Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения грибковых заболеваний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белоусова, О. В. Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения грибковых заболеваний / О. В. Белоусова, Е. А. Белоусов, С. Ю. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 424-427. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33305/ (дата обращения: 25.04.2024).



На сегодняшний день более 30 % населения планеты страдают различными грибковыми инфекциями, что непременно подталкивает к необходимости в разработке новых лекарственных форм (ЛФ) противогрибкового действия.

Изучение ассортимента лекарственных средств (ЛС) для лечения данной патологии, зарегистрированных на фармацевтическом рынке РФ и имеющихся в аптечных организациях, позволит оптимизировать ассортимент исследуемой фармакологической группы, повысить качество фармацевтической помощи больным грибковыми инфекциями и улучшить фармацевтическое сопровождение потребителей ЛС противогрибкового действия [1].

Ключевые слова: маркетинговые исследования, лекарственные средства противогрибковые препараты, анализ ассортимента, производители, лекарственная форма, фармацевтическое сопровождение, торговые наименования (ТН)

To date, more than 30 % of the world population suffer from various fungal infections that will certainly urging the development of new medicinal forms (LF) of antifungal activity.

To study the range of medicines (drugs) for the treatment of this pathology was registered in the pharmaceutical market of the Russian Federation and available at pharmacies will optimize the range of the investigated pharmacological groups, to improve the quality of pharmaceutical care to patients with fungal infections and to improve pharmaceutical support consumers of drugs antifungal activity [1].

Key words: marketing research, medicines antifungal drugs, analysis of assortment, manufacturers, dosage form, pharmaceutical support, trade names (TN)

Грибковые заболевания — это широко распространенная патология, имеющая повсеместное распространение. А кроме этого, и потенциально опасная, потому как, во- первых, некоторые из грибковых инфекций легко передаются, а во-вторых, грибковая инфекция имеет свойство быстро распространяться в организме человека, когда его состояние характеризуется как иммунодефицитное. Процедура лечения грибка определяется клинической формой и локализацией поражения. В меньшей степени способ лечения зависит от вида возбудителя. Таким образом, в соответствии с классификацией грибковых инфекций по критерию глубины проникновения их в организм человека, можно выделить 2 типа противогрибковых препаратов: лекарственные средства наружного применения (местные препараты) и медикаменты для внутреннего применения, так называемые системные препараты. Проблема лечения грибковых инфекций в настоящее момент достаточно остро стоит во всем мире, являясь актуальной проблемой в современной медицине. В последние время отмечается заметный рост инфекций, вызванных грибами, таких как кандидозы, микозы, которые возникают при ослабленном иммунитете [5, 6, 7].

Такие факторы как: неблагоприятная экологическая ситуация, частые острые и хронические инфекции, не рациональное использование противобактериальных препаратов широкого спектра действия; изменяющаяся под воздействием человека влажность и температура среды обитания, нарушения питания, недостаток витаминов и микроэлементов, нарушение кишечной микрофлоры и иммунодефициты вызывают грибковые заболевания у значительной части населения. На данный момент изучено более 1,5 млн. разновидностей грибков, из которых более 500 видов являются опасными для человека.

Много проблем возникает при возникновении грибковых инфекций. Возникает масса неприятных ощущений, таких как: плохое самочувствие, кожный зуд, шелушение и как следствие отравление токсинами. Всё это терпит и переносит заболевший человек. Кроме этого, страдает эстетическая (визуальная) сторона из-за того, что кожа часто меняет окраску, шелушится, появляются «расчёсы», пигментные пятна и другие неприятные проявления [3, 7].

Эффективное лечение грибковых инфекций (микозов) остается одной из наиболее актуальных и не до конца решенных задач нашей системы здравоохранения. По последним данным (ВОЗ) более 30 % людей на планете болеет микозами, а 90 % людей хотя бы один раз сталкивались с грибковым заболеванием. Частота возникновения данных заболеваний постоянно растёт: каждые 10 лет число страдающих микозами увеличивается в 2,5 раза [2, 4].

На сегодняшний день на Российском фармацевтическом рынке существует огромное количество ЛС для лечения данной патологии. Главные фармакологические действия противогрибковых лекарственных средств это: фунгицидный, фунгистатический, противобактериальный. Наблюдаются такие побочные действия: нефротоксический, гепатотоксический, антиандрогенный. При применении средств противогрибкового действия могут проявиться побочные эффекты, такие как: тошнота, анорексия, аллергические реакции, диарея, рвота, головная боль и др. [2, 5].

Цель исследования: изучить перечень противогрибковых ЛС на локальном аптечном рынке города Белгорода.

Объекты исследования: Государственный реестр лекарственных средств 2015 года; документы о движении ЛС для лечения грибковых заболеваний, результаты анкет 145 посетителей аптек аптечной сети «Аптечный дом» города Белгорода, ассортиментные листы фирм — поставщиков («Катрен», «ФК ПУЛЬС», ЦВ «ПРОТЕК», «РОСТА» и др.);

Методы исследования: экономико-математическое моделирование; социологический (анкетирование); контент–анализ; графический; метод ранжирования.

Результаты иих обсуждения:

Для определения социального статуса потребителя ЛС, применяемых для лечения грибковых заболеваний изучены анкеты 145 посетителей аптечной сети «Аптечный дом».

Установлено, что посетителями аптек являются женщины- 74 %, возраст которых до 35 лет (38 %), состоят в браке (68 %), семья состоит из трех человек (42 %), с высшим образованием (83 %), работающие в государственной сфере (43 %), на члена семьи приходится до 15 тыс. рублей в месяц (52 %), 5 % из которых они могут потратить на ЛС (59 %). Здоровье свое оценили как удовлетворительное (73 %), при этом имеют сопутствующие заболевания (43 %). Из сопутствующих патологий заболевания нервной системы присутствуют у 26 % опрошенных. При покупке противогрибковых ЛС решение принимают после консультации провизора (31 %), у врача — миколога не наблюдаются (53 %). Приобретают лекарственные средства для себя и членов своей семьи (52 %) с целью лечения данной патологии (87 %), из лекарственных форм предпочтение отдают лечебным лакам (38 %).

Рис. 1. Сегментация предпочтений лекарственных форм потребителей ЛС, %

Далее, при анализе прайс-листов фирм-дистрибъютеров выявлено, что общее количество противогрибковых ЛС на локальном аптечном рынке составляет МНН — 30, ТН – 115, ЛП — 146.

При исследовании локального аптечного рынка установлено, что в ассортименте аптечной сети присутствуют такие группы как: группа D «Дерматологические препараты» составляет 53 % ассортимента, группа J «Противомикробные препараты системного действия» содержит 23 % препаратов, группа G «Mочеполовая система и половые гормоны» имеет в наличии 19 % лекарственных средств, группа A «Пищеварительный тракт и обмен веществ» около 3 %, P «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» всего 2 %.

Проанализировов ассортимент ЛС по химической структуре, установлено, что имидазолы и аллиламины составляют по 30 % от всего ассортимента, триазолы -25 %, полиены-11 %, морфолины — 2 %, произволные ундециленовой кислоты, пиримидины, занимают по 1 %.

Таблица 1

Структура ассортимента противогрибковых лекарственных средств по составу

№ п/п

Признак

Локальный аптечный рынок

Кол-во ЛС

Доля,%

1

Монокомпонентные препараты

131

89,7

2

Комбинированные препараты

15

10,3

Итого:

146

100

Выявлено, по производственному признаку в ассортиментеке аптеки зарубежные ЛС составляют 58 %, отечественные лекарственные средства 42 %.

Анализ ассортимента в разрезе стран-производителей показал, что на аптечном рынке присутствуют препараты 15 государств, среди которых по количеству торговых наименований среди иностранных поставщиков-изготовителей лидирует Индия – 16 ЛС (12,3 %), далее Венгрия — с 12 ЛС (8,2 %), Франция, Швейцария – с 8 ЛС (5,4 %). Помимо вышеперечисленных государств противогрибковые препараты производятся такими странами как: Нидерланды (4,1 %), Польша и Австрия (по 2,7 %) и др.

Проведенные исследования выявили, что в структуре ассортимента противогрибковых лекарственных средств преобладают твердые лекарственные формы, которые составляют (38 %), жидкие лекарственные формы (31 %), мягкие лекарственные формы (31 %).

Углубленный анализ ассортимента по видам лекарственной формы показал, что таблетки составляют 22 %, капсулы содержат 17 % ассортимента, кремы – 21 %, суппозитории — 9 %, лаки для ногтей — 9 %, растворы – 8 %, шампуни — 6 %, спреи – 4 %, гели – 3 %, мази — 3 %.

Исследования по способу применения выявили, что ЛФ для наружного применения занимают 53 % ассортимента, тогда как ЛФ для внутреннего применения 27 %, вагинальные лекарственные формы — 20 %.

Исходя из анализа условий отпуска из аптечных учреждений, выявлено, что без рецептов отпускается 69 % лекарственных средств для лечения грибковых инфекций, остальные 31 % отпускаются по рецепту.

Таким образом, маркетинговый анализ ассортимента ЛС для лечения данной патологии в аптечной сети «Аптечный дом» установлено, группа «Производные имидазола» представлена наиболее широко и составляет 30 % общего перечня. Препараты данной группы чаще всего применяют для лечения грибковых заболеваний в клинической практике. В основном в ассортименте противогрибковых ЛС аптечных организаций преобладают ЛС зарубежного производства (55). Среди зарубежных стран, лидером по количеству противогрибковых препаратов на рынке является Индия. Твердые лекарственные формы составляют 38 %, ЛС для наружного применния-53 %, в большинстве своем это безрецептурные ЛС 69 %.

Литература:

  1. Белоусов Е. А., Белоусова О. В., Карасёв М. М. Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента препаратов для лечения никотиновой зависимости в аптечных организациях. / «Молодой ученый», ч. 3, № 24 (104), декабрь 2015, С. 255–258.
  2. Климко Н. Н. Микозы: диагностика и лечение: Руководство для врачей. — М.: Премьер МТ, 2007. — С. 336.
  3. Микозы. Этиология, патогенез, лечение и профилактика [Электронный ресурс]: http://medkarta.com/?cat=article&id-20345
  4. Микоз. Способы лечения микоза. Грибковые заболевания [Электронный ресурс]: http://www.raznoblog.com/medical/2009/Q6/25/mikoz-sposobi-lechenie-mikoza
  5. Уварова Ю. Рынок противогрибковых препаратов для лечения заболеваний кожи / Ю. Уварова. // Ремедиум. — 2011. — октябрь. — С. 39–41.
  6. Файзуллина Е. В. О распространенности и факторах риска некоторых грибковых заболеваний / Е. В. Файзуллина // Здравоохранение Рос. Федерации. 2012. – № 5. – С. 16–18.
  7. Федоров С. М. Актуальные проблемы современной дерматопрофпатологии / С. М. Федоров // Вести, дерматологии и венерологии. 2012. — № 4. – С. 20–21.
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство, ассортимент, лечение грибковых заболеваний, противогрибковое действие, анализ ассортимента, лекарственная форма, организм человека.


Ключевые слова

маркетинговые исследования, лекарственные средства противогрибковые препараты, анализ ассортимента, производители, лекарственная форма, фармацевтическое сопровождение, торговые наименования (ТН)

Похожие статьи

Маркетинговый анализ ассортимента современных...

В ассортименте противогрибковых лекарственных средств присутствуют разнообразные лекарственные формы: − твердые лекарственные формы: таблетки, капсулы, порошки. − мягкие лекарственные формы: кремы, мази, гели, свечи.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

российский рынок, лечение стоматита, средство, группа, Препарат, индекс обновления, дыхательная система, лекарственная форма, слизистая оболочка, группа заболеваний.

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Основные термины (генерируются автоматически): препарат, Россия, локальный аптечный рынок, ассортимент, группа Р, сравнительный ассортиментный...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих мочегонным действием, представленных на российском фармацевтическом рынке.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Цель исследования: фармакоэкономический анализ ассортимента лекарственных средств (ЛС), применяемых для терапии табакозависимости. Объекты исследования: Отчеты движения товара, реализованного в аптечной сети «Аптечный Дом» г...

Эффективные инструменты формирования оптимального...

Эффективные инструменты формирования оптимального ассортимента в аптечных сетях.

В ассортимент аптек входит много категорий товаров, среди которых лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и БАД.

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

В рамках исследования был проведен маркетинговый анализ ассортимента фармацевтического рынка снотворных лекарственных средств на базе аптеки № 10 сети аптек ООО «Еврофарма» в г. Мурманск за период с 01.04.13 по 01.04.16 годы.

Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа, ассортимент, формирование ассортимента, скорость движения, тип аптеки.

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях. Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Похожие статьи

Маркетинговый анализ ассортимента современных...

В ассортименте противогрибковых лекарственных средств присутствуют разнообразные лекарственные формы: − твердые лекарственные формы: таблетки, капсулы, порошки. − мягкие лекарственные формы: кремы, мази, гели, свечи.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

российский рынок, лечение стоматита, средство, группа, Препарат, индекс обновления, дыхательная система, лекарственная форма, слизистая оболочка, группа заболеваний.

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Основные термины (генерируются автоматически): препарат, Россия, локальный аптечный рынок, ассортимент, группа Р, сравнительный ассортиментный...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях.

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих мочегонным действием, представленных на российском фармацевтическом рынке.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Цель исследования: фармакоэкономический анализ ассортимента лекарственных средств (ЛС), применяемых для терапии табакозависимости. Объекты исследования: Отчеты движения товара, реализованного в аптечной сети «Аптечный Дом» г...

Эффективные инструменты формирования оптимального...

Эффективные инструменты формирования оптимального ассортимента в аптечных сетях.

В ассортимент аптек входит много категорий товаров, среди которых лекарственные средства (ЛС), изделия медицинского назначения (ИМН), косметика и БАД.

Снотворные лекарственные средства: сегмент... | Молодой ученый

В рамках исследования был проведен маркетинговый анализ ассортимента фармацевтического рынка снотворных лекарственных средств на базе аптеки № 10 сети аптек ООО «Еврофарма» в г. Мурманск за период с 01.04.13 по 01.04.16 годы.

Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа, ассортимент, формирование ассортимента, скорость движения, тип аптеки.

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях. Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Задать вопрос