая национальная школа механики в Нанте, Центральная школа гражданских инженеров в Лионе. В университетах параллельно с подготовкой по традиционным специальностям были созданы учебно-исследовательские структуры научно-технического профиля.

В то же время возрастает роль и значение традиционных университетов в подготовке инженерных кадров, так как часть технических институтов и учебных центров входят в состав университетов и образовательная деятельность управляется университетами. Кроме того, в рамках становления нового типа высшего учебного заведения — технического университета получили статус технических университетов. Например, в Компьене образован Технологический университет, имеющий в своей структуре 5 учебно-исследовательских единиц: биотехнологии, химической технологии, механики, прикладной математики и статистики, а также системы профессиональной ориентации непрерывного образования. В Японии в университетах, технических институтах и колледжах осуществляют подготовку инженеров и специалистов в области техники и технологии. Токийский университет одним из первых образовал инженерный факультет наравне с колледжами права, медицины, филологии, естественных наук.

Сегодня университет Киото занимает 36 строчку в мировом рейтинге «ТНЕ — QS World University Rankings 2015», а Токийский университет находится на 68 месте в данном рейтинге, что подчеркивает элитнарность этих вузов, профессионально-образовательные программы, которых отвечают специфике инженерного образования Японии. В ведущих японских университетах Токио, Киото и Осаки сегодня готовят около 40 % инженерных и технических специалистов широкого профиля.

В США подготовку инженерных кадров осуществляют образовательные учреждения различного типа (технологических институты, политехнические институты, военно-инженерные академии, технические университеты и т. д.). Лидируют в подготовке бакалавров, магистров и докторов в области техники и технологии следующие университеты: Иллинойский, Пенсильванский, Техасский, Стенфордский, Калифорнийский, Массачусетский. Американские вузы готовят специалистов по различным техническим направления (около 30 направлений подготовки): авиация и космонавтика, архитектура, химическая технология, электротехника и электроника, электронно-вычислительная техника и т. д.

Существуют различные формы образования технических университетов. Подготовка технических специалистов по инженерным направлениям в университетах классического типа привела к тому, что происходит трансформации и переход от классического к техническому университету. Так возник ряд технических университетов Франции, Великобритании и Японии. Некоторые японские и британские университеты, расширяя подготовку по инженерным специальностям, эволюционировали в технические университеты.

В качестве еще одного фактора, который приводит к появлению технических университетов является рост и развитие технологических и инженерно-технических институтов и колледжей, иллюстрацией такого преобразования могут служить такие технические университеты, как: Калифорнийский, Иллинойский и другие технологические институты США, Технический университет Ганновера, Хельсинский институт технологий и т. д.

Также можно выделить еще один способ образования и становления технических университетов — объединением и слиянием классических университетов с различными инженерно-техническими и технологическими институтами. Подобным образом возник и технический университет Карнеги-Меллона, включивший в свою структуру технологический институт Карнеги и научный институт Меллона.

Если мы обратимся к отечественному опыту, то не следует рассматривать в России создание технических университетов как подражание зарубежному опыту, этот процесс явился продолжением отечественных традиций развития инженерной подготовки для нужд отечественной промышленности. Высшее техническое российское образование является конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг. Разработанные в России идеи, принципы и методы подготовки технических специалистов и профессиональных инженеров являются важнейшей задачей развития высшей технической школы на современном этапе. Традиции российской высшей технической школы формировались в течение двух столетий и основными приоритетными принципами являются: высокий теоретический уровень преподавания, а также формирование практических навыков широкого спектра. В сравнении с Россией, в Германии или США высшее техническое образование носило более узкопрактическую направленность.

Развитие отечественной высшей технической школы шло в тесном сотрудничестве с естественно-научными факультетами университетов, что позволяло повысить степень теоретической подготовки в процессе обучения студента. Хотя сегодня практика показывает, что во время перестройки, когда разрушались предприятия, исчезала база для практического обучения специалистов-инженеров и это нанесло непоправимый урон качеству и уровню подготовки российских инженеров.

Построение концептуальной модели технического университета основывается на создании системного определения, ориентированного на основные характеристики, отличающие технический университет. При этом следует выделять вопрос о месте технического университета в классификации образовательных структур, также необходимо выяснить специфику деятельности технического университета и провести анализ ценностно-смысловой характеристики технического университета. Для того чтобы определить специфику технического университета, необходимо ответить на вопрос: что отличает технический университет от других образовательных структур в системе высшего образования, каковы отличительные черты каждой образовательной структуры?

Образование — это социальный механизм накопления и передачи культуры, трансляция опыта и традиций, исходя из этого, отличительные особенности должны быть включены в содержание образования. Различия между гуманитарным, естественно-научным и техническим знанием включают следующие основания: состав воспроизводимых в образовании элементов культур; ценностно-смысловая характеристика использования элементов культуры в образовании; интеграция элементов культуры в образовании.

Исходя из этого определения, мы приходим к выводу, что основные образовательные программы технических университетов в такой классификации основываются на: гуманитарном, естественно-научном и техническом (профессиональном) блоке, каждый из блоков формирует знание по определенному направлению; все виды знаний включаются в образовательные программы в качестве целей и планируемых результатов образования, которые достигаются путем синтеза различных видов знаний, при этом имеют инженерно-техническую направленность в профессиональной области. Эти признаки дают нормативное описание технического университета как образовательной структуры, в которой должны быть реализованы образовательные программы по различным инженерным направлениям. При этом нормы накладываются на саму структуру, содержание и конечный результат процесса обучения, но сами механизмы культурной преемственности по трансферу знаний и опыта носят творческий и индивидуальный характер. Таким образом, деятельность студентов и профессорско-преподавательского состава не может быть полностью нормирована и определена описанием условий реализации образовательной программы.

Такой подход формирует общее определение технического университета и указывает на его отличие от других форм университетского образования. Специфика деятельности технического университета касается, в первую очередь, не просто реализации образовательных программ, но и формирование этих программ с учетом научно-технического прогресса и накопленного теоретического знания, необходимого для инженерно-технической деятельности.

Цели образования, тип реализуемых образовательных программ формируется не только на основе результатов деятельности самого технического университета, современная конкуренция на рынке образовательных услуг определяет необходимость создания образовательной модели, ориентированной на опережающую подготовку специалистов высокого уровня. Также специфику технического университета определяют сами предприятия, получая практические результаты, затем вкладывают инвестиции в приоритетную область науки и образования, используя такой подход в Российских технических университетах была сформированы университетские образовательные программы в области управления в проектах IT-технологий, медиа-технологий, ресурсосберегающих технологий и т. д.

При этом огромное влияние на специфику высшего технического образования оказывает процесс глобализации, когда формируются требования к знаниям, лежащим на наднациональном уровне. Например, в Томском политехническом университете осуществляется процесс интеграции образовательной и научной деятельности в международное образовательное пространство: работают международные научно-образовательные лаборатории, ведется образовательная деятельность по совместным магистерские образовательным программам DD (Double Degree), реализуемым с вузами Германии, Франции, Великобритании, Чешской Республики, Китая и Казахстана. Осуществляя подготовку студентов инженерных специальностей совместно с зарубежными вузами необходимо формировать единые подходы к построению образовательных программ и оценки результатов образовательной и деятельности.

Подводя итог анализа становления технического университета и формирования его характеристик, мы пришли к выводу, что в сравнении с классическим университетом технический университет являет собой новую образовательную структуру, которая несет в себе как классические характеристики (консолидация культуры, идея интеллектуального развития личности), так и новые характеристики, которые определяют концепцию технического университета. Изменения университетского технического образования связаны с изменениями, происходящими в новом подходе к синтезу фундаментальных и прикладных наук с совершенствованием производства, технологического и социального развития современного общества, а также с процессами глобализации мировой экономики и интернационализацией образования. Технические университеты представляют собой межотраслевые научно-технические комплексы, где используются тенденции развития «знаниевой индустрии», которую можно характеризовать понятием «технологический трансфер», реализация которого невозможна без высокого качественного уровня материально-технической базы для подготовки специалистов и проведения научных исследований.

Ценностно-смысловая характеристика технического университета состоит в том, что он создается и развивается для формирования условий единой культуры, являясь образовательным центром, синтезирующим духовную и научную жизнь общества. Такая концептуальная модель определяет технический университет как центр науки и технологий, образования и культуры; центр, где осуществляются фундаментальные исследования, а также ведется подготовка профессиональных инженеров, способных, используя междисциплинарный подход, творчески решать поставленные задачи. Сохранив неизменные принципы, технический университет обрел свою специфику в результате адаптации к кардинальным технологическим преобразованиям, которые позволили заложить и сформировать базис инновационного университета.

 

Литература:

 

1.                  Барнетт Р. Осмысление университета. Альманах № 1 «Образование в современной культуре». [Электронный ресурс] / Центр проблем развития образования Белорусского государственного университета / www.edc.bsu.by (Дата обращения 30.05.2011).

2.                  Ридингс Б. Университет в руинах/ пер. с англ. А. М. Корбута; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2009. — 248 с.

3.         Розов Н. С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования.2007. № 10. — стр. 71–75.

4.                  Телегина Г. В. Образование на перекрестках культур: реформа на Западе и ее интерпретации: [моногр.] Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. — 328 с.

5.                  Цой Г. А. Элементы управления качеством в вузе: опыт томского политехнического университета // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2010 г. — выпуск № 2 (4). — стр. 80–85.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle