Автор: Долгова Валентина Михайловна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 999 раз

Библиографическое описание:

Долгова В. М. Адаптация как научно-исследовательский феномен: сущность и содержание // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 149-152.

Современному обществу необходимы граждане, мобильно адаптирующиеся в новых социальных условиях. Поэтому адаптация личности является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой.

Разными учеными достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент проблемы. Изучены философские и психологические основы адаптации специалистов в различных сферах жизнедеятельности (Г.М. Андреева,  А.Г.Асмолов, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.Т.Лисовский, А.В. Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.); механизмы индивидуальной адаптации в коллективе (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.); психологические аспекты процесса адаптации (Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, И.С. Якиманская и др.); особенности социально-педагогической адаптации (А.С. Белкин, Р.А. Литвак, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов и др.). С точки зрения оказания адаптантам психологической и психотерапевтической помощи процесс адаптации рассматривали М.Г. Березина, Н.В. Бехтерева, В.И. Иванова, Е.Н. Корякина, Н.А. Литвинова, Б.С. Тетенькин, Е.В. Соломатина, Т.В. Черняновская и др. В контексте общих проблем социализации и профессионального становления явление адаптации исследовали Д.А. Андреева, Ю.К. Бабанский, Л.И. Белозерова, Е.Н. Корнеева, А.В. Мудрик и др.

Также широко рассмотрены различные частные аспекты адаптации: в исследованиях Д.Б. Богоявленской, Ю.Н. Кулюткина, Н.А. Милославовой подчеркивается зависимость адаптации учащихся от активности самой личности в обучении и воспитании, роль семьи и ближайшего окружения в социальной адаптации личности анализировалась Л.Н. Борониной, Ю.Р. Вишневским, Я.В. Дидковской, СИ. Минеевой, Г.И. Симоновой и т.д.

Во многих исследованиях отмечается тесная связь процесса адаптации с различными особенностями социальной общности, в границах которой осуществляется адаптация личности к новым социальным условиям. В том числе зафиксирована связь между эффективностью обучения, выступающей одним из наиболее значимых показателей успешности адаптации  и такими групповыми показателями, как сплоченность, психологический климат, функциональная целостность, ценностно-ориентационное единство и т.п.

 В современной науке термин «адаптация» является многозначным, проявляющимся на всех уровнях жизни людей, структурно-функциональным, духовно-практическим образованием и относится к разряду междисциплинарных научных понятий в области философии, биологии, социологии, психологии и педагогики.

Рассмотрим термин «адаптация». В биологии адаптация – это процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды. Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм- среда» возникают значимые изменения, и обеспечивается формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.  Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно,  также постоянно должен осуществляться процесс адаптации.  Таким образом, в биологии адаптация рассматривается (с лат. adaptatio – приспособление) как совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни особей в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений.

В медицине проблема адаптации связана с понятиями нормы и патологии, которые отражают определенные состояния человеческого организма – здоровье и болезнь. О приспособительной сущности заболевания, по мнению медиков, следует судить не по исходу приспособления, а по тенденции – любыми имеющимися средствами, ценой самых тяжелых жертв, оптимально уравновеситься со средой. Таким образом, здоровье и болезнь – две формы единого процесса адаптации (4).

В философских и социологических исследованиях (В.Ю. Верещагин, И. Калайков, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, Л.Л. Шпак, Г.И. Царегородцев и др.) адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения ее норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.

В философском словаре рассматривается адаптация как приспособление одного живого существа к другому живому существу или к окружающей среде. Но человек, живущий в изменяющихся социальных условиях, должен обладать способностью приспосабливаться к ним, поскольку любая социальная среда требует от человека форм поведения, ей адекватных (работа, семья, отдых), т.е. помимо биологических, человек способен к социальной адаптации. Человек - существо биосоциальное, поэтому "адаптацию", как процесс, рассматривают и на биологическом, и на социальном уровнях.

Наряду с термином адаптация вводится понятие коадаптация, что означает от латинского «со»- вместе – приспособлять - коррелятивное (соотносительное) приспособление (6).

Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлением об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома. Таким образом, в психологии под адаптацией понимают  приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.

Многие современные теории сущности адаптации базируются на исследованиях З.Фрейда, утверждающего, что личность, состоящая из противоположно направленных подструктур, постоянно стремится к их единству, адаптируясь при этом в среде с целью спастись от неврозов при помощи «психологической защиты». По мнению З.Фрейда, часто механизмы защиты, примирив личность со средой (то есть, адаптировав) приводят к снятию неврозов, но одновременно некоторые из них задерживают ее развитие, что носит негативный характер. В целом же, по Фрейду, адаптация носит положительный характер, защищая личность от неврозов.

К. Роджерс считал, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному  самосовершенствованию. Для характеристики процесса личностного развития Роджерс ввел понятие «Я – концепция», в настоящее время широко используемое. По мнению Роджерса, степень удовлетворенности человека жизнью и самим собой зависит от того, насколько согласуется между собой его «реальное Я» и «идеальное Я». По сути дела, он объясняет механизм адаптации, считая её важнейшим условием осуществления самоактуализации.

В педагогике адаптация (от лат. adaptio – приспособляю) - это способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Процесс взаимодействия  личности или социальной группы с социальной средой включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды с новыми условиями и целями деятельности.  Это - процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам (1).

В исследованиях М.Р.Битяновой предлагаются две трактовки адаптации. Первая рассматривает человека в качестве объекта приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе - значит подвести ученика к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником - послушным, старательным, неконфликтным. С другой стороны, М.Р.Битянова, рассматривая термин «адаптация», подводит к понятию «готовности к развитию». Адаптировать ребенка — это значит приспособить его к развитию. Ребенок ощущает себя в конкретной школьной среде автором своей жизни, у него сформированы психологические свойства и умения, позволяющие ему в нужной степени соответствовать требованиям и нормам, у него сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать свои потребности, не приходя в противоречие со средой. Школа и ребенок взаимно адаптируются друг к другу (2).

Социальная педагогика под адаптацией понимает вид воздействия личности и социальной группы с социальной средой,  в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта (4).

По определению, данному в социологическом энциклопедическом словаре "Адаптация - приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды". В теории Т. Парсонса адаптация рассматривается как вещественно-энергетические взаимодействия с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением целостных образцов.

Для социологии важно изучение общих и специфических законов, закономерностей развития и функционирования определенных социальных систем, механизмов действия и форм проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов. Поэтому в центре внимания социологов находятся общие закономерности социальной адаптации, а также характер, содержание, темпы, типы, формы и виды адаптации. Большое место в предметном поле данной науки  занимают вопросы о социальных регуляторах, социальном механизме и критерии адаптации. В мировой социологической науке теории адаптации в рамках социологии, как правило, осуществлялась в русле изучения и анализа влияния социальных норм на поведение человека.

Согласно М.Веберу, основной характеристикой социального действия индивида является рациональность, которая представляет собой осознание человеком своей цели и соотнесение ее с рациональными средствами достижения. Человек сам соотносит цель и средства, постигает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумную меру сочетания личной цели и социальных обстоятельств. Следовательно, рационализация, т.е. удовлетворение потребностей наиболее оптимальным для человека способом, по мнению М. Вебера, и есть адаптация (6).

Другой выдающийся социолог Р.Мертон, разрабатывая концепцию адаптации, обращает внимание на то, что в современном обществе невозможны общие нормы и ролевое поведение. Нормативная структура, понимаемая им как структура отношений между нормами, ценностями и институциональными порядками, может характеризоваться их согласованностью или конфликтностью. И в любом случае человек стремится адаптироваться, т. е. достичь цели доступными ему средствами. При этом выбранные цели и средства не всегда совпадают с социально одобряемыми целями и средствами. Следовательно, адаптация, оправданная с точки зрения индивида, с позиции общества может выглядеть иначе, и будет расцениваться как патологическое проявление. Таким образом, Р.Мертон разводит индивидуально-центрический и социоцентрический аспекты адаптации, что представляется очень важным, поскольку имеет огромное значение для составления полной картины адаптации. Кроме того, им верно подмечено, что для раскрытия природы адаптации, помимо анализа норм, целей и ценностей, необходим анализ возможностей их реализации (3).

  Г.М. Андреева рассматривает адаптацию как составную часть социализации и в качестве ее механизма определяет социализацию  (от лат. socius -  товарищ, компаньон, соучастник) как двусторонний процесс: с одной стороны, человек усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; с другой стороны, он не только обогащается социальным опытом, но и активно воспроизводит систему социальных связей, реализует себя как личность, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей (6).

В обществознании понятие адаптации  обозначает процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Таким образом, возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро - и макрогруппам.

Целью любой адаптации является устранение либо ослабление вредоносного (разрушающего) действия факторов окружающей (биологической, физической, химической, социальной) среды.
         Различают адаптацию специфическую и неспецифическую. Специфическая адаптация вызывает такие изменения в организме, которые направлены непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного фактора. Неспецифическая адаптация обеспечивает активизацию разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных этапах приспособления к любому фактору среды независимо от его природы. Неспецифические компоненты и стадии физиологической адаптации описаны канадским физиологом Г. Селье под названием адаптационный синдром, или стресс, состоящий из трёх типичных стадий. Первая - "стадия тревоги" - характеризуется генерализированной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия "резистентности" состоит в частичном приспособлении, выявляется напряжение отдельных функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На третьей стадии состояние организма либо стабилизируется и наступает устойчивая адаптация, либо в результате истощения ресурсов организма возникает срыв адаптации. Конечный результат зависит от характера, силы, продолжительности действия стрессоров, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма (3).

           Анализ литературы показал, что исследователи приводят  следующую классификацию  видов адаптации:

1.                  в широком смысле – процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования;

2.                  физиологическая - изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к изменению силы действующих раздражителей;

3.                  профессиональная - процесс приспособления людей к изменившимся условиям профессиональной основной деятельности;

4.                  сенсорная адаптация – это приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия;

5.                  социальная адаптация – постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям среды.

Своеобразие адаптации личности определяется её индивидуальными потребностями и возможностями и характером адаптивной ситуации. Адаптивный процесс является суммой взаимодействий различных комбинаций деятельностного, поведенческого и информационно-психологического характера. Именно оптимальное сочетание деятельностного и психологического компонентов в реальном адаптационном процессе служит  необходимым условием,  позволяющем эффективно и быстро осуществлять адаптацию. Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь.

Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида:

·                    Тип активный характерен преобладанием активного воздействия на социальную среду;

·                    Тип пассивный определяется  пассивным, конформным принятием целей и ориентаций ценностей группы.

Конформность подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения, проявляющихся в усвоении национальных установок и стереотипов без внутреннего сопротивления и достаточного осмысления. У детей конформные реакции развиты больше, чем у взрослых, у женщин - больше, чем у мужчин.

Человек – активный субъект саморазвития. Он способен развиваться в самых разнообразных направлениях. В процессе развития личности необходимо учитывать, что социальная среда в действительности не является стабильной, индивид, различающийся по своим социально-психологическим характеристикам по-разному включается в социальную среду. Так, В.Г. Бочарова утверждает, что личность и ее формирование предопределяются не только генетической программой, но и социальной. Человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных культурных условиях, где возникают социальные отношения общности, группы.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что адаптация  - это процесс удовлетворения потребностей личности в результате её активного приобщения к требованиям среды, новым отношениям, видам деятельности и способность к дальнейшему развитию без ущерба здоровью.

Литература:

1.             Баюкова, Н.О. Педагогическая поддержка адаптации младших школьников в образовательно-развивающей среде: автореф. дис.: канд. пед. наук / Н.О. Баюкова. – Магадан, 2007. – 21 с.

2.             Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова  // сб. метод. материалов для администрации, педагогов и школьных психологов. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 123 с.

3.              Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации / В.П. Казначеев. – Новосибирск, 2000. – 192 с.

4.             Корель, Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики / Л.В. Корель; ИЭОПП СО РАН. – Новосибирск: Наука, 2005. – 423 с.

5.              Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука. Сиб. издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.

6.              Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Наука, 2000. – 322 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальной адаптации, процесса адаптации, аспекты адаптации, адаптации личности, социальной адаптации личности, теории адаптации, адаптация личности, условиям среды, процесс приспособления, процесс приспособления строения, помощи процесс адаптации, аспекты процесса адаптации, психологические основы адаптации, закономерности социальной адаптации, механизмы индивидуальной адаптации, становления явление адаптации, частные аспекты адаптации, особенности социально-педагогической адаптации, зависимость адаптации учащихся, связь процесса адаптации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос