Библиографическое описание:

Щербинина С. Л. Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли России в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 142-146.

Статья посвящена детальному анализу кризисного состояния российской фармацевтической промышленности. С учетом особенностей российской экономики и международным опытом развития фармацевтической промышленности автором была предложена двухэтапная стратегия развития фармацевтической отрасли России.

Ключевые слова: НИОКР, стандарт GMP, фармацевтическая промышленность.

 

Фармацевтическая отрасль всегда считалась стратегической, обеспечивающей одну из сторон национальной безопасности. Создание благоприятных условий для развития фармацевтического бизнеса в России, не только экономически целесообразно, но и обеспечит биологическую безопасность страны и стабильность фармацевтической отрасли, независимо от внешнеполитической обстановки. К сожалению, в настоящее время отечественная фарминдустрия находится в кризисном состоянии.

В настоящее время российский рынок фармацевтической продукции является одним из самых привлекательных в мире. Его объем в ценах конечного потребления по данным на конец 2014 года составил 60,5 млрд. руб. (Рисунок 1). [5]

 

Рис. 1. Объем фармацевтического рынка России, млн. руб.

 

Российский рынок является седьмым в общемировом объеме ГЛС (готовых лекарственных средств). [4] И на данный момент считается одним из самых перспективных, уступая в темпах прироста только Бразилии и Китаю (Рисунок 2). [5]

 

Рис. 2. Объем фармацевтического рынка, млрд. долл.

 

Следует отметить, однако, что российские производители уступают иностранным большую часть российского рынка и при этом практически не экспортируют свою продукцию. По состоянию на конец 2014 года в стоимостном объеме отечественные производители составляют 25%, увеличив свою долю на 1% по сравнению с 2013 годом. [4] В натуральном объеме ситуация противоположная. Отечественные производители занимают долю в 55% (Рисунок 3). [5]

 

Рис. 3. Соотношение объемов продаж импортных и российских лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России в декабре 2014 года,%

 

В 29 октября 2009 года Президентом Д.А. Медведевым была утверждена стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года, так называемая «Фарма 2020». Авторами данной концепции был выделен ряд проблем, с которыми сталкивается отечественная фарминдустрия:

1)      Несоответствие между регуляторными требованиями к российским и зарубежным предприятиям-производителям лекарственных препаратов;

2)      Отсутствие экономических стимулов у отечественных производителей;

3)      Нехватка высококвалифицированных кадров для фармацевтической отрасли;

4)      Отсутствие законодательно установленных правил производства и контроля качества лекарственных средств, идентичных правилам GMP [4].

Однако, авторами «Фармы 2020» были отмечены не все причины, приведшие фармпроизводство в кризисное состояние.  Для более полного анализа необходимо указать следующие факторы, препятствующие развитию отрасли.

Во-первых, это отсутствие доступа к финансированию для фармпредприятий.

В данный момент залогом выживания отрасли является выход на инновационное развитие. Однако это весьма затратный процесс: за тридцать лет (с 1980 года) суммарные издержки вывода новых лекарств на фармацевтический рынок в развитых странах выросли почти в 10 раз (Рисунок 4). [1]

 

Рис.4. Расходы на НИОКР фармацевтических компаний, млн. долл.

 

Многие перспективные субстанции часто достигают достаточно продвинутой стадии клинических испытаний, а затем отвергаются. Процент субстанций, достигающих рыночной стадии реализации, остается очень низким (по разным оценкам, 1 – 2 на 10 тыс.). Финансирование таких исследований и разработок требует значительных объемов денежной наличности, которую фармацевтическая компания способна генерировать только в том случае, если выводит новые лекарственные препараты сразу на несколько национальных рынков в максимально короткие сроки. [1] Но отечественные предприятия практически не имеют выхода на зарубежные рынки, поэтому и не могут выделять достаточно собственных средств на НИОКР. Однако и такие источники денежных средств, как кредиты и помощь государства для предприятий являются труднодоступны.

Затруднение в использовании заемных средств обусловлено высокими ставками по кредитам и сложностью кредитования за рубежом.

Как правило, в таких условиях, государство должно являться основным драйвером развития фармацевтической промышленности, и объемы государственной поддержки должны увеличиваться. Именно такую стратегию развития отрасли (т.е. при активной поддержки государства) выбрали такие страны как Индия, Китай и Хорватия.

Таким образом, инновационное развитие фармацевтическая отрасль России сможет осуществлять только при помощи государства.

Второй фактор, это низкий приоритет отрасли в государственной политике, и как следствие – отсутствие системной государственной поддержки отечественной фарминдустрии. В России нет никаких лоббистских группировок фарминдустрии, влияющих на власть. Однако традиционно для РФ лоббистские группы широко представлены в отрасли добывающей промышленности, что и обуславливает ее развитие.

Тем временем, в Америке на лоббистскую деятельность фармацевтической индустрией в 2014 году было потрачено более чем 800 млн. долл. Ни одна индустрия не потратила больше денег для давления на правительство. В общей сложности индустрией было нанято 3,000 лоббистов. [6]

Третий фактор – это отсутствие налогового стимулирования фармотрасли (в т. ч. экспорта  и расходов на НИОКР).  Например, в США существуют специальные правила для редких болезней, которыми охвачены менее 200 тыс. населения страны. Так как себестоимость исследований и разработок лекарств против таких болезней исключительна высока и осуществлять финансово их невыгодно, Соединенные Штаты в этом случае стимулируют фармацевтические компании с помощью налоговых льгот, субсидий и предоставления эксклюзивного доступа на рынок таких лекарств (как правило, семи лет), независимо от того, защищены такие лекарства патентами или нет.  [2]

Четвертый фактор – это технологическая отсталость российских предприятий и следствие невозможность перехода на GMPбез масштабных инвестиций. По данным Минпромторга РФ, степень износа основных фондов предприятий фармацевтической промышленности РФ к 2010 году достигла 60% при нормативном значении данного показателя в 30% [3]. Для выхода фармотрасли из кризиса на данный момент российским правительством принята вышеупомянутая Стратегия «Фарма 2020». Однако, она ориентирована больше на оптимизацию бюджетных расходов, чем на улучшение лекарственного обеспечения россиян и стимулирование развития локальной фармацевтической промышленности [1].

С учетом опыта таких стран как Индия, Китай, Хорватия и США, создание современной инновационной фармацевтической промышленности в России может быть поэтапным.

Первый этап. Необходимо достижение необходимого масштаба бизнеса и трансферт современных технологий, что подразумевает развитие российских предприятий за счет производства дженериков и бренд-дженериков, в т. ч. по истекающим в ближайшие годы патентам. При этом необходимо учитывать сильную конкуренцию со стороны Китая и Индии, чьи препараты заведомо дешевле из-за более высокой производительности труда. Поэтому на этом этапе предполагается введение благоприятного режима для инвестиций в производство; упрощение регуляторных процедур, а также поддержка экспорта и импортозамещения. Необходимо создать условия, мотивирующие производителей выпускать высокотехнологичные препараты. Этого можно достигнуть путем реформирования системы закупок, где главным условием будет не низкая цена препарата, а его фармакологическая эффективность.

При этом, если на данный момент в общем объеме экспорта страны доля продукции фармацевтической промышленности составляет порядка 0,4% (основной экспортный поток идет в такие страны, как Узбекистан, Армения, Таджикистан и Казахстан), то для устойчивого развития отрасли необходимо достичь уровня 10%. [1]

Необходимо выходить на другие рынки, такие как Африка и Южная Америка. Сейчас индийскую фарминдустрию пытаются разорить крупные фармацевтические ТНК. Специалистами прогнозируется снижение конкуренции на африканском и южноамериканском рынках со стороны Индии. Поэтому, нужно успеть занять эту нишу мирового рынка.

На втором этапе, когда прибыль отечественной фарминдустрии увеличится до размера, позволяющего вкладывать гораздо больше денег в НИОКР, планируется развитие современной инновационной фармацевтической промышленности. Необходимым условием для этого этапа является благоприятный налоговый режим для инвестиций в исследования и клинические испытания, а также решение кадровых проблем российской фармпромышленности.

В развивающихся странах объем государственного финансирования отрасли ежегодно увеличивается, что исходит из понимания необходимости постоянной государственной поддержки. К сожалению, сейчас, в период тяжелых политических потрясений и нестабильности российской экономики, поддержка государством фарминдустрии сокращается. Так, 10 апреля 2015 года, замминистром финансов РФ Алексеем Моисеевым, в целях сдерживания инфляции, было предложено сократить на 1,8 млрд рублей, или на 11% финансирование госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» до 14,8 млрд рублей.

Для реформирования отрасли необходимо активное участие государства и комплексные изменения, затрагивающие не только фармацевтическую отрасль. Однако, государство не спешит помогать отрасли и напротив создает только барьеры для ее развития. 

 

Литература:

1.    Андреевна Т. Е., Шилова Е.В.. [Электронный ресурс]. Состояние и перспективы развития российской фармацевтической промышленности.// «Управление экономическими системами». Электронный научный журнал. 2012 г. Режим доступа: www.uecs.ru/uecs40-402012/item/1245-2012-04-11-06-14-21

2.    Кондратьев В.. [Электронный ресурс]. Глобальная фармацевтическая промышленность//Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы. 2011 г. №7 Режим доступа: www.perspektivi.info/book/globalnaja_ farmacebticheskaja_promyslennost_2011-07-18.htm

3.    Сайт Минпромторга РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.monpromtorg.gov.ru

4.    Современное состояние фармацевтической отрасли РФ и международный опыт. Материалы для сводной рабочей группы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики.//Strategy. 2008. c.30

5.    Фармацевтический рынок России. DSM Group. – Москва. 2015 г.

6.    TRIPS. [Электронный ресурс] Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. г.Марракеш от 15 апреля 1994 года Режим доступа: www.pravum.kg/2011/09/соглашение-по-торговым-аспектам-прав/

7.    Ahmad Siddiqi. Patents and Pharmaceutical Drugs. The need for change// Intellectual Property Law. Spring 2005, № 2. p. 4-13

8.    Pharmaceutical Pricing. The New Drug War// The Economist.  2014. №1 p. 15-17

9.    The New Drug War. Hard Pills to Swallow// The Economist.  2014, №1 p. 5 - 6

Основные термины: фармацевтической промышленности, фармацевтической отрасли, развития фармацевтической, развития фармацевтической промышленности, фармацевтической отрасли России, развития фармацевтической отрасли, стратегия развития фармацевтической, инновационной фармацевтической промышленности, современной инновационной фармацевтической, стабильность фармацевтической отрасли, российской фармацевтической промышленности, развития отрасли, состояние фармацевтической отрасли, фармацевтической промышленности автором, перспективы развития фармацевтической, российский рынок фармацевтической, драйвером развития фармацевтической, развития локальной фармацевтической, предприятий фармацевтической промышленности, деятельность фармацевтической индустрией

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle