Библиографическое описание:

Ковальчук А. В. Понятие и функции судебных органов // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 844-847.

В демократическом государстве существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Основной задачей судебной власти является реализация принципа справедливости в правоприменительной практике, ограждении прав и законных интересов физических и юридических лиц от произвола, который может быть допущен как со стороны других граждан, так и со стороны самого государства, его органов и должностных лиц. Кроме того, необходимо отметить, что судебная власть является средством «сдержек и противовесов» по отношению к законодательной и исполнительной властям, поскольку выступает своеобразным арбитром в спорах о праве и практике его применения.

Судебные органы (суд)- это специализированные государственные органы, осуществляющие судебную власть.

В науке существует мнение, что судебная власть и правосудие выражают одно и то же понятие. Например, утверждается, что судебная власть — это система органов, осуществляющих данную власть, а правосудие выступает содержанием судебной власти. Данная позиция нуждается в уточнении. Судебная власть как разновидность государственной власти, это прежде всего соответствующая деятельность государства, при этом государственные органы являются одним из элементов механизма государственной власти. В то же время, правосудие, выражая характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть, кроме разрешения социально-правовых конфликтов, распространяется и на другие области жизнедеятельности общества.

Можно выделить несколько функций судебных органов:

1)      осуществление правосудия;

2)      разрешение применения отдельных мер процессуального принуждения и производства следственных действий;

3)      проверка законности и обоснованности действий (бездействия) и решений прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, дознавателя;

4)      разрешение проведения отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий;

5)      рассмотрение жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права и свободы;

6)      официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

7)      принятие в определенных случаях решения об ограничении правосубъектности граждан;

8)      толкование норм права.

Основной судебной функцией является отправление правосудия. В ходе данной деятельности исследуются и разрешаются споры о праве, которые возникают между различными участниками общественной жизни. Кроме того, в процессе отправления правосудия решаются вопросы наказания виновных в совершении правонарушений, возложения на них определенных обременений и лишений, а так же восстановления нарушенного правового состояния.

К числу важнейших направлений деятельности судов общей юрисдикции относится дача разрешений на применение мер уголовно-процессуального принуждения и производство отдельных следственных действий. Так, к компетенции суда относятся принятия следующих решений:

1)        об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

2)        о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

3)        о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

4)        о возмещении имущественного вреда;

5)        о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

6)        о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

7)        о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

8)        о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст.93 УПК РФ;

9)        о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

10)    о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

11)    о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

12)    о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст.114 УПК РФ;

13)    о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте «в« пункта 1, подпунктах «б«, «в« пункта 2, пунктах 3, 6 и 7 части второй статьи 82 УПК РФ;

14)    о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

15)    о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

Кроме того, к компетенции суда так же относится рассмотрение жалоб на действия органов предварительного следствия. В соответствии со ст.125 УПК РФ все постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, а так же иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в суд по месту производства предварительного расследования.

Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

После рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1)          о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2)          об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае принесения жалобы, производство обжалуемого действия (бездействия) и исполнение обжалуемого решения не приостанавливается, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья.

Так же, предметом особого контроля суда являются законность и обоснованность производства в исключительных случаях следственных действий, на которые в обязательном порядке требуется судебное решение (пп. 4–9 и 11 ч.2 ст.29 УПК РФ).

Законом предусмотрено, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска, выемки в жилище, личного обыска, а так же выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи, наложение ареста на имущество не терпит отлагательства, перечисленные следственные действия производятся на основании постановления следователя без получения судебного решения. В данном случае следователь в течении 24 часов с момента начала производства следственного действия в обязательном порядке уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия (ч.5 ст.165 УПК РФ).

Судья, после получения указанного выше уведомления, в срок не позднее 24 часов с момента поступления уведомления, проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В том случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, будут признаны недопустимыми.

Федеральным законом от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрена дача судом разрешений на проведение отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий. В соответствии с указанным выше законом, именно на суд возложено принятие окончательного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. К указанным мероприятиям относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, обследование жилых помещений. Основания и условия проведения указанных мероприятий урегулированы законом.

Судья, после рассмотрения материалов, предоставленных субъектом оперативно-розыскной деятельности, выносит постановление о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия (в случае когда имеются необходимые основания и соблюдены обязательные условия для проведения), либо об отказе в проведении указанного мероприятия (в случае отсутствия оснований и условий для проведения).

Кроме того, на судебные органы возложено рассмотрение жалоб на действия (решения), нарушающие права и свободы граждан. Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд, если считает, что неправомерным действием (бездействием либо решением) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы, созданы препятствия их осуществлению, на него возложены не предусмотренные законом обязанности, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Так, в суд могут быть обжалованы:

1)        нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в случаях нарушения ими прав и свобод граждан в конкретных ситуациях;

2)        правоприменительные акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций, должностных лиц, нарушающих конкретные права и свободы граждан;

3)        фактические неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций и должностных лиц;

4)        бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, негосударственных организаций и должностных лиц вопреки требованиям закона.

Основаниями для обжалования указанных выше актов и действий (бездействия) являются:

1)                 прямое нарушение права или свободы;

2)                 создание препятствий для осуществления права или свободы;

3)                 незаконное возложение обязанности либо установление запрета;

4)                 невыполнение (ненадлежащее выполнение) возложенной законом обязанности.

Суд, в результате рассмотрения, может признать обжалуемое действие (бездействие либо решение) незаконным и обязать соответствующие органы, должностные лица удовлетворить требования гражданина, а так же принять иные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В случае признания обжалуемого действия (бездействия либо решения) законным суд отказывает гражданину в удовлетворении жалобы.

Официальному судебному установлению подлежат факты, возникающие в результате возникновения, изменения или прекращения личных, либо имущественных прав граждан и организаций. В соответствии со ст.264 ГПК РФ к данным фактам относятся: родственные отношения, нахождение лица на иждивении, регистрация рождения, усыновления, брака, развода и смерти; состояния в фактически брачных отношениях, если регистрация брака в органах записи актов гражданского состояния не может быть произведена вследствие смерти одного из супругов; принадлежности правооустанавливающих документов в определенных случаях; владения строением на праве собственности; несчастного случая; смерти лица при отказе органов загса в регистрации события смерти; принятия наследства и места открытия наследства; другие факты имеющие юридическое значение, если законодательством не предусмотрен иной порядок их установления.

Кроме того, судебной функцией является так же принятие в строго определенных законом случаях решений на ограничение прав и свобод граждан. В данном случае речь идет о случаях, связанных со слабоумием человека, его душевным заболеванием, болезнью и т. д. Так, например, только суд может признать человека недееспособным вследствие психического расстройства, когда он не может принимать значение своих действий или руководить ими. Так же, в компетенцию суда входит ограничение дееспособности гражданина, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит в тяжелое материальное положение свою семью. По судебному решению осуществляется принудительная госпитализация лица, имеющего заболевание, представляющее опасность для окружающих или страдающего тяжелым психическим расстройством.

В исключительных, экстремальных ситуациях судами осуществляется толкование норм права. К данным случаям относятся возникновение пробелов, неясности в Конституции Российской Федерации и нормах права, что приводит к спорам прежде всего в правоприменительной практике.

Рассмотренные выше функции не вправе осуществлять никакая другая государственная или общественная организация. Только судебные органы наделены полномочиями вершить правосудие, рассматривать и разрешать гражданские, арбитражные, уголовные и иные дела, возникающие в связи с нарушением закона, а также решать иные вопросы, относящиеся к компетенции судебной власти.

Необходимо так же подчеркнуть исключительность принимаемых судами решений, которые обязательны для всех государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, организаций всех форм собственности, граждан и подлежат исполнению в те сроки и в том объеме, которые были предписаны судом при вынесении решения. В случае неисполнения судебного решения, в действие вступает механизм государственного принуждения.

 

Литература:

 

1.         Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева.- 4-е изд., испр. И доп.- М.: Спарк, 2002.- 400с.

2.         Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. — М.: Инфра, 2004. — 438 с.

3.         Гуськова А. П., Шамардин А. А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. -М.: ИГ «Юрист», 2005. — 321 с.

4.         Черников В. В. Правоохранительные органы: Учебник-М.: «Проспект»,2011.-552с.

5.         Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г.(с изменениями)// информационно- правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

6.         Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12 2001г. (с изменениями и дополнениями)// информационно-правое обеспечение «Гарант» (интернет).

7.         Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002г. (с изменениями и дополнениями)// информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

8.         Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 г. (с изменениями и дополнениями) //информационно- правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

9.         Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996г. (с изменениями и дополнениями)//информационно- правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

10.     Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011г. (с изменениями и дополнениями)//информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет)

11.     Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12.08.1995г. (с изменениями и дополнениями)// информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет).

12.     Закон РФ от 27.04.1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» N 4866–1(с изменениями и дополнениями)// информационно-правовое обеспечение «Гарант» (интернет)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle