Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Белоусова, О. В. Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях / О. В. Белоусова, Е. А. Белоусов, Н. Г. Кубрак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37680/ (дата обращения: 20.04.2024).



До настоящего времени паразитарные болезни остаются одними из самых частых причин заболевания людей в мире. Паразитарные заболевания объединяют в себе большую группу болезней, вызванных патогенными гельминтами. Согласно медицинским показателям, около 80 % населения разной возрастной категории являются носителями паразитов. Многие из них полностью безвредны, но существуют и такие, которые могут нанести существенный вред здоровью, вплоть до летального исхода. По оценкам специалистов, ежегодно число заболевающих паразитарными болезнями в России превышает 20 млн. и имеет тенденцию к увеличению. Противомикробные, противопаразитарные средства — это препараты с губительным действием на патогенные микроорганизмы, которые используются для профилактики и лечения инфекционных заболеваний [7, 8, 9].

Ключевые слова: сравнительный анализ, маркетинговые исследования, противопаразитарные лекарственные препараты, фармацевтический рынок, торговые наименования

To date parasitic diseases remain one of the most common causes of human disease in the world. Parasitic diseases combine a large group of diseases caused by pathogenic worms. Medically speaking, about 80 % of the populations of different age groups are carriers of parasites. Many of them are completely harmless, but there are some that can cause significant harm, even death. According to experts, every year the number ill with parasitic diseases in Russia exceeds 20 million and has a tendency to increase. Antimicrobial and antiparasitic agents are drugs with detrimental effects on pathogenic microorganisms, which are used for the prevention and treatment of infectious diseases.

Keywords: comparative analysis, marketing research, antiparasitic drugs, pharmaceutical market, and trade names

Актуальность темы. Паразитарные заболевания — это группа разных по этиологии болезней, общей чертой которых является то, что они вызываются наличием паразитов внутри организма или на его поверхности. Выделяют три типа заболеваний: протозойные — вызваны одноклеточными микроорганизмами (простейшими) (дизентерийная амеба, малярийный плазмодий, лямблии); гельминтозы — вызваны гельминтами (аскариды, острицы, шистосомы, трихинеллы); эктопаразиты — вызваны паразитами, существующими на поверхности хозяина (вши и блохи) [1, 2, 6].

Примерно из 1420 известных медицине возбудителей болезней человека наибольшая доля — около 540 возбудителей — это бактерии и риккетсий, 20 % составляют грибы и чуть больше 210 возбудителей — вирусы. Заболевания людей вызывают 287 видов гельминтов и около 70 видов патогенных простейших [12, 13].

В России ежегодно регистрируется до 1,5 млн. случаев этих заболеваний.

Количество заразившихся более 20 млн. человек, 70 % из которых — дети. Больше, пожалуй, только заболевших острыми респираторными инфекциями. По результатам ВОЗ установлено, что гельминтозами страдает в мире каждый третий человек, малярией и паразитарными заболеваниями — 1,4 млрд. и 600 млн. человек соответственно. По величине ущерба, наносимого здоровью людей, кишечные гельминтозы входят в четыре ведущие причины среди всех болезней и травм [10,11].

Цель исследования: сравнительный анализассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов (ЛП) на российском, региональном и локальном аптечном рынках.

Объекты исследования: Государственный реестр лекарственных средств 2015 гг. издания; Регистр ЛС России 2015 гг., Международный классификатор болезней (МКБ10), Справочник Видаль «Лекарственные препараты в России» 2015 года, интернет-ресурсы прайс-листы аптечной организации.

Методы исследования: контент-анализ, структурный, графический, логический.

Результаты иих обсуждения:

На первом этапе исследования сформирован информационный массив ассортимента противопаразитарных ЛП, состоящий из 19 международных непатентованных наименований (МНН) и 58 торговых наименований (ТН).

Далее проведен анализ согласно АТХ-классификации.

Рис. 1. Сегментация ассортимента, согласно АТХ — классификации на российском, региональном и локальном аптечном рынках, %

Установлено, что ассортимент противопаразитарных ЛП, состоит из двух фармакологических групп: группа Р — «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» и группа G — «Препараты, для лечения мочеполовой системы и половые гормоны». Причем на российском рынке группа Р — «Противопаразитарные препараты, инсектициды и репелленты» составляет 53 %, на региональном — 30 %, на аптечном — 26 %. Препараты группы G — «Препараты, для лечения мочеполовой системы и половые гормоны» занимают на российском и региональном рынках по 5 %, на локальном — 2 %.

Исследования ассортимента по составу показали, что все препараты являются монокомпонентными. Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов выявил, что зарубежные препараты преобладают и составляют от 60 % до 69 % от общего ассортимента. Далее ассортимент рассмотрен согласно лекарственным формам (ЛФ).

Выявлено, что на локальном аптечном рынке отсутствуют газообразные ЛФ, тогда как на российском и региональном рынках они занимают около 3 %. Это такие лекарственные препараты как: Нюда спрей 50 мл, Пара плюс аэрозоль 116 мл. Твердые ЛФ на рынках занимают от 69 % до 77 % ассортимента противопаразитарных ЛП, мягкие составляют от 17 % до 23 % общего массива, жидкие от 3 % до 13 %.

Более детальный анализ по виду ЛФ показал, таблетки составляют 69–75 % ассортимента, растворы- 5–2 %, гели — 3–5 %, суппозитории от 3 % до 6 % ассортимента, кремы — 4–6 %, мази от 4 до 6 %, эмульсии- 2–3 %, капсулы — 1–3 % и др. Так же выявлено, что из 108 лекарственных форм для внутреннего применения составляют 75,8 %, для парентерального применения- 4,6 %, для наружного применения- 19,6 %.

Результаты анализа по характеру отпуска из аптеки показали, что ассортимент противопаразитарных ЛП рецептурного отпуска составляет 63 %.

Далее проведен анализ по датам регистрации противопаразитарных лекарственных препаратов в Российской Федерации. Установлено, что наибольшее количество ЛП зарегистрировано в 2009 году, что составило 15 наименований.

Таким образом, на основании полученных результатов маркетингового анализа ассортимента противопаразитарных ЛП построен сравнительный ассортиментный контур на всех рынках [3,4,5].

Рис. 2. Лепестковая диаграмма сравнительного ассортиментного контура противопаразитарных ЛП на российском, региональном, аптечном рынках, %

Выводы

Таким образом, по результатам исследования составлены рекомендации для аптечной сети: ввести в аптечный ассортимент противопаразитарных лекарственных препаратов газообразные ЛФ такие как: Нюда спрей 50 мл, Пара плюс аэрозоль 116 мл. Расширение ассортимента непременно будет способствовать улучшению качества обслуживания и фармацевтического сопровождения реализации товаров аптечного ассортимента.

Литература:

  1. Адоева Е. Я., Баранова A. M., Бронштейн A. M. и др. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы): Руководство для врачей под редакцией В. П. Сергиева, Ю. В. Лобзина, С. С. Козлова. Санкт-Петербург: — 2006. -592с.
  2. Баранова A. M., Лебедева М. Н., Сергиев В. П. Малярия. В кн.: Эволюция инфекционных болезней в России в XX веке / Под ред. В. И. Покровского, Г. Г. Онищенко, Б. Л. Черкасского.- М.: Медицина, 2003.-С. 412–432
  3. Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Дорохова Н. Н. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения стоматита. «Молодой учёный». Серия Медицина. № 28(132) декабрь 2016г. С. 262–265.
  4. Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Белоусов П. Е., Белоусова Е. В. Фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов, применяемых в раннем периоде лечения первичной туберкулёзной инфекции у детей. «Молодой учёный». Часть 2. Серия Медицина. № 5(109) март 2016г. С. 205–207.
  5. Белоусов Е. А., Белоусова О. В., Марцева Д. С. Формирование рационального ассортимента лекарственных препаратов, обладающих адаптогенной активностью. «Научные ведомости». НИУ «БелГУ». Серия Медицина. Фармация. 2016. № 19(240) выпуск 35. С.125–130.
  6. Лысенко А. Я., Владимова М. Г., Кондрашин А. В., Майори Дж. Клиническая паразитология. Под общ. ред. Лысенко А. Я.: Руководство. Женева, ВОЗ:-2002.-752 с
  7. Онищенко Г. Г. Заболеваемость паразитарными болезнями в Российской Федерации и основные направления деятельности по её стабилизации // Медицинская паразитология и паразитарные болезни 2014. — № 4. — С. 3–10
  8. Профилактика лямблиоза: Методические указания. М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2005. — 36 с.
  9. Сальникова С. И. Фармакотерапия гельминтозов. Российские аптеки. 2006. № 6.
  10. Сергиев В. П., Пальцев М. А. Физиология паразитизма и проблема биологической безопасности. М.: Медицина. 2008. С. 215–216.
  11. Признаки заболевания, статистика [Электронный доступ]: http://rylov.ru/paracels_gelmint (дата обращения 18.11.16)
  12. Паразитарные заболевания, профилактика. [Электронный доступ]: http://www.medcom.spb.ru/publ/info (дата обращения 13.10.16)
  13. Паразитология [Электронный доступ]: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 16.10.16)
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, Россия, локальный аптечный рынок, аптечный ассортимент, ассортимент, группа Р, заболевание, мочеполовая система, региональный рынок, сравнительный ассортиментный контур.


Ключевые слова

сравнительный анализ, маркетинговые исследования, фармацевтический рынок, торговые наименования, противопаразитарные лекарственные препараты

Похожие статьи

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство, ассортимент, лечение грибковых заболеваний, противогрибковое действие, лекарственная форма, анализ ассортимента, организм человека.

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Благодаря большему разнообразию аптечного ассортимента противовирусных препаратов

Большим спросом при изучении ассортиментной группы «противовирусные» в аптечной организации у населения в 80 % случаев пользуются препараты отечественного производителя.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке. Фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов...

Эффективные инструменты формирования оптимального...

Эффективные инструменты формирования оптимального ассортимента в аптечных сетях.

Его эффективность зависит от частоты обновления ассортимента с учетом тенденций регионального рынка.

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях. Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Маркетинговый анализ ассортимента современных...

Анализ ассортимента в разрезе стран-производителей показал, что на аптечном рынке присутствуют препараты 13 государств, среди которых по количеству торговых наименований среди иностранных поставщиков-изготовителей лидирует Индия (18,7...

Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа, ассортимент, формирование ассортимента, скорость движения, тип аптеки.

Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного...

В статье рассматривается ассортимент аптечной организации. Описываются характерные черты для ассортимента организации, рассматриваются примеры для аптечной сети, с расчетом количественного соотношения ассортиментных групп на примере ГУП «Волгофарм».

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за...

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес.

Похожие статьи

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство, ассортимент, лечение грибковых заболеваний, противогрибковое действие, лекарственная форма, анализ ассортимента, организм человека.

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Благодаря большему разнообразию аптечного ассортимента противовирусных препаратов

Большим спросом при изучении ассортиментной группы «противовирусные» в аптечной организации у населения в 80 % случаев пользуются препараты отечественного производителя.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке. Фармакоэкономический анализ лекарственных препаратов...

Эффективные инструменты формирования оптимального...

Эффективные инструменты формирования оптимального ассортимента в аптечных сетях.

Его эффективность зависит от частоты обновления ассортимента с учетом тенденций регионального рынка.

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях. Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Маркетинговый анализ ассортимента современных...

Анализ ассортимента в разрезе стран-производителей показал, что на аптечном рынке присутствуют препараты 13 государств, среди которых по количеству торговых наименований среди иностранных поставщиков-изготовителей лидирует Индия (18,7...

Специфика ассортиментной политики аптечных организаций...

аптека, аптечная организация, аптечный ассортимент, средство, препарат, группа, ассортимент, формирование ассортимента, скорость движения, тип аптеки.

Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного...

В статье рассматривается ассортимент аптечной организации. Описываются характерные черты для ассортимента организации, рассматриваются примеры для аптечной сети, с расчетом количественного соотношения ассортиментных групп на примере ГУП «Волгофарм».

Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за...

препарат, аптека, сеть, Россия, Швейцария, продажа, средство, США, аптечный рынок, аптечный бизнес.

Задать вопрос