Автор: Кобзева Надежда Александровна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (25) февраль 2011 г.

Статья просмотрена: 3101 раз

Библиографическое описание:

Кобзева Н. А. Компетентностный подход как основа в обучении иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т.2. — С. 89-92.

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный подход в системе образования, которые обсуждаются в современных научно-педагогических исследованиях; рассмотрена роль компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход.

The article presents the analysis of concepts competence, competency and competence-based approach in the education system, which are discussed in modern science and educational research, the competence approach importance in foreign language teaching within technical university.

Key words: competence, competency and competence-based approach.

В настоящее время тема компетентностного подхода в системе высшего технического образования становится принципиально важной и активно обсуждаемой. Это связано с тем, что она включает новую образовательную парадигму, вектор которой направлен в сторону гуманизации.

Целый ряд факторов обуславливают актуализацию компетентностного подхода в образовании. Сюда можно отнести проблемы окружающей среды в связи с переходом к постиндустриальному обществу, динамизм жизненных процессов, колоссальное увеличение информационных потоков. Активнее задействованы рыночные механизмы в обществе, возросла профессиональная мобильность, появились новые профессии, изменились требования к ним – они стали более интегрированными, менее специальными.

В силу этих обстоятельств появилась необходимость формирования личности, умеющей жить в новых условиях. Время диктует качества такой личности: ответственность, стрессоустойчивость, творческий потенциал, способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Становится ясным, что для успешной профессиональной деятельности уже недостаточно получить высшее образование и на том остановиться - возникает потребность пополнять свои знания, добавлять, возможно, информацией совсем из другой области.

Востребованность концепции компетентностного подхода в сфере высшего профессионального образования определили актуальность и цель данной статьи.

Считается, что одним из первых компетентностный подход предложил шотландский исследователь Дж. Равен [1]. Основные понятия в понимании компетентностного подхода – компетенция и компетентность. Существует множество трактовок этих слов.

Словарь Webster's Online Dictionary утверждает, что само слово competence в английском языке появилось до 1590 года. (“Competence” was first used in popular English literature: sometime before 1590)[2].

В интернет-энциклопедии Wikipedia.org, создаваемой совместными усилиями многих людей, competency трактуется как компетенция в узком смысле, а competence - как общая компетенция, т.е. компетентность.

В русскоязычной версии этой энциклопедии даются следующие определения терминов компетентность и компетенция:

  • «Компетентность (от англ. competence) – cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция, общая – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области;

  • Компетенция, профессиональная — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

  • Компетенция (управление персоналом) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и др. качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании;

  • Компетенция (юридический термин) — совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления);

  • Компетенция межкультурная - способность успешно общаться с представителями других культур;

  • Компетенция ключевая, организации - совокупность конкурентных преимуществ организации, ее главный козырь в конкурентной или гиперконкурентной борьбе»[3].

В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие специалисты. Они представляют различные точки зрения, создают разные терминологические аппараты и пока не выработали единой теоретической концепции компетентностного подхода в образовании, что затрудняет педагогическую практику.

По определению теоретика компетентностного подхода А.В. Хуторского, компетенция это – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетентность же – это совокупность личностных качеств ученика (ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), это способность к деятельности в определенной личностно-значимой сфере[4].

По мнению М.Е. Бершадского, «понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объем понятия «умение»; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции представляются несколько искусственными»[5].

Таким образом, выделяются две противоположные точки зрения на сущность понятия компетентность и компетенция.

А.Г. Бермус в статье, посвящённой анализу условий реализации компетентностного подхода в условиях российского образования, отмечает, что компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Это, по его мнению, касается как научных обсуждений этого явления, так и компьютерного редактора, обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный [6].

Исходя из мнения большинства исследователей, примем следующие трактовки этих терминов. Компетенция – компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность – умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций.

Три этапа в становлении компетентностного подхода выделяет И.А. Зимняя:

1) первый этап (1960 – 1970 гг.) – введение в научный аппарат категории «компетенция»; исследование в теории обучения языкам разных видов языковой/коммуникативной компетенции; создание предпосылок разграничения понятий «компетенция»/»компетентность»;

2) второй этап (1970 – 1990 гг.) – использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности»;

3) третий этап (с 1990 гг.) – в общеевропейских документах компетенции стали рассматривать как желаемый результат образования, определены основные глобальные компетенции[7].

Третий этап развития компетентностного подхода отражён в материалах ЮНЕСКО, где обозначены компетенции, которые следует рассматривать всеми как желаемый результат образования [8].

В Берне на симпозиуме (1996 г.) по программе Совета Европы было определено, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования. Так же было подчёркнуто, что диплом не может быть гарантией получения работы. Многие молодые люди, оканчивая учебное заведение, не имеют представления важных компетенциях которые им будут нужны в будущей трудовой жизни: коммуникативная компетенция, способность работать в коллективе, творчество, любознательность, толерантность [9].

Советом Европы и Европейским парламентом в декабре 2006 года был принят список ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы:

«умение общаться на родном и иностранном языках; математическая компетентность и базовые компетенции в области науки и техники; IT грамотность; способность учиться всю жизнь; социальные и гражданские компетенции; смысл инициативы и предпринимательства, а также способность жизни в поликультурном мире» [10].

Перечисленные компетенции описывают набор требований к выпускнику образовательного учреждения, которые позволят ему либо продолжить обучение, либо приступить к работе.

Несомненно, что сегодня для реализации компетентностного подхода в образовании нужна опора на международный опыт, с учетом необходимой адаптации к традициям и потребностям России.

Теоретико-методологической основой феномена компетентностного подхода являются работы ведущих зарубежных и российских ученых по направлению формирования учебной компетенции: Т.И. Барышникова, Г.М. Бурденюк, О.Ю. Зверлова, Р.М. Грановская, Ю.А. Конаржевский, Н.Ф. Коряковцева, Е.И. Пассов, Е.С. Полат, М.М. Поташник, Г.К. Селевко, Е.Н. Соловова, Т.Ю. Тамбовкина, Т.Ю. Терновых, А.В. Мариничева, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Н.И. Чернова, О.Н. Щёголева, Б. Оскарсон, У. Тучкова, М.В. Бернавсквя, О.С. Виноградова, Я.Е. Кузнецов, P. Bimmel, G. Neuner, K. Kleppin, S. Neuner, U. Rampillon и др.

Анализ литературы по проблеме показывает, что компетенция понимается комплексно, как структура, слагаемая из различных частей – совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности; свойств личности; потенциальной способности индивида справляться с различными задачами. К. Кин (K.Keen) образно сравнивал компетенцию с пальцами на руке (навыки, знания, опыт, контакты, ценности), которые координируются ладонью и контролируются нервной системой, управляющей рукой в целом [11].

Современные социально-экономические условия выдвигают на первый план специальные дисциплины и исследования в области науки, техники и инновационных технологий. Интеграция общества стремительно происходит на всех уровнях. Высшие учебные заведения становятся центрами научных исследований и обучения и играют важную роль в формировании и развитии международного научно-образовательного пространства. К таким вузам принадлежит Томский политехнический университет (ТПУ), занимающий лидирующие позиции среди технических вузов России по накопленному опыту и потенциалу развития как научного, так и международного сотрудничества.

ТПУ является членом крупных международных образовательно-исследовательских организаций и сообществ: IAU, IAUP, IGIP, IAUP, SEFI, EARMA, WFEO, СESAER, CLUSTER, EUA и др.[12].

В 2011 г. состоится массовый переход российских вузов на двухуровневую систему высшего образования по Федеральным государственным образовательным стандартам III поколения (ФГОС-III). Концепции ФГОС-III отличаются тем, что они содержат, в основном, требования к результатам обучения (компетенциям) выпускников основных образовательных программ.

Политика Томского политехнического университета в области менеджмента качества направлена на постоянное обеспечение подготовки специалистов высокой (магистры) и высшей (кандидаты и доктора наук) квалификации на основе компетентностного подхода. Формирование этих требований проводится на базе модели специалиста – инженера, являющегося центральной фигурой научно-технического прогресса.

Построение модели инженера является сложным и неоднозначным процессом. Профессиограмма инженера международного уровня включает не только специальные технические знания и умения, но и гуманитарные аспекты, такие как философия, психология, этика, социология, история культуры, экология и риторика. Важное место в этой профессиограмме занимает такой аспект, как владение иностранным языком.

Требования к современному инженеру отражены в критериях международных сертификационных и аккредитационных организаций по инженерной подготовке, профессиональных консорциумов и ассоциаций.

В этих критериях сформулированы как обязательные общие требования к выпускникам университетов, освоившим инженерные программы, так и гуманитарные:

«Следует обратить внимание на то, что рассмотренные требования относятся не только к основной естественнонаучной, математической, профессиональной и специальной подготовке инженеров, но и к дополнительным навыкам, таким как способность к коммуникации, командной работе, владение иностранным языком, и другим так называемым «transferable skills», или «soft skills» [13].

Их гуманитарная суть заключается в следующем: «… способность рассматривать различные аспекты инженерных проблем с глобальной точки зрения; понимание результатов воздействия и влияния технологий на общество и окружающую среду, а также ответственности и обязательств инженера перед обществом в соответствии с законами профессиональной этики; технологий, а также способность применять эти знания; коммуникативные навыки, включая устную и письменную речь, навыки ведения дискуссий на родном языке и базовые навыки эффективного общения на иностранном языке; способность учиться самостоятельно и постоянно…» [13].

В критериях Европейской Федерации Национальных Инженерных Ассоциаций (European Federation of National Engineering Associations, FEANI) чётко выделено требование к уровню языковой подготовки профессионального инженера: «(… Fluency in European languages sufficient to facilitate communication when working throughout Europe…), то есть «свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе».[14].

Критерии Ассоциации инженерного образования России (АИОР) разработаны с ориентацией на лучшие традиции российского высшего образования, учитывают опыт ведущих международных аккредитующих организаций, осуществляющих оценку инженерных образовательных программ. «Главными целевыми установками в государственном образовательном стандарте должно быть предусмотрено практическое владение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации, обеспечивающей: продолжение образования и профессиональную деятельность в иноязычной среде; коммуникативные и лингвострановедческие компетенции в распространенных ситуациях повседневного общения при непосредственном контакте с носителями языка; умения беглого чтения и беспереводного понимания газетных и журнальных статей, теле- и радиопередач, навыки делового письма, умения вести переговоры и составлять контракты; профессиональные компетенции в переводе оригинальной технической литературы по специальности, в чтении лекций и докладов, написании научных статей на иностранном языке» [15].

В Документе Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment") эксперты стран Совета Европы, в том числе и представители России достаточно ясно определяют понятие компетенций.

«Компетенции представляют сумму знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия. Общие компетенции не являются языковыми, они обеспечивают любую деятельность, включая коммуникативную. Коммуникативные языковые компетенции позволяют осуществлять деятельность с использованием языковых средств» [16].

Из анализа научно-методической литературы, документов международных организаций становится очевидным, что компетентностный подход направлен: на свободное и творческое мышление непосредственных участников процесса обучения; на формирование знаний и умений, которые готовят выпускника вуза к социальным условиям общества; на самостоятельное добывание информации, формирование лидерских качеств.

Компетентностный подход в корне меняет традиционное представление о подготовке специалиста технического вуза как о простой передаче ему определенной суммы знаний.

Качество и эффективность подготовки будущего специалиста определяется сформированностью компетенций, в том числе гуманитарных, которые могут быть обеспечены наличием языковых, культурологических, страноведческих социокультурных знаний на основе компетентностного подхода в обучении.


Литература

  1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2002

  2. URL: http://www.websters-online-dictionary.org

  3. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. Педагогический дискуссионный клуб "Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника"/ (портал Аудиториум.ru, 2002 год)

  5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm. -

  6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. // Интернет-журнал «Эйдос» /URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm

  7. International Bureau of Education Competency-based approaches http://www.ibe.unesco.org/en/communities/community-of-practice-cop/competency-based-approaches.html

  8. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996.Council for Cultural Co-operation (CDCC) a Secondary Education for Europe. Strasburg, 1997.

  9. Gordon, G. Halasz, M. Krawczyk, T. Leney, A. Michel, D. Pepper, E. Putkiewicz, J. Wisniewski, Key Competences in Europe: Opening doors for lifelong learners across the school curriculum and teacher education, study undertaken for the Directorate General Education and Culture of the European Commission, URL:http://ec.europa.eu/education/more-information/moreinformation139_en.htm

  10. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen. (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111 – 122). Brussels: IBM Education Center, 1992.

  11. URL:http://www.tpu.ru/html/p-international.htm

  12. Ю.П. Похолков, А.И. Чучалин, О.В. Боев Гарантии качества подготовки инженеров: аккредитация образовательных программ и сертификация специалистов. //Вопросы образования. 2004. № 4. С. 125-141.

  13. European Federation of National Engineering Associations http://www.feani.org/webfeani/ Professional competence)

  14. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования /Сайт Ассоциации инженерного образования России /http://aeer.ru/index.phtml

  15. Европейская система уровней владения иностранным языком кафедра иностранных языков МФТИ /URL: http://lang.mipt.ru/articles/european_levels.html

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): компетентностного подхода, иностранному языку, техническом вузе, концепции компетентностного подхода, компетентностный подход, владение иностранным языком, реализации компетентностного подхода, основе компетентностного подхода, обучении иностранному языку, Похожая статья, competency and competence-based, and competence-based approach, актуализацию компетентностного подхода, роль компетентностного подхода, компетентностного подхода А.В, тема компетентностного подхода, желаемый результат образования, инженерного образования России, понимании компетентностного подхода, становлении компетентностного подхода.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос