Библиографическое описание:

Сенина М. В. Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 867-869.

В статье рассматривается ассортимент аптечной организации. Описываются характерные черты для ассортимента организации, рассматриваются примеры для аптечной сети, с расчетом количественного соотношения ассортиментных групп на примере ГУП «Волгофарм».

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармация, ассортимент аптечной организации, сегментирование, лекарственные средства, биологически активные добавки.

 

В соответствии с классическим подходом в маркетинге, ассортимент товаров (товарный ассортимент, товарная номенклатура) представляет собой набор товаров, объединённых по одному признаку или по совокупности признаков. Ассортимент медицинских товаров подразделяют по местонахождению и широте охвата товаров, характеру удовлетворения потребностей (спросу), способу формирования. Товарный ассортимент характеризуется широтой, глубиной и гармоничностью (согласованностью). Широта ассортимента показывает количество различных товарных линий компании. Например: средства по уходу за кожей, гиполипидемические препараты, препараты применяемые при сахарном диабете и т. д. Длина ассортимента представляет собой количество составляющих его отдельных единиц. Нередко говорят о средней длине товарной линии, для определения которой следует разделить общее число товаров на число товарных линий, таким образом, можно определить длину товара как насыщенность. Например: Лозап 50 мг — 7 упаковок в наличии, Индапамид-22 упаковки в наличии Глубина ассортимета показывает количество вариантов каждого продукта в товарной линии. Например, аптека может продавать препарат эналаприл, выпускаемый предприятием ОАО «Фармстандарт-Лексредства», ОАО «Мосхимфармпрепараты им. Н. А. Семашко», ОАО «Нижфарм», ОАО «Валента Фармацевтика», ОАО «Синтез», ЗАО «ФармФирм Сотекс», ОАО «Фармасинтез», ОАО «Акрихин». Гармоничность товара-микс отражает степень общность различных товарных линий с точки зрения их использования, производства, каналов распределения или других показателей. Касаясь фармации, гармоничность можно определить как степень однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента. Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, то есть здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы.

Ассортимент, в соответствии с позицией Ф. Котлера, представляет собой подбор товаров различных видов и разновидностей, объединненых по какому-либо признаку и предназначенных для наиболее полного удовлетворения спроса. В зарубежной маркетинговой литературе дается понятие тоарного ассортимента как груупы товаров, тесно связанных между собой в силу равнознаности их функционирования или в силу реализации через однотипные торговые заведения.

Ассортимент аптечной организации имеет специфические особенности, которые называются свойствами ассортимента, в частности:

-        возможность деления на различные группы, подгруппы по выбранным признакам(среди которых есть характерные только для фармацевтической продукции,например,фармакотерапевтические группы);

-        включение новых и исключение из обращения на фармацетическом рынке старых товаров;

-        возможность выбора в зависимости от различных факторов промежуточным и конечным потребителем лекарственных средсв;

-        возможность замены одного лекарственного средства на другое;

-        необходимость поддержания определенного набора товаров в различных аптечных организациях.

Товарный ассортимент аптек, по мнению автора можно разделить на несколько частей (в натуральном выражении): лекарственные средства занимают большую часть товарного ассортимента аптеки. Сегмент лекарственных средств состоит более чем из 16000 препаратов, терапевтических групп и др. Сегмент БАДов насчитывает 547 наименований. Сегмент трав насчитывает 47 наименований. Сегмент гомеопатии насчитывает 52 наименования. Сегмент предметов ухода и гигиены насчитывает 72 наименования.

Лекарственные средства представляют собой вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Рис. 1. Товарный ассортимент (в %) ГУП «Волгофарм» АГФ № 24

 

Таким образом, в результате изучения фармацевтического рынка и его сегментов с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений, автором был изучен товарный ассортимент ГУП «Волгофарм» АГФ № 24 и составлена диаграмма, которая отображает степень взаимного расположения сегментов друг с другом. Парафармация представлена различными препаратами, не имеющими статуса лекарственных средств. Это травы, биологически активные добавки, настойки, травы, аксессуары красоты, средства гигиены и особенно женской гигиены, средствами ухода за полостью рта. Биологически активные добавки к пище (БАД) представляют собой концентраты натуральных природных пищевых и биологически активных веществ, выделенных из животного, минерального, растительного сырья, или полученных путем химического синтеза. Изделия медицинского назначения (ИМИ) представляют собой медицинские изделия из стекла, полимерных, резиновых, текстильных и иных материалов, наборы реагентов и контрольные материалы для них, другие расходные средства и изделия, в основном однократного применения, не требующие технического обслуживания при использовании.

 

Литература:

 

1.      Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

2.      Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

3.      Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38.

4.      Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

5.      Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

6.      Евстратов, А. В. Фармацевтический рынок Российской Федерации: основные структурные параметры развития в 2001–2013 годах // Современные технологии управления, 2015. — № 2 (50). — С. 27–36.

7.      Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

8.      Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

9.      Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

10.  Лоскутов, Е. Е. Ассортимент аптечной организации. Маркетинговые показатели 2001.

11.  Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

12.  Новокрещенова, И. Г. Медицинское и фармацевтическое товароведение: методические указания по выполнению контрольной работы / И. Г. Новокрещенова, И. В. Новокрещенов, А. Н. Островский, Л. М. Аранович, Ю. Н. Якимова. Саратовский медицинский университет. — 2010.

13.  Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

14.  Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5 (часть 2). — С. 47–49.

15.  Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

16.  Тюренков, И. Н. Товарная политика и управление ассортиментом аптечной организации: учебное пособие / И. Н. Тюренков, Л. Н. Горшунова.

17.  Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle