Причины ухудшения состояния здоровья студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 01.04.2017

Статья просмотрена: 831 раз

Библиографическое описание:

Осетрина Д. А., Семёнова В. В. Причины ухудшения состояния здоровья студентов // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 649-651. — URL https://moluch.ru/archive/147/41309/ (дата обращения: 16.07.2018).



Здоровье — ключевой фактор, влияющий на трудоспособность и психологическое состояние человека, а значит желание и возможность развиваться, вести полноценную жизнь. В конечном итоге именно здоровье нации определяет нравственный климат в обществе, влияет на состояние экономики и качество жизни граждан.

Однако многочисленные исследования и собственный опыт показывают, что здоровье населения по большинству показателей не только не улучшается, но и ухудшается. При этом многие болезни, еще недавно считавшиеся исключительно старческими, сегодня стремительно «молодеют». Уже в юношеском возрасте большинство людей имеет набор хронических заболеваний. Из года в год растет заболеваемость студентов, которая обусловлена рядом бытовых и социально-экономических факторов. Соответственно с этим уменьшается количество здоровых студентов и возрастает количество студентов с различными заболеваниями. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Соответственно прогрессии заболеваемости студенческого контингента отмечается и рост трудопотерь, что снижает эффективность учебной деятельности [1].

По результатам медосмотров, проводимых среди студентов одного из ВУЗов, наблюдается общая тенденция ухудшения состояния здоровья студентов. Для улучшения сложившейся ситуации многие ВУЗы проводят работу по оздоровлению учащихся в собственных профилакториях. Если 10 лет назад, по статистике этого же ВУЗа, в профилакторий для общего оздоровления поступало 30 % студентов, то сейчас эти цифры сильно изменились. Так в 2013 году лишь 2 % от общего числа обратившихся студентов поступили в профилакторий для оздоровления, в 2014 году — 4,6 %, в 2015 году — 0,7 %, а за 2016 год — 0,75 %; то есть наблюдается неуклонный рост заболеваемости среди студентов.

За последние 4 года практически не изменилась структура заболеваемости среди студентов. По данным статистики, по нозологии на первом месте неизменно диагноз переутомление (23,6 % в 2013году, 27,5 % в 2014 году, 39,4 % в 2015 году, 30 % в 2016 году). На втором месте по частоте поставленных диагнозов находится вегетососудистая дистония (15 % в 2013 году,14 % в 2014 году, 12,5 % в 2015 году и 12,7 % в 2016 году). На третьем месте неизменно были заболевания желудочно-кишечного тракта (13,6 % в 2013 году, 13 % в 2014 году), но в 2015 и в 2016 годах они переместились на четвертое место (10,1 % и 11 % соответственно), уступив третье место сколиозу (10,6 % и 11,2 %). При этом снизилось количество студентов, поступивших с диагнозом заболевания глаз в 1,5 раза, что прежде всего, связано с внедрением новой аппаратуры и новых методик лечения. Кроме того, наблюдается снижение числа пациентов с ЛОР-заболеваниями в 2,2 раза, анемией в 2,5 раза, кожными заболеваниями в 1,5 раза. На графике представлено процентное соотношение, данных диагнозов от общего числа поставленных диагнозов в период с 2013 по 2016 годы (см. рис. 1).

Рис. 1. Статистика заболеваемости студентов 2013–2016 гг.

Кроме того, среди студентов наблюдается рост 1,6 раза заболеваемости остеохондрозом, что не удивительно. Основной причиной появления и прогрессирования заболеваний опорно-двигательной системы является малоподвижный образ жизни, вызывающий мышечную гипотонию. Низкая физическая активность отмечается почти у 70 % студентов. Результатом чего является неспособность мышечного корсета удерживать костный остов в вертикальном положении. Даже незначительные отклонения от нормы еще в школьном возрасте со стороны костно-мышечной системы в сочетании с неблагоприятными условиями могут приводить к появлению патологических типов осанки, предрасполагающих в дальнейшем к развитию и прогрессированию сколиоза и дорсопатии. Другим предрасполагающим фактором, в основном среди юношей, является недоступность по цене таких благоприятных видов спорта как плавание, которое дает равномерную нагрузку на все группы мышц. Студенты напротив чаще посещают тренажерные залы, где бесконтрольно занимаются на силовых тренажерах; часто нагрузки оказываются значительно выше допустимых и выбираются без учета противопоказаний, что ведет к высокому травматизму и стремительно усугубляет уже имеющейся патологии опорно-двигательной системы.

Особого внимания заслуживает статистика распределения числа заболевших на разных курсах. При анализе заболеваемости обнаружилось, что на I курсе самая высокая заболеваемость по числу дней — 294 дня; на II курсе — 266 дней; на III курсе — 123 дня; на IV курсе — 153 дня; на V курсе — 102 дня. Данная статистика показывает, что самое большое число обратившихся за помощью приходится на I и II курсы: резко возросшая учебная нагрузка, неблагоприятное воздействие социально-гигиенических факторов среды, стремительное изменение привычного ритма жизни и круга общения, смена места проживания, качества питания, вызывают сильный стресс и оказывают выраженное негативное влияние на физическое и психологическое здоровье студентов. Помимо этого, на состояние здоровья иногородних студентов, проживающих в общежитии, могут влиять некоторые бытовые неудобства.

Наиболее важным и часто встречающимся фактором, оказывающим неблагоприятное влияние на здоровье учащихся, так же является несбалансированную высококалорийную пищу и нарушение режима питания. Результаты опроса показали, что более половины учащихся питаются в среднем 2 раза в сутки, а около трети принимают горячую пищу лишь раз в сутки. При этом качественный состав еды большинства студентов не удовлетворяет потребность организма в витаминах и микроэлементах, особенно остро данный дисбаланс наблюдается среди иногородних студентов, в большей степени питающихся фастфудом. Систематическое неправильное питание прежде всего провоцирует заболевания желудочно-кишечного тракта, а также приводит к нарушению обменных процессов и работы всего организма.

Частичный переход высшего образования на коммерческую основу, рост стоимости жилья, коммунальных услуг, основного набора продуктов питания, лекарств, приводит к тому, что физическая и умственная нагрузка на студентов возрастает. Большинство из них работают в свободное от учебы время, и чаще всего они заняты малоквалифицированным трудом: работают грузчиками, официантами, дворниками, охранниками, как правило, это происходит в вечернее или ночное время. Уже на первых курсах учебу с работой совмещают более 30 % юношей и 15 % девушек. Это приводит к значительному нарушению режима дня, острой нехватке сна и постоянной усталости, ухудшению жизненных функций организма, что значительно ослабляет иммунную систему человека. Кроме того, переход ВУЗов в категорию научно-исследовательских университетов влечет усложнение учебной программы, реорганизацию кафедр, ужесточение контроля над учебным процессом, как следствие многократно возросшая нагрузка приводит к целому ряду функциональных отклонений и хронических заболеваний.

По данным исследования, проведенного среди студентов различных ВУЗов нашей страны, отмечен сильный рост негативных тенденций в гигиеническом поведении студентов. Количество студентов, курящих, употребляющих алкоголь или наркотики, достигло 72,8 %.

Особое внимание стоит уделить диспансерным больным. Число диспансерных больных среди студентов стремительно уменьшается, если в 2013году оно составляло 35,2 %, в 2014 году 33 %, то в 2015 году уже 24 %, а в 2016 году 22 %. В первую очередь это связано с тем, что студенты не становятся на диспансерный учет, стремясь в будущем скрыть свои диагнозы от потенциального работодателя, так как хотят получить по окончании ВУЗа престижную и высокооплачиваемую работу, а диагноз может стать решающим фактором при выборе кандидата на должность.

Таким образом, общее состояние здоровья молодежи продолжает вызывать опасение. Причина тому — множество взаимосвязанных негативных факторов, многие из которых связаны в первую очередь со стремительно меняющимся ритмом жизни в мегаполисах. Для снижения темпов ухудшения данной ситуации, а в дальнейшем и решения проблемы, следует внимательнее изучить способы оздоровления студентов в том числе путем систематического посещения профилакториев и формирования культуры здорового образа жизни. Поэтому следует изучать проблемы физического воспитания как одного из самых доступных основных методов оздоровления. Однако не следует злоупотреблять физическими нагрузками. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании, что станет ключом к формированию здоровой и сильной нации, так как именно в руках молодежи находится будущее.

Литература:

  1. Фильчаков C. А., Чернышева И. В., Шлемова М. В. Актуальные проблемы здоровья студентов // Успехи современного естествознания. — 2013.
  2. Пономаренко Г. Н. Общая физиотерапия Санкт-Петербург. — 2008.
  3. Крамской С. И., Амельченко И. А. О реализации оздоровительной программы в условиях технического вуза. — 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, курс, III, учебный процесс, особое внимание, опорно-двигательная система, общее число, желудочно-кишечный тракт, день, физическое воспитание.


Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, являясь неотъемлемой частью обучения и воспитания в системе образования

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, по факультетам, специальностям и курса в...

Внедрение гимнастики пилатес на занятиях по физическому...

Володкович С. Л. исследовала комплексы гимнастики пилатес в системе физического воспитания студентов.

Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.

Модульно-компетентностный подход как основа...

Рис. 1. Распределение заболеваний выявленных при профилактических осмотрах студентов 1 курса РУДН (% от общего числа студентов СМГ).

У российских же студентов большой процент отклонений в опорно-двигательном аппарате (сколиоз, плоскостопие и т. д.), что...

Статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта: причины...

In this article the analysis of the statistics of digestive diseases in the Orenburg hospital. Key words: gastro-intestinal tract, causes, symptoms, prevention, recommendations. Целью нашего исследования является статистический анализ заболеваний желудочно-кишечного тракта в ГАУЗ...

Влияние физической культуры на опорно-двигательный...

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах.

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата.

В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, являясь неотъемлемой частью обучения и воспитания в системе образования

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, по факультетам, специальностям и курса в...

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как...

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников, связанное с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (осанки), заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, расстройствами в деятельности нервной системы с...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Одна из важнейших задач процесса физического воспитания в вузе — формирование сознательного отношения

В последствие было проведено анонимное анкетирование, в котором участвовало 52 студента, занимающихся на I-III курсах (38 девушек и 14 юношей).

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Тимофеев А. А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов 17–18 лет в условиях

Основные термины (генерируются автоматически): общая выносливость, физическая культура, III, метод развития, упражнение, физическая подготовка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, являясь неотъемлемой частью обучения и воспитания в системе образования

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, по факультетам, специальностям и курса в...

Внедрение гимнастики пилатес на занятиях по физическому...

Володкович С. Л. исследовала комплексы гимнастики пилатес в системе физического воспитания студентов.

Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной полости.

Модульно-компетентностный подход как основа...

Рис. 1. Распределение заболеваний выявленных при профилактических осмотрах студентов 1 курса РУДН (% от общего числа студентов СМГ).

У российских же студентов большой процент отклонений в опорно-двигательном аппарате (сколиоз, плоскостопие и т. д.), что...

Статистика заболеваний желудочно-кишечного тракта: причины...

In this article the analysis of the statistics of digestive diseases in the Orenburg hospital. Key words: gastro-intestinal tract, causes, symptoms, prevention, recommendations. Целью нашего исследования является статистический анализ заболеваний желудочно-кишечного тракта в ГАУЗ...

Влияние физической культуры на опорно-двигательный...

Задачи физического воспитания вспециальных медицинских группах.

Особенности проведения занятий при деформациях опорно-двигательного аппарата.

В процессе физической подготовки необходимо соизмерять физические нагрузки в первую очередь с...

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Физическое воспитание в вузе, являясь неотъемлемой частью обучения и воспитания в системе образования

Изучение бюджета времени студентов показано, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, по факультетам, специальностям и курса в...

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии как...

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников, связанное с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата (осанки), заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, расстройствами в деятельности нервной системы с...

Особенности физического воспитания студентов, имеющих...

Одна из важнейших задач процесса физического воспитания в вузе — формирование сознательного отношения

В последствие было проведено анонимное анкетирование, в котором участвовало 52 студента, занимающихся на I-III курсах (38 девушек и 14 юношей).

Формирование общей выносливости у студентов на занятиях...

Тимофеев А. А. Оптимизация учебно-тренировочного процесса по физическому воспитанию студентов 17–18 лет в условиях

Основные термины (генерируются автоматически): общая выносливость, физическая культура, III, метод развития, упражнение, физическая подготовка.

Задать вопрос