Правовое регулирование способов распространения лекарственных средств | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

III международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 15.04.2015

Статья просмотрена: 296 раз

Библиографическое описание:

Резникова Е. В. Правовое регулирование способов распространения лекарственных средств [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 74-77. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/141/7894/ (дата обращения: 14.08.2018).

Целью настоящей статьи выступает проведение анализа правоприменительной практики в разрезе исполнения императивных запретов в отношении некоторых способов распространения рекламы лекарственных средств. В ходе исследования были использованы метод формально-логического толкования, метод системного анализа и обобщения нормативно-правовых и практических материалов.

Ключевые слова: здоровье, реклама, дистанционный способ, лекарственные средства, передвижная аптека.

 

В целях соблюдения конституционной гарантии по охране здоровья граждан (п.2 ст.7 Конституции Российской Федерации [1]), считаем необходимым сделать акцент именно на том способе распространения рекламы, который запрещен действующим законодательством, но все же находит применения в фармацевтической отрасли и поддержку на свое существование в правоприменительной практике.

Реалии сегодняшнего рынка таковы, что одним из самых распространённых способов реализации товаров выступает дистанционный способ. Применение последнего, как оказалось, не приходится наблюдать в отношении отдельных категорий товара, в частности, в отношении лекарственных средств.

Продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [2] и с учетом особенностей, определенных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» [3].

Так, исходя из абз.2 п.4 вышеуказанных правил при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных [4].

Тем не менее, несмотря на императивные предписания законодательства, до 70 % жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при продаже лекарственных препаратов [5].

Рассмотрим некоторые примеры судебной практики, демонстрирующие нарушения законодательства распространения лекарственных средств посредством дистанционного способа.

Так, в газете «Плюс Информ» была размещена реклама следующего содержания: «Аптечная сеть ООО «Стрела» осуществляет доставку медикаментов НА ДОМ справки по телефону 5–27–46". Исходя из материалов дела и выслушав пояснения сторон, суд посчитал, что указанная информация является рекламой дистанционного способа продажи реализуемых ООО «Стрела» лекарственных средств, а не рекламой услуги, оказываемой обществом отдельно от реализации товаров.

При этом в данной рекламе отсутствуют сведения о наименовании, месте нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица, осуществляющего доставку лекарств на дом, что является нарушением статьи 8 ст. 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» [4], поскольку в данном случае производится продажа медикаментов дистанционным способом (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.08.2012 по делу № А69–761/2012) [6].

Следующий пример из судебной практики, повествует, что в ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства УФАС по Хабаровскому краю реклама «Новой аптеки» размещенная на сайте newapteka.ru содержит следующее содержание: «Доставка медицинских товаров. Закажите на дом в больницу в офис. Доставка медицинских товаров и лекарств. Заказ принимается: 1. По телефону 333–991 специалистом информационно-справочной службы с 9–00 до 18–00 ежедневно; 2. Товар доставляется курьером в черте города в день приема заказа при его оформлении до 15–00".

Таким образом, обществом предлагалась неопределенному кругу лиц услуга по приобретению медицинских товаров и лекарств путем заказа по телефону с доставкой.

Апелляционным судом был отклонен довод общества о том, что реклама не содержит предложения заключать договоры розничной купли-продажи, поэтому не может признаваться ненадлежащей. Апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении обществом требований законодательства о рекламе (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2013 № 06АП-682/2013 по делу № А73–7261/2012).

Но, к сожалению, приходится наблюдать и иную позицию суда, где организация не несет наказания за незаконную торговлю лекарственными средствами посредством дистанционного способа. Так, например, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2013 по делу № 07–16955/2013 ООО «Триумф-Арт» было освобождено от административной ответственности за осуществление дистанционной торговли лекарственными средствами ввиду малозначительности совершенного правонарушения. В другом судебном деле даже не была доказана связь между аптекой и интернет-сайтом, через который распространялись лекарственные средства (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.06.2012 по делу № A56–25093/2012) [7].

В связи с тем, что дистанционный способ распространения товаров является одним из быстро и легкодоступным, но, невозможным для такой категории товаров как лекарственные средства, со стороны общественности и предпринимателей начинают «лоббироваться» аналогичные легкодоступные средства распространения лекарственных средств, такие как — автоаптека (передвижные аптеки).

Согласно, Письма Министерства здравоохранения и социального развития Российского Федерация от 15 февраля 2012 года № 2012378–25–1 Департамент развития фармацевтического рынка и рынка медицинской техники Минздравсоцразвития России в ответ на обращение по вопросу о возможности лицензирования для осуществления фармацевтической деятельности передвижных аптек (автоаптек) в рамках действующего законодательства Российской Федерации с целью реализации лекарственных препаратов в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах доводит до сведения, что действующим законодательством установлен перечень видов аптечных организаций (аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков), допускающих продажу лекарственных средств. При этом для получения лицензии на фармацевтическую деятельность соискатель лицензии обязан представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие у него принадлежащих на праве собственности или ином законном основании помещений. Однако действующее законодательство не содержит нормы, устанавливающей понятие «помещение», а также не содержит нормы, позволяющей отнести автомобиль (фургон грузового автомобиля) к помещениям. Следовательно, в рамках действующего законодательства лицензирование автоаптек невозможно [8].

В свою очередь, Ассоциации зарубежных фармацевтических производителей выступает против реализации всевозможных проектов по допущению торговли лекарственным средствами через передвижные аптеки. По мнению Ассоциации, передвижная торговля наряду с дистанционной наиболее рискованна с точки зрения возможности приобрести фальсификат. Более того, проконтролировать мобильные аптеки будет действительно трудно, если не невозможно [9].

Однако в ряде стран СНГ передвижные аптеки заменили дистанционный способ распространения лекарственных средств (так, например, Узбекистан) [10].

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание необходимость формирования эффективной единообразной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, считаем необходимым: ужесточить контрольно-надзорные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом посредством размещения соответствующих предложений на региональном (местном, кабельном) телевидении, в эфире FM-радиостанций, на Интернет-сайтах и т. д. с нарушением соответствующих требований действующего законодательства, обеспечивая по каждому факту выявленного нарушения применение мер административного воздействия и ни в коем случае, не поддерживать проекты по реализации передвижных аптек, в силу того, что последнее потребует не только колоссального внесения изменений и дополнений в действующее законодательство (в отношении регистрации, лицензирования, проверок и т. п.), но и привнесет инициативы в развитие черного рынка лекарственных средств.

 

Литература:

 

1.      «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

2.      Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»//«Российская газета», N 78, 14.04.2010.

3.      Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.01.2015) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»// «Российская газета», № 21, 04.02.1998.

4.      Письмо Роспотребнадзора от 08.04.2005 N 0100/2569–05–32 «О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара»// СПС Консультант Плюс.

5.      Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе»// «Российская газета», № 51, 15.03.2006.

6.      Мандрюков А. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе лекарственных средств // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 3. С. 53–60.

7.      Р.Шабров, А.Шадрин, А.Панов. «Правовые препятствия для функционирования интернет-аптек» //«Фармацевтический вестник», 2014, N 16.

8.      Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российского Федерация от 15 февраля 2012 года № 2012378–25–1//СПС Консультант Плюс.

9.      Режим доступа: http://paraplegia.narod.ru/mednews/newsindex3953.html Дата обращения: 09.04.2015 года.

10.  Режим доступа: http://uzbekistan.russiaregionpress.ru/archives/10510 Дата обращения: 09.04.2015 года.

Основные термины (генерируются автоматически): дистанционный способ, действующее законодательство, правоприменительная практика, средство, средство посредством, способ распространения рекламы, апелляционный суд, дистанционная торговля, арбитражный апелляционный суд, судебная практика.

Ключевые слова

здоровье, реклама, лекарственные средства, дистанционный способ, передвижная аптека

Похожие статьи

Предоставление информации о товаре по договору...

В век информационных технологий и массовых коммуникаций наиболее прогрессивно развивается дистанционной способ торговли

И правоприменительные проблемы, возникающие при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи, вполне...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита.

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи; защита прав потребителей; судебная практика; приобретение товара...

О формах судебной практики | Статья в сборнике...

Рассмотренные формы судебной практики охватывают всю правоприменительную деятельность судов. С учетом этого, судебная практика представляет собой сложное правовое явление.

Возможность обжалования правоприменительных решений...

Анализируя правоприменительную практику, необходимо отметить, что суды правильно применяют положения законодательства о возможности изменения органа, уполномоченного рассматривать спор (при наличии в соглашении сторон третейской оговорки).

Некоторые проблемы апелляционного производства как способа...

Представляется, что поскольку по общему правилу подготовка к судебному разбирательству является обязательным требованием процессуального законодательства, то суд апелляционной инстанции вынося определение о переходе к рассмотрению дела по правилам...

Проблемы доказывания в арбитражном процессе | Молодой ученый

Современное состояние правоприменительной практики в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что

Рассмотрев материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение суда первой инстанции подлежит отмене...

Влияние применения доктрины «снятия корпоративной вуали» на...

На данный момент практика идет вразрез с законодательством, суды пошли по пути установления правовых норм, в процессе разрешения конкретных дел даже

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу № А56–38334/2011.

Правовое значение нотариального акта в гражданском...

нотариальный акт, нотариальное действие, Российская Федерация, правоприменительная практика, акт, доказательственная сила

Свойство преюдициальности судебного решения в современном... арбитражный суд, общая юрисдикция, судебное решение, законная сила, суд...

Электронные средства платежа: проблемы правового...

Судебная практика в этом вопросе также не единообразна. В одном случае суды возложили риски на клиента, отказав в удовлетворении иска, и только при новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ответственность за совершенные спорные операции была...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Предоставление информации о товаре по договору...

В век информационных технологий и массовых коммуникаций наиболее прогрессивно развивается дистанционной способ торговли

И правоприменительные проблемы, возникающие при заключении и исполнении договора дистанционной купли-продажи, вполне...

Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере...

товар, дистанционная торговля, покупатель, дистанционный способ, ГК РФ, потребитель, продавец, ненадлежащее качество, данные, защита.

Ключевые слова: договор розничной купли-продажи; защита прав потребителей; судебная практика; приобретение товара...

О формах судебной практики | Статья в сборнике...

Рассмотренные формы судебной практики охватывают всю правоприменительную деятельность судов. С учетом этого, судебная практика представляет собой сложное правовое явление.

Возможность обжалования правоприменительных решений...

Анализируя правоприменительную практику, необходимо отметить, что суды правильно применяют положения законодательства о возможности изменения органа, уполномоченного рассматривать спор (при наличии в соглашении сторон третейской оговорки).

Некоторые проблемы апелляционного производства как способа...

Представляется, что поскольку по общему правилу подготовка к судебному разбирательству является обязательным требованием процессуального законодательства, то суд апелляционной инстанции вынося определение о переходе к рассмотрению дела по правилам...

Проблемы доказывания в арбитражном процессе | Молодой ученый

Современное состояние правоприменительной практики в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что

Рассмотрев материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что определение суда первой инстанции подлежит отмене...

Влияние применения доктрины «снятия корпоративной вуали» на...

На данный момент практика идет вразрез с законодательством, суды пошли по пути установления правовых норм, в процессе разрешения конкретных дел даже

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу № А56–38334/2011.

Правовое значение нотариального акта в гражданском...

нотариальный акт, нотариальное действие, Российская Федерация, правоприменительная практика, акт, доказательственная сила

Свойство преюдициальности судебного решения в современном... арбитражный суд, общая юрисдикция, судебное решение, законная сила, суд...

Электронные средства платежа: проблемы правового...

Судебная практика в этом вопросе также не единообразна. В одном случае суды возложили риски на клиента, отказав в удовлетворении иска, и только при новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ответственность за совершенные спорные операции была...

Задать вопрос