Библиографическое описание:

Тереханова П. С. Современные технологии обучения как основной инструмент в работе педагога // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1490-1492.

Технологией обучения называется алгоритмическая последовательность дидактических процедур, гарантированно ведущих к определенной образовательной цели. Технология отличается высокой степенью инструментальности, означающей проработанность конкретных действий, ведущих к намеченным результатам. Следовательно, главным атрибутом обучающей технологии является измеримость и воспроизводимость планируемых результатов.

Технологичность педагогического процесса означает его стандартизацию в виде конструктивной схемы деятельностного функционирования в заданных условиях. К пониманию сути технологии обучения следует подходить с позиции системности. Здесь предполагается многоуровневая соотнесенность дидактических целей, средств и условий их достижения, а также корректировки действий.

Таким образом, технология обучения — это система определенной деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе. Технологизация обучения обеспечивает оптимизацию процесса передачи постоянно возрастающего объема научных знаний, информации о мире, о предметах и способах существования человека. Технологизации обучения способствуют колоссальные возможности глобальной инфороматизации современного общества. Это связано с техническим обогащением образовательного процесса, его насыщенностью интерактивными средствами. В поле технологизации оказался также механизм развития личности учащихся. Здесь технологии, реализуемые в направлении развития определенных индивидуально-личностных характеристик школьника, существенно обогащают современные системы обучения. В целом содержание технологизации процесса обучения многоаспектно и связано с проблемами психолого-педагогического, дидактического, информационно-технического и организационного характера.

В опыте работы современной школы используются различные виды технологий обучения. К ним относятся задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии и др. Они представляют собой поэтапную организацию коммуникативного обучения, насыщенного сюжетным содержанием, техническими средствами и практическими упражнениями.

В теории и методике обучения накоплен значительный опыт применения различных технологий. Среди них стоит особо отметить: технологию модульного, проектного и игрового обучения.

Модульным обучением считается такая организация учебного процесса, при которой учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в виде модулей. Модуль становится самостоятельным программным блоком, в котором соединяется учебное содержание и технология овладения им. Совокупность модулей выражает тематическую целостность и структуру всей учебной дисциплины.

Система модульного обучения включает целевой, информационный, операционный и проверочный модули. Целевой модуль формирует представление о новых изучаемых объектах, явлениях или событиях. Информационный модуль представляет необходимый учебный материал, структурированный в том или ином варианте. Операционный — включает весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы по применению и использованию усвоенной информации. Модуль проверки может быть представлен системой зачетных или экзаменационных вопросов, тестовых или творческих заданий.

Модульное обучение рассчитано на самостоятельную работу учащихся в режиме дозового усвоения учебной информации, зафиксированной в модулях. Следовательно, модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, при котором весь процесс обучения строится на достижении текущих (знания, умения, навыки) и перспективных (индивидуально-личностное развитие) целей.

Функционирование учебного модуля предусматривает создание ряда технологических карт для учащихся и учителя. Технологическая карта для учащихся строится на основе дифференциации учебного материала. Обучаемым представляется объем и глубина изучаемого материала, практические работы, формы отчетности. Технологическая карта учителя является вариантом тематического и поурочного планирования на модульной основе. В состав карты входят и контрольные измерительные материалы.

Дидактический замысел проектного обучения заключается в реализации личностных качеств учащихся, в формировании опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру. Технология проектного обучения предполагает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания учебного проекта.

Учебным проектом может стать разработка какого-либо плана, замысел, задача, для решения которых необходимо осуществить активные целесообразные действия. Познавательная деятельность учащихся при этом сообразуется с их личными интересами в приобретении новых знаний. Таким образом, сущность проектного обучения заключается в стимулировании познавательного интереса учащихся, развитии умений и навыков практической деятельности, формировании личностных качеств.

Использование технологии проектной деятельности предъявляет ряд требований. Прежде всего, необходимо сформулировать значимую проблему или задачу, связанную с изучаемым материалом. Результаты проекта также должны иметь познавательное значение, способствовать развитию личности. Выполнение проекта требует самостоятельной деятельности учащихся, поэтому задачи должны быть посильными для них. При выполнении проектов предполагается последовательность действий: формулировка проблемы, осмысление гипотезы решения, выбор методов исследования, анализ и обработка данных, представление проекта.  

Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя типологизировать проект — определить в нем приоритетное направление, разработать цель, содержание и методику реализации. Учебные проекты различаются по уровню интеграции учебного материала, по количеству участников, по способу деятельности учащихся. Проекты могут быть исследовательскими и игровыми, познавательными и практико-ориентированными, ценностно-ориентационными и коммуникативными, художественно-эстетическими. В процессе обучения более эффективной эта технология является при использовании ее в старших классах.

Игровая технология представляет собой способ взаимодействия педагога и учащихся в процессе обучения через реализацию того или иного сюжета — игры, сказки, спектакля, делового общения и пр. При этом в содержание игры включаются образовательные задачи.

Специфика игрового обучения состоит в моделировании в учебном процессе различных отношений и условий реальной жизни. Учебные игры представляют собой вид активной деятельности школьников, во время которых они воспроизводят реальные ситуации. В играх проявляется потребность активного познания окружающего мира, развиваются интеллектуальные, волевые и физические качества, формирующие личность школьника. Популярность игрового обучения объясняется эмоциональной насыщенностью игр, их состязательностью, импровизационными возможностями.

В процессе обучения используются познавательные, ролевые и деловые игры. В познавательных играх создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого в игровой контекст. Ролевые игры характеризуются наличием учебной задачи и распределением ролей между участниками ее решения. Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных событий и явлений. Это форма воссоздания предметного и социального содержания какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, политической, технической и т. д.). Необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, в формировании целостного образа той или иной реальной ситуации.        

Использование игровых технологий требует предварительной подготовки учащихся. Начинать следует с анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта и отношений уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познавательные игры, которые могут проводиться в качестве простейших элементов занимательности, в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, конференция, «Поле чудес» и т. д.) и в виде предметно-содержательных моделей (например, игры-путешествия). Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. После получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно подготовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю.К Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.

2.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.

3.                  Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.

4.                  Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.

5.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

6.                  Ерохина, О. Б. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // О. Б. Ерохина, А. П. Логвина, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 909–912.

7.                  Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.

8.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

9.                  Матусевич, М. С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М. С. Матусевич, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова, О. В. Шатровой, А. А. Канчурина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 686–689.

10.              Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.

11.              Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.

12.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

13.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.

14.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

15.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle