Адаптация личности к экстремальным ситуациям | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, декабрь 2013)

Дата публикации: 22.11.2013

Статья просмотрена: 2023 раза

Библиографическое описание:

Исмаилов Ш. О., Магомедов М. Г. Адаптация личности к экстремальным ситуациям [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 156-158. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4515/ (дата обращения: 19.06.2018).

Ключевые слова: личность, адаптация, экстремальные ситуации, катастрофа, поведение, чрезвычайная ситуация.

Современное общество рассматривает человека в качестве главного объекта и одновременно субъекта безопасности, как ценное и уязвимое создание природы наиболее опасное для самого себя и среды обитания. При этом основными факторами человеческой активности рассматривают стремление к познанию себя и окружающей среды, что требует готовности личности к взаимодействию с природой, социумом, к практической деятельности с учетом динамики развития общества, через формирование культуры безопасного поведения.

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение различных видов оружия создают опасные ситуации для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения, и становятся катастрофическими, когда приводят к большому материальному ущербу, вызывают смерть, ранения и страдания большого числа людей. Кроме того чрезвычайная ситуация сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, приводят к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей и в зависимости от их масштабов и тяжести вызывают у личности стрессовое состояние.

Следовательно, значительную роль в успешном преодолении экстремальных условий занимает готовность личности к не благоприятностям, определяемая их личностно-типологическими качествами, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой — готовностью адаптироваться к неблагоприятным воздействиям внешней среды [1].

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что под адаптацией понимается: …приспособление; …приспособление строения и функций организмов к условиям существования..; …процесс привыкания…; …приспособление строения организма, его органов к условиям внешней среды [2].

При этом, адаптация личности подразделяется на биологическую и психологическую, элементами которого выступают: самообладание, стрессоустойчивость, готовность к обоснованному риску [3]. Следовательно, адаптация представляет собой динамический процесс, благодаря которому системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. В этой связи процесс адаптации включают оптимизацию функционирования организма, поддержание сбалансированности в системе “организм — среда”.

Для нас особый интерес представляет адаптация к сравнительно быстро меняющимся условиям внешней среды, что характерно для условий экстремальных ситуаций, т. е. по продолжительности относительно кратковременные, по степени статичности — динамические, по содержанию — психологические, по реактивности — активные или пассивные.

С учетом сказанного, Л. В. Куликов выделяет три основные формы поведения в экстремальных ситуациях: нравственно-психологическая капитуляция, оборонительное и наступательное поведение. [4].

В. П. Казначеев рассматривает адаптацию в двух аспектах: статическом (свойство (состояние) биосистемы, ее устойчивость к условиям среды — уровень ее адаптированности) и динамическом (процесс приспособления биосистемы к меняющимся условиям среды) [5].

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы показывает, что основное значение для совокупности изменений в организме и психике при столкновении с трудностями имеет общий уровень личностной мобилизации, при её недостаточности которой наступает стрессовая фаза истощения. Следовательно, адаптация необходима для психологической устойчивости, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной психологической устойчивости.

Т. С. Назарова отмечает, что в экстремальных ситуациях возникает необходимость выбора лучшего варианта поведения, и, если нет вариантов на уровне подсознания, то включается творческий процесс выбора, подготовки и принятия варианта поведения. При преодолении барьеров в экстремальных ситуациях возникают положительные эмоциональные переживания. Для нас важным является то положение, что при каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются. Это обуславливается достаточно полной информационной обеспеченностью в результате, например, практических тренировок. При этом возникает уверенность в правильности действий в случае возникновения экстремальных ситуаций. [6]

В ситуациях длительного эмоционального напряжения на организм необходимо учитывать возможность нормальной положительной адаптации человека. Личность, которой часто приходится находиться в трудных ситуациях, способна выработать навыки наиболее адекватных реакций, наиболее правильной мобилизации своих функций. В этом случае отмечает Ц. П. Короленко, проявляется роль положительного опыта в преодолении трудностей, что приводит к росту доверия к себе, способствует лучшей адаптации к трудным ситуациям.

Таким образом, можно констатировать, что человек, попадавший в экстремальные ситуации, имеющий опыт их преодоления, способный находиться в готовности к действиям в экстремальных условиях, быстрее перестраивает психологическую деятельность на фоне эмоционального напряжения, тем самым, увеличивая психологический защитный барьер, устойчивость на индивидуальной биологической основе.

В научных исследованиях В. В. Антипова, Ц. П. Короленко, В. И. Лебедева, Н. Н. Решетникова и др. определено понятие адаптация к экстремальным ситуациям, которое можно в обобщенном виде представить как процесс, включающий этапы поиска, выбора и реализации способов деятельности, позволяющих обеспечить выход из неблагоприятных (экстремальных) условий жизнедеятельности с минимальными потерями. [7]

Степень переживания экстремальных ситуаций зависит не только от индивидуальных психологических особенностей индивида. Теоретический анализ результатов научных исследований позволяет констатировать, что: активная адаптация в виде разумной деятельности часто предпочтительнее пассивной адаптации; экстремальная ситуация, с которой человек сталкивается впервые, вызывает большее эмоциональное напряжение, чем та, которую он уже преодолевал; приобретаемый практический опыт действий в экстремальных ситуациях увеличивает психологическую устойчивость к стрессовым ситуациям; способность поддерживать высокую степень готовности к действиям в экстремальных ситуациях обеспечивается практическими тренировками, умением использовать технические средства обеспечения безопасности; люди, не испытавшие экстремальных воздействий, недооценивают вероятность их появления, возможность пострадать от них; сосредоточение на конкретных практических действиях в условиях экстремальной ситуации уменьшает стрессовую нагрузку. На основании вышеизложенного, адаптация человека к экстремальным ситуациям быстрее происходит в случае умения практически действовать, полученного в тренировках, в ходе практических занятий. Они дают человеку определенный опыт переживания, уменьшают стрессовую нагрузку.

В связи с вышеизложенным актуальное значение приобретает сосредоточение внимания на подготовке будущего учителя, обладающего профессиональной компетенцией по формированию личности безопасного типа, способного использовать ситуативно-имитационное моделирование учебной информации для безопасности жизнедеятельности, предвосхищать влияние и взаимообусловленность агрессивного поведения и т. д. При этом важное значение приобретает деятельность личности по закладке в сознание школьника схем, логики, принципов мышления, предопределяющих грамотное использование психологического, информационного, правового и силового потенциала, методов защиты и воздействия на агрессивное поведение, возникшие в социально-экономической среде конфликты и т. д.

Формирование навыков практических действий в экстремальных ситуациях личности можно, используя практические методы обучения, а также внеаудиторные и дополнительные практические мероприятия.

Несомненно, ознакомление личности с множеством опасностей, на предупреждение происшествий и несчастных случаев является важным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека. Однако, опасности часто возникают неожиданно, следовательно необходимо подготовить личность адаптироваться в осложненных, быстро изменяющихся условиях, вызываемых авариями, стихийными бедствиями, катастрофами.

С учетом сказанного адаптация выступает основной проблемой экстремальных условий, где личность, оказавшаяся в опасной или чрезвычайной ситуации, испытывает чувства тревоги, страха, подавленности и беспокойства. Такие реакции в психологии обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т. п. Для того, чтобы личность мог правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, важнейшее значение имеют знания и навыки, которые формируются у учащихся в процессе практических занятий по их преодолению.

В результате развития человечества и появления в связи с этим все новых и новых видов опасностей, вплоть до глобальных проблем, актуальным становятся вопросы безопасности человечества. На мировоззренческом уровне можно говорить о формировании у людей культуры безопасности жизнедеятельности.

Важным звеном в формировании культуры безопасности выступает формирование культуры поведенческой деятельности с помощью системы образования, в которой на этапе вузовского образования курсу ОБЖ должна отводиться ведущая роль. В понятие культуры безопасности жизнедеятельности, как части общей культуры, входят полученные личность знания, умения и навыки предвидения опасностей, адаптация к экстремальным ситуациям, то есть адекватное реагирование на угрозы и опасности.

Адаптация к экстремальным ситуациям индивидуальна и определяется психологическими особенностями индивида, которая зависит от практической тренированности, знаний и умений использования средств и способов защиты.

Таким образом, посредством педагогического воздействия можно обучать личность к адаптации экстремальным ситуациям, используя практические умения и навыки, для этого необходимо разработать содержание и механизм подготовки личности к адаптации экстремальным ситуациям.

Литература:

1.         Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А. Е., Сельченок К. В. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 480 с.

2.         Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A. M. Прохоров (пред.). — М.: «Советская энциклопедия», 1981.-1600 с.

3.         Юрчук В. В. Современный словарь по психологии. Мн.: «Современное слово», 1998. — 768 с.

4.         Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. — 504 с.

5.         Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.

6.         Назарова Т.С, Шаповаленко B. C. Экстремальная ситуация как обучающая модель // Педагогика, 1999. — № 6. — С.32–39.

Основные термины (генерируются автоматически): ситуация, адаптация, внешняя среда, чрезвычайная ситуация, готовность личности, психологическая особенность индивида, специальная литература, психологическая устойчивость, агрессивное поведение, формирование культуры.

Ключевые слова

адаптация, личность, поведение, катастрофа, экстремальные ситуации, чрезвычайная ситуация.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос