Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Павловская Е. В., Тумакова Н. А. К проблеме адаптации личности в процессе обучения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1204-1206.

Ключевые слова: адаптация, адаптированность, девиантная адаптация, дезадаптация, личность, социум, социализация

 

Проблема адаптации личности к постоянно меняющемуся миру является актуальной и предъявляет повышенные требования к организации учебно-воспитательного процесса как в школе, так и в ВУЗе.

Совершенствование системы образования нуждается в разработке эффективных, методов обучения, ориентированных на конкретного человека, мобилизующих и развивающих творческие способности личности. При этом особую значимость приобретает адаптация как решающий фактор успешности обучения и психологического здоровья подрастающего поколения.

В научной литературе адаптация определяется как социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности [2].

Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов, продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [3].

Нормальным можно назвать такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности [1].

Нормальная социально-психическая адаптация личности в свою очередь бывает двух видов: защитная и незащитная.

Защитной адаптацией можно назвать те действия личности, которые осуществляются с помощью известных защитных механизмов (агрессии, рационализации, проекции, регрессии, сублимации и других).

Незащитные адаптивные процессы осуществляются без участия известных защитных механизмов.

Можно выделить и смешанный тип адаптации, который заключается в защитной и незащитной адаптации, т. е. в сочетании двух видов.

Девиантная адаптация [2] (разрушительная). Девиантными или отклоняющимися можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Девиантная адаптация в свою очередь делится на некомформистскую и новаторскую.

Неконформистская адаптация — процесс социально-психической адаптации личности, благодаря которому она преодалевает внутригрупповую проблемную ситуацию необычными способами, вследствие этого личность оказывается в конфликтных отношениях с нормами группы.

Новаторская адаптация — разновидности человеческой деятельности, в ходе которой личность создает новые ценности, осуществляет нововведения в те или иные области культуры.

По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется. Таково самое общее определение процесса адаптации.

В психолого-педагогической литературе наряду с проблемой адаптации отдельным вопросом рассматривается процесс дезадаптации личности.

Дезадаптация — это тот социально — психический процесс, который при благоприятных условиях не приводит личность к состоянию адаптированности, т. е. приводит человека к состоянию дезадаптированности [6].

При нарушении процессов адаптации в социальной (групповой) среде личность оказывается в состоянии дезадаптированности. Это состояние лишено тех положительных психологических особенностей, которыми было охарактеризовано состояние адаптированности [4;7].

Социально-психическая дезадаптированность личности в первуюю очередь выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям с другой стороны. Личность не в состоянии удовлетворительно идти на встречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль.

Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности являются переживание ее длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения.

Можно выделить три основные обоснованные разновидности социально-психической дезадаптированности личности:

1.                  Устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает попытки. В такой ситуации находится большинство в социометрическом отношении изолированных или отвергаемых членов малых групп. Как известно, в качестве ответа на такую хроническую ситуацию дезадаптированности такие люди, в конце концов приобретают специфический защитный комплекс, одним из признаков которого, является неверное, искаженное восприятие и осознание своего социометрического статуса [8].

2.                  Временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных, предметных, социальных и внутрипсихических действий;

3.                  Общая устойчивая дезадаптированность — появление психических комплексов — синдромы психозов и неврозов, т. е. появление патологических защитных механизмов.

Как можно охарактеризовать, в свете приведенной выше классификации дезадаптивную активность личности как социально-психический процесс? Дезадаптивным можно назвать такой ход внутри психических процессов и поведени, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению трудностей и переживаний, которые она вызывает.

Одной из главных проблем адаптации к процессу обучения является сложность вхождения в новый этап жизни.

Выделяются две группы показателей эффективности адаптации:

1)        Группа объективных показателей — успешность учебной деятельности, определяемую по текущей и итоговой успеваемости; дисциплинированность в виде усвоения и соблюдения учащимися школьных норм поведения; отсутствие выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности; успешность социальных контактов с педагогом и классным коллективом/группой.

2)        Группа субъективных показателей — удовлетворенность обучающихся процессом обучения, проявляющаяся в отсутствии эмоционального напряжения; стойкую мотивацию к учебной деятельности; показатели функционирования основных систем организма.

Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность соответствующей (в данном случае — в учебной) деятельности, с другой внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие и отсутствие внутренней напряженности.

Явление дезадаптации многогранно, оно может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами. Суть данного явления заключается во внутренней или внешней дегармонизации личности с собой или обществом, проявляющейся в деятельности, взаимоотношениях, поведении [9].

Решение проблемы может заключатся в том, чтобы найти педагогически оправданные формы и методы работы с детьми, способствующие успешной адаптации.

Успешность адаптации обучающихся при переходе из школы в высшее учебное заведение зависит от следующих условий:

-        от умения педагога целенаправленно и систематически осуществлять социально-личностное развитие студентов в учебной деятельности.

-        от взаимодействия участников педагогического процесса по социально-личностному развитию с учетом индивидуальных особенностей каждого студента и специфики адаптационного периода.

Важным фактором является соблюдение преемственности методов педагогического общения учителей начальной школы и педагогов основной школы, работающих с детьми, так как одной из причин сложной адаптации ребенка к школе является резкая смена стиля общения педагога с детьми.

Преемственность является основным принципом не только в системе образования, но и основополагающим принципом любой системы.

В трудах учёных акцентируется внимание на том, что осуществление преемственности между всеми звеньями системы образования есть одна из актуальных проблем развивающего обучения и ее решение требует объединенных усилий как теоретиков, так и практиков. При этом очень важно, как отмечал В. В. Давыдов, чтобы преемственность реализовалась в целом, в перспективе на все годы обучения, а не только между смежными ступенями, т. к. в узлах преемственности закладывается зона отдаленного развития субъектов и творцов педагогического процесса — педагогов и учеников [5].

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:

Переход от школьного обучения к вузовскому является новой ступенью в развитии личности студента. Изменения буквально затрагивают все стороны его жизни. Происходит ломка сложившихся стереотипов поведения и деятельности, в результате испытывается большая нагрузка и это надо учитывать педагогам.

 

Литература:

 

1.                  Аксенова Н. В. Использование игрового элемента при фронтальном опросе на уроках английского языка со школьниками и студентами технического вуза // Молодой ученый. — № 4. — 2015. — С. 534- 536.

2.                  Андреева Г. М., Леонтьев А. Н. Личность, сознание, деятельность // Мир психологии. –1999. — № 1. — С.4–7, 19.

3.                  Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоцианальные и стрессовые растройства у детей и подростков.- М., 1995. — С.8–11.

4.                  Коржова А. Ю., Кузина Е. А., Тумакова Н. А. Владение иностранным языком как фактор улучшения межкультурной коммуникации будущего выпускника вуза // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1099–1101.

5.                  Кудрявцев В. Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова //Вопросы психологии.- 1998.- № 5. — С.59–68.

6.                  Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. — 2002. — № 1.

7.                  Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма)// Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278–1280.

8.                  Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

9.                  Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. — М., 1998.- 520 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle