Автор: Халатян Севак Грачикович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 28.11.2016

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Халатян С. Г. Перспективы реализации политики импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 415-418.



В статье проанализированы фундаментальные аспекты обеспечения социально-экономической безопасности страны в области лекарственного обеспечения, посредством реализации политики импортозамещения. Выявлены ключевые проблемы снижения зависимости от импортных фармацевтических препаратов и изделий, Определены наиболее актуальные пути решения имеющихся в фармацевтической отрасли проблем.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, фармацевтический рынок, экономический кризис, целевая государственная программа, развитие отрасли

Отечественная фармацевтическая отрасль имеет хороший потенциал развития. Из-за возникновения угрожающих тенденций, приводящих к сохранению зависимости от импортной продукции, на фоне экономического кризиса и снижения реальных доходов населения и покупательной способности национальной валюты, возникает объективная необходимость активизации мер для реализации политики импортозамещения на фармацевтическом рынке. По сути, с нашей точки зрения, импортозамещение в фармотрасли представляет собой реализацию совокупности мероприятий и процессов, способствующих сокращению импорта фармацевтической продукции путем их замещения на внутреннем фармацевтическом рынке страны, идентичными отечественными фармацевтическими средствами, отвечающим современным потребностям населения, по доступным ценам и в соответствовать требованиям отечественных и международных стандартов, в том числе стандартам GMP. Для наилучшего обеспечения населения страны жизненно важными и необходимыми лекарственными средствами, а главное качественными препаратами и по доступным ценам, необходима экономически обоснованная стратегия импортозамещения не только готовых лекарственных препаратов, но и фармацевтических субстанций, вакцин и изделий медицинского назначения. В рамках ориентации на импортозамещение на фармацевтическом рынке страны, представляется применение идентификация следующих методологий оптимизации бизнес-процессов в цепи поставок фармацевтической продукции. Во-первых, следует придерживаться принципа сотрудничества посреднических предприятий и государственных органов с отечественными производителями; применение конечной стадии производства лекарственных препаратов в нашей стране; создавать производственные мощности в стране, начиная с «фундамента».

В целях грамотной реализации политики импортозамещения, продукция национальных фармацевтических производителей должна поступать в основном на внутренний рынок, при этом экспортная составляющая должны быть в пределах от пяти до десяти процентов от совокупного объема производства. Отечественные фармацевтические предприятия-производители на внутреннем рынке должны предлагать свою продукцию по ценам, которые значительно ниже цены импортных аналогов (20–30 %). Одновременно с этим, закупочная деятельность по приобретению импортных лекарственных препаратов должна осуще5ствляться в соответствии с потребностей населения, несмотря на наличие на рынке аналогичных фармацевтических средств и препаратов отечественного производства. Подобная методология способствует как повышению качества российских лекарственных средств, так и станет драйвером развития конкурентных преимуществ, всей фармацевтической отрасли в целом, и фармацевтического производства, в частности.

Современные проблемы импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке довольно актуализированы тем, что отечественные лекарственные средства по эффективности не уступают зарубежным аналогам, имеют хорошее качеством и конкурентные преимущества в ценовом аспекте. Однако, «стереотипное мышление» потенциального «клиента-обывателя» находится в плоскости, согласно которой, отечественная фарминдустрия и отечественные фармацевтические препараты значительно уступают по действенности и качеству, импортным аналогам, что на наш взгляд, является ошибочной точкой зрения клиентов. Во многом, подобное мнение сформировано под воздействием мощной маркетинговой политикой и рекламой, направленной на увеличение продаж импортных препаратов и создание общественного мнения, относительно отсталости отечественной фармацевтической индустрии, не способной, якобы, производить качественные и эффективные фармацевтические «продукты». Однако, выше исследуемое мнение, также сформировано в течение многих десятилетий, когда в двадцатом веке, фармацевтическая индустрия Советского Союза была отсталой и на фармацевтических заводах не производились действенные препараты в области кардиологии, иммунологии или онкологии. Несомненно, большинство специалистов, ученых, бизнесменов, да и просто населения, еще в девяностых года не верили в то, что российская фармацевтическая индустрия будет ускоренно формироваться практически «с нуля». На сегодняшний день, значительный объем новейших отечественных фармацевтических «продуктов» производится на российских предприятиях, которые имеют соответствующие сертификаты и лицензии, свидетельствующие о качественном происхождении готовой продукции. Новые разработки подвергаются также клиническим исследованиям, которые, также соответствуют мировым стандартам и уровню.

Ретроспективный взгляд в прошлое, во времена СССР, позволяет сделать вывод, что на тот момент, говорить об инновационной составляющей в данной отрасли не приходится. Преобладающее большинство фармацевтических новинок (лекарственные средства и изделия медицинского назначения) в СССР были разработаны и произведены в Восточной Европе. Фундаментальной основой и толчком развития отечественной фармацевтической отрасли, в определенной степени, стали разработка стратегии «Фарма-2020», и начиная с 2011 года — реализация Государственной Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [2]. Воплощение в жизнь Государственной программы в ее умеренном оптимистическом сценарии развития к 2020 году, с учетом нынешних экономических условий в стране, позволит увеличить долю отечественной фармацевтической продукции и изделий медицинского назначения, реализуемых на российском фармацевтическом рынке, до сорока процентов в денежном выражении. Рост удельного веса отечественных фармацевтических изделий и препаратов на российском рынке в стоимостном выражении хотя бы до пятидесяти процентов — способствует уменьшению совокупных издержек на закупки фармацевтической продукции для государственных нужд от 10 до 20 %, по сравнению с приобретением идентичной импортной продукции, что также приведет к снижению зависимости от курса валют и волатильности на финансовых рынках при трансформации как внешних, так и внутренних макроэкономических показателей и геополитических условий.

Разработка в рамках данной Госпрограммы инновационных фармацевтических препаратов и изделий приведет к тому, что российские фармацевтические производители смогут свести к минимуму зависимость от реализации устаревших и малоэффективных лекарственных средств, что в свою очередь сформирует фундаментальную основу модернизации и трансформации структуры всего фармацевтического рынка страны. Таким образом, будет наблюдаться тенденция увеличения современных, недорогих, и эффективных воспроизведенных фармацевтических препаратов и абсолютно новых инновационных лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Исходя из такого сценария, можно предполагать, что подобное изменение структуры фармацевтического рынка, приведет снижению стоимости фармацевтической продукции отечественного производства до 30–40 %. Результатом «воплощения в жизнь» и непосредственной реализации Государственной программы в России будет, собственно, модернизация основных предприятий-производителей в фармацевтической отрасли по международным стандартам и правилам наилучшей производственной практики, что исключительно положительно скажется на качественной составляющей производимой продукции отечественной фармацевтической промышленностью и последующему вытеснению с отечественных рынков импортных и некачественных лекарственных препаратов и изделий. Участники Госпрограммы, в частности организации и предприятия, будут иметь возможность инициировать в России разработку и непосредственное производство высокотехнологичной фармацевтической продукции, повысить уровень отечественной фармацевтики до мирового и успешно конкурировать с зарубежными производителями, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В результате реализации Государственной программы в части фармацевтической промышленности также значительно снизится зависимость от зарубежной сырьевой составляющей.

Исключительно важно подчеркнуть тот факт, что в современных условиях экономического кризиса в стране, существует объективная необходимость ориентации на макроэкономические показатели экономической ситуации в стране. В целом, также необходимо отметить, что в большей степени, по мнению ученых, Евстратова А. В. и Рябовой Г. А., «фармацевтический рынок по темпам среднегодового роста является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в современной экономике» [1]. Речь, в-первую очередь идет относительно падения покупательской способности населения, и ка следствие, последующее снижение затрат населения на наиболее важные товары повседневного спроса в целом, и дальнейшая экономия на приобретении фармацевтических препаратов, а именно, переориентация на более дешевый сегмент, и более дешевые аналоги препаратов с идентичным действующим веществом. Несомненно, в ракурсе нашего внимания, также находится такой важный фактор развития отечественной фармацевтической отрасли, как дальнейшая перспектива реакции рынка на кризисные явления, что ставит вопрос об оптимизации государственных издержек на здравоохранение и лекарственное обеспечение, в том числе относительно переориентации государственных закупок на фармацевтическую продукцию отечественных производителей. Разумеется, столь значительные колебания курсов валют и снижение курса отечественной валюты, стимулирует падение продаж в коммерческом сегменте в долларовом эквиваленте, за счет большого удельного веса импортной фармпродукции на российском рынке. Необходимо принимать во внимание и то, что спрос на фармацевтическую продукцию и лекарственные препараты является неэластичным, в связи с этим — на наш взгляд, потребление фармпродукции в перспективы значительно не снизится, и мы будем наблюдать все же некую стабильность спроса на данную продукцию. Однако все больше людей, у которых снижаются реальные доходы, неизбежно будут экономить, и приобретать более дешевые аналоги дорогим лекарственным препаратам. И здесь свою нишу может занять отечественная фармацевтической продукции, не уступающая по качеству импортным препаратам, и реализуемая по более низким ценам. В подобной ситуации, с нашей точки зрения, отечественная фармацевтическая индустрия должна активизировать все усилия по наращиванию научно-исследовательских работ и расширять производственные возможности, тем самым вытеснять иностранных производителей с рынка. Экономический и геополитический кризис, и желание Правительства поддерживать и развивать отечественное фармацевтическое производство — являются мощными стимулами для формирования устойчивого понимания необходимости импортозамещения в исследуемой нами, фармацевтической отрасли.

Таким образом, представляется возможным заключить, что в условиях реализации Государственной программы сформируется устойчивая «почва», которая способствует решению проблем, связанных с разработкой и организацией производства медицинских изделий в сегменте высокотехнологичного и инновационного оборудования, а также изделий, которые обеспечивают в необходимом объеме национальную безопасность — это, например одноразовые медицинские изделия для хирургических операций, оборудование для проведения мероприятий по реанимации, тестовые-системы и др. Исходя из проведенного анализа, можно утверждать, что переход отечественной фармацевтической отрасли на инновационную модель развития поможет увеличить объемы отечественных произведенных медицинских изделий и фармацевтических препаратов в несколько раз, что в свою очередь минимизирует зависимость российской фармацевтической отрасли и экономики от импортной продукции.

Литература:

  1. Рябова Г. А. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 299–304
    Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтической отрасли, фармацевтическом рынке, отечественной фармацевтической, реализации политики импортозамещения, фармацевтической продукции, фармацевтических препаратов, отечественной фармацевтической отрасли, лекарственных препаратов, развития отечественной фармацевтической, отечественном фармацевтическом рынке, фармацевтическом рынке страны, реализации Государственной программы, изделий медицинского назначения, «Развитие фармацевтической, отечественной фармацевтической продукции, импортной продукции, импортных фармацевтических препаратов, продукции отечественной фармацевтической, отечественной фармацевтической индустрии, отечественных фармацевтических.

Ключевые слова

фармацевтический рынок, экономический кризис, фармацевтическая промышленность, целевая государственная программа, развитие отрасли

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос