Библиографическое описание:

Латынин О. А. Профилактика нервно-психических расстройств у студентов вузов г.Воронежа // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 673-676.

Ключевые слова: профилактика, студенты, психические расстройства.

 

Актуальность.

Профилактика нервно-психических расстройств разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению данных заболеваний и их хронизации, а также способствует реабилитации пациентов, обратившихся за психотерапевтической помощью [1,3,5,7,12,14,16].

Материал и методы.

При оценки 10 летнего опыта со студентами ВУЗов г. Воронежа(более чем 700 человек), психопрофилактика в медицинском учреждении должна строится на ранней диагностике возможных нервно-психических заболеваний (здесь важно отношение к пациенту со стороны врачей общей практики, потому что они, как правило, раньше врачей-психиатров сталкиваются с начинающимися нервно-психическими расстройствами у пациентов), комплексной фармако- и психотерапии, а так же на пропаганде здорового образа жизни с целью дальнейшей успешной социальной адаптации пациентов.

Результаты и обсуждение.

Для проведения ранней формы профилактической работы с участием врачей разных специальностей можно использовать диспансерный метод наблюдения за здоровьем учащихся. Так, любой специалист, проводящий диспансеризацию студентов может использовать различные опросники, не требующие сложной психодиагностической интерпретации, которые позволяют выяснить риск развития психосоматических заболеваний, оценить уровень тревоги у пациента, степень выраженности внутриличностного конфликта и т. д. [2,4,6,8,10,11,13,15,17,21]

Чаще всего у студентов высших учебных заведений наблюдаются такие нервно-психические заболевания как: неврозы, а именно:

-          неврастения — психическое расстройство, проявляющееся в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению, возникает обычно при сочетании психической травмы с чрезмерно напряжённой работой и физиологическими лишениями (хроническое недосыпание, отсутствие отдыха и т. п.). Возникновению неврастении способствуют ослабляющие организм инфекции и интоксикации (алкоголь, курение), эндокринные расстройства, недостаточное питание и др.

-          истерический невроз — психическое заболевание, патологическая форма реакции личности на непосильную или неприемлемую по каким-либо причинам ситуацию. Отличается особенной внушаемостью и самовнушаемостью больных с отчетливой тенденцией к «бегству в болезнь», а также заметной демонстративностью и театральностью поведения с поисками сочувствия и внимания окружающих.

-          невроз навязчивых состояний, характеризующийся возникающими нежелательными представлениями, опасениями, мыслями, и стереотипно повторяющимися поступками.

Так же встречаются пациенты с пограничными расстройствами личности — психическими заболеваниями, которые приводят к резким перепадам настроения, импульсивному поведению и серьезным проблемам с социальной адаптацией и самоуважением. Это особенно часто проявляется у учащихся молодых людей, испытывающих нервные перегрузки, в результате чего, студенты с этим расстройством часто имеют и другие проблемы, такие как: депрессию, пищевые расстройства, особенно нейрогенная булимия и анорексия, проблемы злоупотребления алкоголем или наркотиками, биполярное расстройство, которое представляет собой депрессию с эпизодами мании, панические приступы и т. д.

Важнейшим инструментом профилактики психических заболеваний у студентов является пропаганда медицинским персоналом лечебного учреждения здорового образа жизни [9,18,19], а именно: рационального питания, искоренения вредных привычек, оптимального двигательного режима, закаливания, и т. п.

1.                  Одной из основных составляющих здорового образа жизни является рациональное питание. Результаты многочисленных исследований указывают на отсутствие культуры питания среди молодежи (свыше 75 % студентов не имеют рационального режима питания), хотя каждый третий отмечает ухудшение самочувствия в период экзаменационной сессии, в зимний (декабрь-январь) и ранневесенний (март-апрель) периоды.

При оценке качественного состава пищи студентов часто выявляется несбалансированность питания по ряду основных компонентов — низкое содержание белков животного происхождения, жиров растительного происхождения, кальция, аскорбиновой кислоты и тиамина. У студентов выявлены следующие нарушения режима питания: 25— 47 % не завтракают, 17–30 % питаются два раза в день, около 10 не обедают или обедают нерегулярно, около 22 % не ужинают. Отмечено редкое употребление горячих блюд, в том числе первого блюда, поздний по времени приема ужин.

Поэтому можно дать следующие рекомендации:

-          принимать пищу необходимо не реже 3–4 раз в сутки, желательно в одно и то же время;

-          завтрак должен быть обязательным и достаточно плотным;

-          во время обеда необходима полноценная горячая пища, которую нельзя заменить употреблением продуктов быстрого приготовления;

-          на ужин лучше употреблять легкоусвояемые молочные, крупяные или овощные блюда. Мясные блюда, а также крепкий чай, кофе, принимать вечером нежелательно.

-          во время сессии в пищевой рацион можно внести некоторые коррективы: употребление в этот период дополнительно 10–15 г растительного масла в свежем виде в салатах значительно увеличивает концентрацию внимания и улучшает работоспособность. Молочный белок таких продуктов, как творог, сыр, кисломолочные напитки снижает уровень стресса. Поэтому можно порекомендовать ежедневно употреблять кисломолочные продукты, в большом количестве — овощи и фрукты.

-          избежать переутомления поможет стакан зеленого чая с ложкой меда и соком половины лимона. Зимой желательно включать в рацион сухофрукты.

2. Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. В предотвращении и профилактике зависимостей у студента большую роль играет механизм «переключения» на продуктивные виды деятельности, например разные сферы творчества, внеучебная работа в ВУЗе и т. д. В данной связи интересны так же исследования американских психологов, которые утверждают, что качество жизни и уровень психологического благополучия человека зависит от гармоничного сочетания шести сегментов его жизненной активности, которые вместе образуют так называемый «психологический пирог», включающий в себя:

-          работу / учёбу

-          общение с друзьями;

-          любовные отношения;

-          духовное развитие;

-          занятия спортом;

-          развлечения.

Все эти составляющие должны находиться в жизни человека в равных пропорциях, в этом случае он ощущает психологический комфорт и хорошо адаптирован к условиям окружающей его социальной среды. К сожалению, у большого процента студентов нет возможности равномерно распределить свою активность согласно выше указанным сегментам. Иначе говоря — кто-то большую часть своего времени тратит на учёбу и поэтому страдает от отсутствия физической активности, недостатка коммуникативных навыков и т. д., другие учащиеся напротив излишне посвящают своё время любовным переживаниям, развлечениям и в результате страдает успеваемость.

Поэтому предложение доктором проанализировать свою жизнь в рамках теории «психологического пирога» часто помогает провести раннюю диагностику уровня психологического комфорта пациента и помочь ему предотвратить возможные психологические проблемы.

Немаловажным фактором отказа от пагубных пристрастий и сохранения психологического здоровья учащегося являются бытовые условия проживания. Если студент во время учёбы проживает в общежитии, очень важно, чтобы он не испытывал дискомфорта в предоставленном ему помещении. То есть студент должен быть обеспечен необходимым тепловым режимом, горячей и холодной водой, освещенностью во всех помещениях, удобной и функциональной мебелью, другим инвентарём общежития. Это позволит ему чувствовать себя спокойно и избежать излишнего стресса.

3.                  Оптимальный двигательный режим (физическая нагрузка) — является непременным условием полноценного выполнения двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития. Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50 %, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.

В соответствии с программой профилактики основных факторов риска среди молодежи гиподинамической считается ситуация, при которой студент уделяет физическим упражнениям до 4 ч в неделю, т. е. занимается в рамках учебных занятий по физическому воспитанию. Оптимальным же двигательным режимом для студентов является такой, при котором мужчины уделяют занятиям 8–12 ч в неделю, а женщины 6–10 ч. При этом на целенаправленные занятия физическими упражнениями желательно затрачивать не менее 6–8 ч мужчинам и 5–7 ч женщинам. Остальное время дополняется физической активностью в различных условиях бытовой деятельности. Важны и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями (утренняя гимнастика, микропаузы в учебном труде с использованием упражнений специальной направленности, ежедневные прогулки, походы выходного дня и т. д.).

Немаловажную роль в поддержании состояния психологического комфорта играют гигиенические процедуры, например гидропроцедуры, массаж — они направлены на ускорение восстановления работоспособности, что особенно актуально для учащихся в период сессии.

Гидропроцедуры, такие как душ, оказывают температурное и механическое воздействие на организм: горячий и продолжительный душ понижает возбудимость, повышает интенсивность обменных процессов. Теплый душ действует успокаивающе. Кратковременные холодные и горячие души повышают тонус мышц и сердечно-сосудистой системы. Контрастный душ — эффективное средство восстановления работоспособности. Схема его применения: 1 мин — под горячей водой (+38–40ºС), 5–10 с — под холодной (+12–15ºС). Затем цикл повторяется на протяжении 5–7 мин.

Массаж — его приемы действуют на расположенные в коже, мышцах и связках нервные окончания, оказывают влияние на ЦНС, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем: улучшается кровообращение, работоспособность мышц, повышается эластичность и прочность мышечных сухожилий и связок, улучшается подвижность в суставах, ускоряется ток крови и лимфы. Вот почему после массажа человек чувствует себя бодрее.

Выводы: Итак, мы рассмотрели некоторые способы поддержания психического здоровья студентов, однако есть ряд случаев, когда описанные меры профилактики не могут быть достаточно эффективными в виду уже начавшегося нервно-психического заболевания. Поэтому психотерапия тоже имеет большое значение в психопрофилактике психических заболеваний, как сдерживающий фактор в возможном дальнейшем течение болезни.

В процессе работы с пациентом могут быть использованы самые различные виды психотерапии. Вот наиболее интересные из них:

-          Эриксоновский гипноз — самый «мягкий» способ гипнотического воздействия, когда введя пациента в транс, психотерапевт активизирует его внутренние ресурсы, необходимые для позитивных изменений в жизни пациента. Эффективен при терапии распространённых в студенческой среде нервно-психических расстройств: невротических, связанных со стрессом и психотравмами, депрессий, различного рода страхов и фобий, психосоматических заболеваний;

-          музыкотерапия — пациенту предлагают прослушать различные музыкальные композиции, либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Этот метод психотерапии считается одним из самых эффективных в снятии стресса. К тому же он может быть применён и без участия психотерапевта — в качестве метода аутогенной тренировки, что очень удобно для студента.

 

Литература:

 

1.         Есауленко И. Э., Куташов В. А., Куташова Л. А. Преодоление психологического стресса у студентов-медиков первого года обучения. Монография. Воронеж, 2013. 121с.

2.         Калмыкова Е. С., Миско Е. А. и др. Особенности психотерапии посттравматического стресса // Психологический журнал Т. 22. № 4. С. 70–80.

3.         Калмыкова Е. С., Падун М. А. Ранняя привязанность и ее влияние на устойчивость к психической травме (сообщение 1) // Психологический журнал 2002. №. 5. С. 88–105.

4.         Карвасарский Б. Д. Психотерапия. СПб: Питер, 2000. С. 289–298.

5.         Кулаков В. И. Акушерство и гинекология. Клинические рекомендации. Выпуск 2. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. С. 494.

6.         Куташов В. А., Глухов А. А., Степанян Н. А., Рог А. И. и др. Статистика в медицинских исследованиях. Монография. Воронеж, 200 с.

7.         Куташов В. А., Львович Я. Е. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. Москва, 2007.- Т. 6, № 1.- С. 100–102.

8.         Куташов В. А., Черных О. Н., Чупеев А. Н. Разработка инструментальной системы классификационно-прогностического моделирования и интегральных оценок эффективности. // Вестник ВГТУ, 2007. — Т. 3, № 1. — С. 149–151.

9.         Куташов В. А., Я. Е. Львович, Постникова И. В. Оптимизация диагностики и терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях. Монография. Воронеж, 2009. -200 с.

10.     Куташов В. А., Немых Л. С. Модель психотерапии панического расстройства // Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 113–117.

11.     Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А.. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах: журнал практической и теоретической биологии и медицуины. — 2014. — Т13,№ 4. — С.993–996

12.     Куташов В. А., Барабанова Л. В., Куташова Л. А. Современная медицинская психология. Воронеж, 2013.-170 с.

13.     Куташов В. А., Кунин В. А., Куташова Л. А. Помощь лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением. Монография. Воронеж, 2013.-224 с.

14.     Куташов В. А., Коротких Д. В. Психотерапия. Руководство. Том 1. Монография / Воронеж: ВГМА, 2014.-729 с.

15.     Куташов В. А., Сахаров И. Е., Куташова Л. А. Головная боль. Клиника. Диагностика. Лечение. Монография / Воронеж: 2015. — 481 с.

16.     Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. М: МЕДпресс, 1998. С. 324.

17.     Морозов Г. В., Лебединский, М. С. Роль психологического фактора в соматической болезни // Журн. Невропатологии и психиатрии 1973. № 4. С.14–18.

18.     Николаева В. В., Арина, Г. А. Клинико-психологические проблемы телесности // Психологический журнал. 2003. № 1.С. 119–124.

19.     Николаева В. В. Психологические аспекты рассмотрения внутренней картины болезни // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1976. С. 95–99.

20.     Падун М. А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс: Диссертация. М., 2003. 159 с.

21.     Самсонов А. С., Куташов В. А., Чопоров О. Н. Интеллектуализация анализа распространенности и прогнозирования депрессивных расстройств на основе математического моделирования. Монография. Воронеж, 2014. -170 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle