Библиографическое описание:

Скопицкая Т. А. Неопросветительство в реализации идей устойчивого развития // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 170-171.

            Просвет – проникающий, пробивающийся через что-либо

 луч света или светлая полоса.

Просветительство – деятельность просветителя.

Просветитель – распространитель передовых идей и знаний.

Просветиться – получить знания, культурные навыки.

Просветление – появление ясности в мыслях, сознании, чувствах.

 

Не будем вдаваться в историю. Попробуем в сегодняшнем дне увидеть распространителей передовых идей и знаний, разобраться в одной из современных составляющих  движения просветительства.

            Энциклопедические словари трактуют понятие просветительство как политическую идеологию, философию и культуру эпохи крушения одной формации при смене другой. Э.Кант предлагал рассматривать  просветительство-просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. Эта теория нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. Однако время доказывает правоту  идеи разума. Кантовское определение  Просвещения как «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения на наделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью его носителей – просвещенных граждан. [1,2]

Разум помогает быть в согласии с законом природы, он источник познания, который основан не только на успехах науки и благополучия общества, но и на моральном совершенстве; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию, естественное право согласия Человек-Природа-Общество. Человек и  общество должны гармонизировать свои отношения с внешней природой, должны понять своё единство с природной средой и свою зависимость от изменений природы. Разум открывает путь человека в мир ноосферы (греч. nous — разум и sphaira — шар), которая определяется как сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Согласно Вернадскому, в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного“.[3]  

            Для кого-то эти изречения остаются фантастикой, для кого-то – это уже научный факт. С чего начать, чтобы каждый человек получил необходимый объем информации, знаний и сам решал, насколько его разум способен обеспечить каждому безопасную, достойную жизнь в единстве Человек-Природа-Общество.

Существует множество проектов в этом направлении. И все они имеют свои задачи, пути реализации, свои темы.

Мы выделяем для просветительского движения идеи устойчивого развития и образования для устойчивого развития, т.к. формирование высоконравственной личности на основе ценностно-мотивационных установок деятельности начинается в раннем и закрепляется в подростковом возрасте. Человек должен и может быть счастливым, и для этого ему нужно понять и принять идеи устойчивого развития: «от качества образования к качеству жизни», согласие с природой и её рачительное сохранение (рациональное использование природных ресурсов и их возобновление), толерантное отношение к социуму на основе взаимоподдержки и согласованности деятельности, неприятие агрессии и стремление к саморазвитию и самопознанию…

2005 год ООН объявила годом начала Международного Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (ОУР), утверждая, что чрезвычайно важно в системе непрерывного образования в течение всей жизни человека актуализировать и реализовать идеи устойчивого развития. По своим основным целям и задачам деятельность в области образования для устойчивого развития совпадает с ведущими направлениями Стратегии модернизации содержания и форм образования.  В первую очередь, оно направлено на достижение изменений в сознании и поведении человека, что возможно только в процессе активной деятельности человека и принятии им целей этого образования.

Образование, как и все сферы деятельности людей, должно изменяться кардинальным образом, ориентироваться на будущее и быть основополагающей частью Устойчивого Развития («поддерживаемого» общеупотребительный перевод английского словосочетания sustainable development)  как новой социо-природной формы развития.   Формы и методы обучения, ориентированные на овладение системой «готового знания», методов расчета и проектирования, принятые в традиционной  системе образования, в условиях наступления эколого-социального кризиса  меняют свои акценты. В качестве новых приоритетов образования выделяют:

  • - формирование экологоцентрического мышления;
  •  - эколого-социальную ответственность;
  • - деятельность и способность к её вариативности;
  • - воспитание личностных качеств, которые определяют «не столько сугубо профессиональные характеристики человека, сколько образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие».[4]

 Характеризуя российское образование и тенденции мирового развития, в КОНЦЕПЦИИ модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что школа должна стать «важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Обществу нужны образованные предприимчивые люди, «которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, …обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» и мира в целом. [5 ]

 При этом  подчеркивается, что развитие общественного сознания отстаёт от социальной действительности. Оно с запозданием выявляет истину, которая уже не может стать основанием для принятия своевременных и конструктивных решений. «Отстающее сознание не в состоянии решать проблемы экологии и другие глобальные проблемы, требующие принятия опережающих действий», необходимых для сохранения человечества. [6] Это означает, что современная система образования должна взять на вооружение опережающее ускоренное изменение сознания людей, направленное на формирование таких установок деятельности, которые позволят предотвратить эколого-социальную катастрофу и сформируют такое сознание личности, когда удовлетворение потребностей будет направленно в большей степени на развитие самого человека, его интеллектуально-духовного уровня, а не материальных  предпочтений.

Для реализации обозначенных положений объективно требуется развитие концептуальной системы взглядов, интегрирующих ценностно-мотивационные основания традиционных и инновационных процессов. В последние годы проблема  находит свое выражение в различных областях научного знания:

            - в философии образования складываются контуры педагогической аксиологии (учение о ценностях) (Б.С. Гершунский, В.М. Розин, Ю.Б. Тупалов,  М.И. Фишер, П.Г. Щедровицкий,  В.Н. Максимова и др.);

- в психологии, философии исследуется мотивационно-ценностное отношение учащихся к познавательной деятельности (Б.И. Додонов, Б.Г. Кузнецов,  Е.А. Мамчур, В.Б. Миронов и др.);

            - в педагогике рассматривается проблема ценностных ориентаций в образовании (С.Г.Вершловский, З.И. Равкин, В.С. Собкин и др.);  ценностные подходы к управлению образованием (В.А. Караковский, Г.Б. Корнетов, О.Е. Лебедев и др.)

По утверждению современного исследователя проблем экологии, образования и человека А.Г. Асмолова «человечество для собственного спасения от эколого-социальной катастрофы стоит перед необходимостью реализации стратегии устойчивого развития и необходимостью, вследствие этого, изменения характера жизнедеятельности человека ХХI в.. Для этого ему необходимо построить качественно иную, ноосферную систему образования и воспитания, которая по-нашему мнению, включает: новые знания об окружающей среде и здоровье (в широком смысле) человека, новые психолого-педагогические  и производственные технологии, новые нормы поведения людей Земли, основанные на ноосферных общечеловеческих ценностях.» [7]

Перечисление проблем и направлений показывает пути просветительства. Лидеры этого движения: Общества Содействия Экологическому Образованию, Общества охраны природы, государственные организации по природопользованию и землепользованию, общественные организации, детские экологические и туристические клубы… показывают пути просветительства и просвещенности, а учителя и ученые прокладывают научную тропу в завтрашний мир, в мир, где реально может существовать устойчивое развитие, согласие Человека-Природы и Общества.

 

Литература

  1. Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.  Толковый словарь русского языка
  2. Большая энциклопедия КиМ ,2007
  3. 2. Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В.
        Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. – М.: «Азбуковник», 2003.
  4. Философия и методология науки: В. И. Вернадский. Учение о биосфере./П. С. Карако. — Мн.:Экоперспектива, 2007
  5. Бусыгин А.Г. Дэсмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. – 2-е изд.. –Изд-во «Сибирская книга», Ульяновск, 2003.  
  6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, ACADEMIA АПКиПРО, М.; 2004, с.3   
  7. Гальперин П.Я.  Лекции по психологии. – М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.
  8. Асмолов А.Г.  Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle