Библиографическое описание:

Цапиков А. А., Полухин А. Т. Анализ механизмов государственного регулирования основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1018-1021.

В статье рассматриваются механизмы регулирования основных субъектов фармацевтического рынка России, анализируются предпосылки их необходимости и последовавшие за ними результаты.

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармацевтический рынок Российской Федерации, государственное регулирование фармацевтического рынка, механизмы государственного регулирования фармацевтического рынка.

 

В 90-е годы в России переход к рыночной экономике носил противоречивый характер. Отсутствие проработанной нормативно-правовой базы, опыта функционирования в условиях рыночной экономики привело к практически полному уничтожению бесплатной государственной медицины без предложения альтернативы. В сложившихся на тот момент условиях, в работе большого числа предприятий, связанных с системой здравоохранения, произошло смена приоритета поддержания здоровья населения на получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

В сфере обращения фармацевтических препаратов данная тенденция проявилась в появлении различных субъектов рынка с различными организационно-правовыми формами, такие, как акционерные общества, объединения, аптечные сети, государственные предприятия и другие, в результате чего возможность государственного регулирования существенно уменьшилась. Результатом явилось существенное повышение цены на лекарственные препараты и сомнительное качество лекарственных средств. Фармацевтическая отрасль представляет огромную социальную значимость, поэтому для недопущения подобных событий государством ведется активная работа, требующая непрерывного мониторинга результатов. В этом состоит актуальность данного исследования.

Государственное регулирование фармацевтического рынка осуществляется по нескольким направлениям:

1.                  Государственная регистрация лекарственных препаратов.

2.                  Лицензирование деятельности в сфере обращения фармацевтических товаров.

3.                  Сертификация специалистов, работающих в данной сфере.

4.                  Государственный контроль изготовления, хранения и реализации лекарственных средств.

5.                  Контроль на стадии разработки лекарственных средств — оценка безопасности и эффективности.

6.                  Регулирование ценообразования.

7.                  Регулирование средств и методов продвижения фармацевтической продукции.

Субъекты фармацевтического рынка — участники рынка, оказывающие активное влияние на его объекты. Их можно разделить на две категории — субъекты, осуществляющие обращение лекарственных средств и субъекты, занимающиеся производством лекарственных средств. Субъекты фармацевтического рынка делятся на несколько подсистем, представленных в Таблице 1 [2].

Таблица 1

Субъекты фармацевтического рынка [2]

Субъекты фармацевтического рынка

Представители, функции подсистемы

Регулирование и управление

Органы надзора за фармацевтической деятельностью, органы контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств на международном, государственном и региональных уровнях. Их функцией является осуществление контроля деятельности участников рынка

Система производства и распределения

Производители фармацевтической продукции (отечественные и зарубежные), оптовые и розничные сети. Функция — разработка, производство лекарственных средств, реализация готовой продукции

Система фармацевтической информации

Специализированные информационно-аналитические издания, консалтинговые компании, аналитические агентства

Система подготовки кадров

Учреждения, занимающиеся подготовкой кадров по направлению «Фармация» (провизоры, фармацевты), специалистов по производству лекарственных средств, менеджеров и маркетологов, специализирующихся на фармацевтической отрасли. Функции — обеспечение необходимыми кадрами всего жизненного цикла лекарственного средства

 

Субъекты, осуществляющие обращения лекарственных средств:

1.      Продавец — оптовые организации или аптечные учреждения (розничные сети).

2.      Потребитель.

Потребители лекарственных средств — субъекты фармацевтического рынка, имеющие различные мотивы потребления фармацевтических товаров и процессы потребления. В Таблице 2 представлены основные группы потребителей фармацевтической продукции, описаны их потребности и особенности потребления. Интересной группой являются промежуточные потребители — работники медицинских учреждений, выписывающие препараты для лечения. Данная группа непосредственно влияет на спрос продукции, поэтому нередко является целевой аудиторией при продвижении лекарственных средств.

Таблица 2

Потребители фармацевтической продукции [2]

Потребители продукции

Потребности и особенности

1. Институциональные потребители (3 группы)

Фирмы-производители фармацевтической продукции: государственные и негосударственные, которые покупают товар с целью дальнейшего использования или перепродажи

1.1. производители лекарственных средств

Покупают сырьё, готовую продукцию других производителей для дальнейшего использования в технологическом процессе

1.2. лечебно-профилактические учреждения

Фармацевтическая продукция необходима для внутреннего использования, не перепродается и не используется в технологическом процессе

1.3. оптовые и розничные аптечные учреждения

Продукция закупается с целью перераспределения и продажи конечному потребителю

2. Конечные потребители

Потребитель, члены его семьи, которые непосредственно используют фармацевтические товары

Промежуточные потребители

Работники медицинских учреждений, назначающие препарат для его использования амбулаторно или стационарно. Не имеют покупательной способности, но влияют на спрос на рынке. Большинство случаев неправомерного воздействия на конечного потребителя совершается именно через медицинских работников.

 

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 200 нормативных документов федерального уровня, регулирующих различные аспекты деятельности, связанной с обращением фармацевтической продукции. Нормы, касающиеся лекарственных средств, представлены более чем в 700 актах [3]. Основным законодательным актом является Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об обращении лекарственных средств», в котором установлен приоритет государственного регулирования безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при их обращении. Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с обращением — разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств [1].

К полномочиям федеральных органов власти при обращении лекарственных средств относятся [1]:

-                   проведение единой государственной политики в сфере лекарственного обеспечения;

-                   осуществление государственного надзора в сфере обращения ЛС;

-                   лицензирование производства и фармацевтической деятельности;

-                   организация экспертизы ЛС и фармацевтической деятельности субъектов рынка;

-                   выдача разрешений на проведение исследований;

-                   государственная регистрация ЛС;

-                   установление порядка ввоза фармацевтической продукции;

-                   аттестация и сертификация специалистов сферы;

-                   мониторинг безопасности ЛС;

-                   участие в международном сотрудничестве;

-                   применение мер ответственности за нарушение ФЗ.

Существуют ограничения, налагаемые на производителей лекарственных средств по отношению к медицинским работникам. К ним относятся [1]:

-                   вручение подарков и денежных средств;

-                   заключение соглашений о рекомендациях пациентам определенных лекарственных средств;

-                   предоставление образцов лекарственных препаратов;

-                   предоставление недостоверной и неполной информации о ЛС;

-                   посещение в рабочее время на рабочих местах без правомерной необходимости;

-                   побуждение к выписыванию препаратов медицинского назначения на бланках, содержащих информацию рекламного характера.

К сожалению, на сегодняшний день в медицинских учреждениях имеют место большинство данных нарушений. Медицинские работники пользуются бланками, содержащими информацию рекламного характера, рекламные плакаты лекарственных средств находятся на стенах кабинетов медицинских работников, а так же стенах коридоров поликлиник; медицинские работники настойчиво советуют продвигаемую фармацевтическую продукцию высокого ценового сегмента, не информируя об альтернативных вариантах. Все эти правонарушения существуют из-за низкой правовой информированности населения, недостаточного контроля со стороны органов исполнительной власти, высокой степени коррупции в медицинских учреждениях, а так же учреждениях исполнительной власти.

За нарушение законодательства Российской Федерации в сфере фармацевтической деятельности предусмотрены следующие меры [1]:

-                   Производитель лекарственного препарата обязан возместить вред, причиненный здоровью граждан вследствие применения лекарственного препарата, если доказано, что препарат применялся правильно;

-                   В случае, если вред здоровью граждан причинен вследствие применения лекарственного препарата, пришедшего в негодность в результате нарушения правил хранения, отпуска и изготовления лекарственных препаратов, возмещение вреда осуществляется соответственно организацией, реализовавшей данную продукцию.

-                   Возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие применения лекарственных препаратов или совершения противоправных действий субъектами обращения лекарственных средств, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в результате проведенного анализа механизмов государственного регулирования основных субъектов фармацевтического рынка Российской Федерации, авторами данной статьи было выявлено, что российское законодательство в фармацевтической сфере далеко от идеального. Очевидно, что данные меры предусматривают наказание только после нанесения вреда здоровью пациента. Для более добросовестного функционирования сферы необходима проработка механизмов контроля, которые могут не допустить нанесение вреда и наказать за неправомерные действия до того, как пострадает гражданин. Поэтому, необходим системный контроль медицинских учреждений, неправомерно продвигающих продукцию; контроль и наказание неправомерных действий представителей фармацевтических компаний, склоняющих медицинских работников с помощью подкупа к продвижению лекарственных средств, а так же более серьезный контроль за качеством реализуемой продукции и более серьезные наказания за нарушение Федерального закона. Для того, чтобы медицинские работники не соглашались на продвижение лекарственных средств, необходимо обеспечить достойную заработную плату, не вынуждающую искать возможность заработка через неправомерные действия.

 

Литература:

 

1.      Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «Об обращении лекарственных средств». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2.      Баева, О. В. Менеджмент в здравоохранении. / О. В. Баева. М.: 2008. — 638с.

3.      Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». Правовое регулирование обращения лекарственных средств. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law.edu.ru.

4.      Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

5.      Евстратов, А. В. Региональная специфика формирования фармацевтических кластеров в современной России / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2011. Т. 11. № 4 (77). — С. 210–215.

6.      Евстратов, А. В. Слияния и поглощения компаний на мировом фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2010. Т. 10. № 13. — С. 135–138.

7.      Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

8.      Евстратов, А. В. Конкурентоспособность отечественных производителей в сегменте противоаллергических препаратов на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, А. И. Бережнова // Известия ВолгГТУ. — Волгоград, 2012. — Т.14. № 16 (103). — С. 35–39.

9.      Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. — № 7. — С. 38.

10.  Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

11.  Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

12.  Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.

13.  Евстратов, А. В. Формирование и развитие фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов // Известия ВолгГТУ. — 2006. — № 5. — С. 24–28.

14.  Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

15.  Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

16.  Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

17.  Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

18.  Москвичева, М. А. Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах / М. А. Москвичева // Молодой ученый. 2014. — № 20. — С. 359–364.

19.  Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

20.  Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.

21.  Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

22.  Шаховская, Л. С. Формирование региональных фармацевтических кластеров в современной России / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов, О. С. Пескова // Вестник РУДН. — Серия: Экономика, 2011. — № 2. — С. 49–56.

23.  Шаховская, Л. С. Фармацевтический рынок в Волгоградской области: проблемы формирования и перспективы развития / Л. С. Шаховская, А. В. Евстратов // Региональная экономика. Юг России. 2006. Т. 1. С. 414.

24.  Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle