Библиографическое описание:

Санакулова З. А., Соибназарова М. Н. Модульное обучение как педагогическая технология [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12557/ (дата обращения: 13.12.2017).



Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульной представления учебной информации.

Модульное обучение как педагогическая технология имеет давнюю историю. 1869 г. в Гарвардском университете была внедрена образовательная программа, которая разрешала студентам самостоятельно выбирать учебные дисциплины. Уже к началу XX ст. во всех высших учебных заведениях США действовала элективная схема, по которой студенты по собственному усмотрению избирали курсы для того, чтобы достичь определенного академического уровня. Новый подход к организации образовательного процесса основывался на философии «обучения, в центре, которого стоит тот, кто учится». Образовательная деятельность рассматривалась как целостный процесс, который длится всю жизнь, не ограничиваясь лишь ВУЗом. Поэтому назначение университета заключалось в развитии творческого и интеллектуального потенциала студента, а не в передаче общего количества знаний, которые разрешат ему осуществлять определенные виды деятельности, студент способный сам определить, какие знания и навыки будут полезны для его будущей жизни.

В 1896 г. при Чикагском университете была создана первая школа-лаборатория, основателем которой, стал выдающийся американский философ и педагог Дж. Дьюи. Он подверг критике традиционный подход к обучению, который основывался на заучивании, и выдвинул идею «обучения через действие». Сущность такого образования заключалась в «конструировании» учебного процесса через взаимное «открытие знаний» как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

Концепция индивидуализированного обучения была реализована в 1898 г. в США и вошла в историю как «батавия-план». Целью этой работы были исследования этапов становления теории модульного обучения, технологии и методики модульного обучения, а также анализ условий применения модульной педагогической технологии. Время ученика, отведенное для обучения, было распределено на два периода: коллективные занятия с учителем в первой половине дня и индивидуальные занятия с ассистентом учителем — во второй половине дня. Это дало рост показателей качества обучения. В 1916 X.Паркхерст на базе одной из общеобразовательных школ г. Дальтона подвергла испытанию новую образовательную модель, которая получила название «дальтон-план». Сущность этой модели заключалась в обеспечении ученику возможности по собственному усмотрению выбирать цель и режим посещения занятий каждого учебного предмета. В специально оборудованных кабинетах-лабораториях школьники в благоприятное для каждого из них время получали индивидуальные задачи. В процессе выполнения этих задач дети пользовались необходимыми учебниками и оборудованием, получали консультации у преподавателей, которым отводилась роль организаторов самостоятельной познавательной деятельности учеников. Для оценивания учебных достижений учеников использовалась рейтинговая система.

Под влиянием идей К.Ушинского, П.Каптерева и других русских и иностранных педагогов в 20-х гг. XX ст. в образовании начинают внедряться методы активного обучения. Объединяя элементы «дальтон-плана» и метода проектов, учителя-новаторы разработали новую модель обучения, которая получила название «бригадно-лабораторный метод». В 30-х гг. начинается критика индивидуализированного обучения Дж. Дьюи. Знание учеников, приобретенные эвристическим методом, оказывались поверхностными и фрагментарными. Альтернативой эвристическому обучению, которое превышало роль проблемно-поискового метода и преуменьшало роль репродуктивного педагогического подхода, стало программированное обучение, основоположником которого был Б.Скиннер. В 1958 году он предложил концепцию программированного обучения, сущность которой заключалась в поэтапном освоении простых операций, которые ученик повторял до тех пор, пока не выполнял их безошибочно. В 60-х гт. Ф.Келлер предложил интегрированную образовательную модель, которая объединила концепцию программированного обучения по педагогическим системам 20-х гг. Она получила название «план Келлера» и стала основой для формирования модульной педагогической технологии. Курс учебной дисциплины по «плану Келлера» распределялся на несколько тематических разделов, которые студенты изучали самостоятельно. Лекционный материал имел большей частью обзорный характер, а потому посещение лекций было не обязательным. К каждому разделу готовился специальный пакет, который содержал методические указания относительно изучения тем и материалы для самопроверки и контроля. Таким образом, студенты имели свободу выбора темпов и видов обучения. Перейти же к изучению следующего раздела, возможно, было только при условии усвоения предыдущих тем.

Модульное обучение в современном его виде было предложено американскими педагогами С. Расселом и С. Постлетуейт. В основу этой педагогической технологии был положен принцип автономных содержательных единиц, названных «микрокурсами». Особенность «микрокурсов» состояла в способности свободно объединяться между собой в пределах одной или нескольких учебных программ. Впервые упомянутая методика была реализована в университете имени Д.Пердью, а со временем получила распространение в других учебных заведениях США. На ее основе появились новые модификации, которые, обобщив педагогический опыт их внедрения, сформулировали единое понятие — «модуль», что дало название модульной технологии обучения.

Модульное обучение в России стало известно в 80-х годах благодаря исследованию Юцявичене П. А. он понимал под модулем «целевой функционал» в котором учебное содержание и технологи овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В основе отечественной модульной системы организации учебного процесса (И. Я. Лернер, Е. В. Сковин) лежит укрупнение блоков теоретического материала, его опережающее изучение, движение ученика по схеме «всеобщее — общее — единичное» с постепенным погружением в детали и переводом циклов познания в циклы деятельности. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению (О. В. Киричук, В. М. Монахов, А. В. Фурман).

Близки к такому мнению и В. М. Гараев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко, которые выделяют «интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса или актуальной научно-технической проблеме».

Сущность модульного обучения заключается в последовательном усвоении модулей — законченных блоков информации. Неотъемлемой частью модульной технологии признан рейтинговый контроль.

Литература:

1. Гареев В. М., Куликов С. И., Дурко Е. М. Принципы модульного обучения // Вестник высш. шк. — 1987. — № 8.

2. Голощёкина Л. П., Збаровский B. C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. — СПб.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993.

3. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / под ред. П. И. Третьякова. — М.: Новая школа, 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): Модульное обучение, модульного обучения, модульной педагогической технологии, индивидуализированного обучения, учебного процесса, организации учебного процесса, Сущность модульного обучения, модульной технологии обучения, методики модульного обучения, теории модульного обучения, Принципы модульного обучения, педагогическая технология, Технология модульного обучения, индивидуализированного обучения Дж, новую модель обучения, собственному усмотрению, Модульная технология обучения, показателей качества обучения, методы активного обучения, XX ст.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос