Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. Методы изложения материала для его обобщения и систематизации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1196-1198.

В последнее время в учебных заведениях замечена тенденция увеличения изучаемого материала, а времени все так же отводится мало. Все это связано с активным познанием человека в насыщенном информационном мире и постоянной нехваткой времени. Перед педагогами стоит задача систематизировать все изучаемые знания, отсюда можно выделить следующие приемы систематизирующей деятельности:

1.    Составление таблиц, с помощью которых прослеживаются знания о причинно-следственных связях в определенном разделе учебного предмета.

2.    Построение классификационных схем, посредством которых отражаются отношения подчинения между видовыми и родовыми понятиями и соподчинения между видовыми понятиями, имеющими ближайший род.

3.    Использование метода графов, который позволяет в наглядной и сжатой форме выразить логико-генетическую связь между понятиями и последовательность их формирования у учащихся.

4.    Построение таблиц, в которых в определенной системе представлены свойства тел и основные, наиболее важные применения их в технике.

В качестве используемых методов, применимых в методике преподавания, использование графов, как один из примеров применения структурно-логических схем (СЛС). Также, рассматриваются такие приемы, как: составление схемы-конспекта в процессе изучения нового материала с дальнейшим воспроизведением его учащимися по памяти. Методически грамотным является применение для обобщения и систематизации знаний опорных сигналов (ОС), которые также встречаются под названиями опорный конспект, опорный плакат, схема-конспект, обобщающий конспект, компакт и являются по своей сути дидактическими моделями знаний.

Опорный сигнал — это образный план излагаемого материала, система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и других зрительных опор.

Обобщающий ОС может включать содержание целой темы и отдельных ее разделов в виде блоков информации, расположенных соответственно логическим связям между ними.

Разработка ОС требует учета психолого-педагогических закономерностей процесса усвоения знаний. Так, немаловажную роль играет сочетание слухового восприятия объяснения учителя со зрительным восприятием различных средств наглядности. Необходимо учитывать, что пропускная способность различных анализаторов далеко не равнозначна. Пропускная способность системы «ухо — мозг» составляет 50000 бит/сек, тогда как системы «глаз — мозг»- 5000000 бит/сек, то есть в 100 раз больше. Поэтому зрительный анализатор является значительным резервом для усвоения информации в процессе обучения.

С точки зрения психологии опорные сигналы являются средством наглядности, и их следует рассматривать как своеобразные раздражители,

которые, благодаря умелому использованию света, цвета, контрастного изображения, конкретного расположения материала, способствуют привлечению внимания учащихся, его активизации, порождают непроизвольное внимание, превращая его в произвольное.

С учетом этого выделено несколько основных этапов составления ОС:

1.        Анализ учебной программы по данной теме, отбор основного содержания и структурирование на разделы, то есть выделение блоков информации.

2.        Вычленение опорных понятий в каждом блоке и изображение их в сжатой образной форме в виде знаков (общепринятых или специально придуманных).

3.        Компоновка закодированных понятий в блоки различной геометрической формы и размеров с четко обведенными контурами.

4.        Размещение блоков информации на плакате в логической последовательности в соответствии с их содержанием.

5.        Решение цветовой гаммы опорных сигналов.

Целесообразно привлечение учащихся к конструированию опорных сигналов: такой прием способствует выработке у учащихся способности логически мыслить, обобщать, приводить знания в систему.

Опыт разработки и использования схем в процессе обучения позволяет выделить два их вида: схемы-программы и схемы учебного содержания. Схемы-программы объединяют в систему программные вопросы конкретной темы или раздела теоретического курса. Целесообразность схем-программ связана с тем, что:

1)     наглядное предъявление программных вопросов в процессе обучения приводит к лучшему усвоению учебного материала по сравнению с

2)     текстовым видом этих вопросов;

3)     уяснение места и взаимосвязей определенного учебного вопроса в содержании программы положительно влияет на качество знаний учащихся.

Схемы-программы предназначены для постоянного использования их как в школе, так и дома. Составление схем-программ начинается с анализа вопросов программы по данной теме и внутрипредметных связей, после чего программные вопросы в соответствии с логической взаимосвязью между ними изображаются в схеме.

А. Н. Звягин дает довольно обширную совокупность приемов, содействующих систематизации знаний по предметам естественнонаучного цикла:

1)        определение места изучаемой темы в структуре раздела;

2)        планирование изучаемого материала;

3)        вторичное уточнение структуры материала после его объяснения;

4)        «перекидывание мостика» между изложенным и последующим материалом;

5)        установление преемственной связи между новым и старым материалом;

6)        сопоставление, установление сходства и различия одного материала с другим;

7)        воспроизведение в целом с помощью итоговых схем раздела программы;

8)        составление таблиц о том, что познано;

9)        использование классификационных схем, разнообразных матриц, графов, которые сводят воедино и отображают все зависимости, вскрытые при изучении данной темы;

10)    формирование самостоятельных выводов;

11)    проведение регулярных обобщений знаний;

12)    показ места общего правила или закона в общей системе знаний;

13)    воспроизведение изученного материала в другой системе;

14)    раскрытие центральной идеи курса;

15)    привлечение теоретического материала для решения той или иной практической задачи;

16)    повторение по узловым вопросам с использованием опорных знаний;

17)    самостоятельное использование системы опытов и наблюдений, проходящих через ряд тем и отражающих становление понятий в сознании учащихся;

18)    использование постепенно усложняющихся схематических рисунков для формирования цельного знания о чем-либо;

19)    подведение частного случая под то или иное общее положение;

20)    отбор учебного материала в учебнике, продумывание текста и его смысла в соответствии с поставленной задачей;

21)    работа с оглавлением учебника как с объектом и средством изучения его материала;

22)    планирование хода изучения отдельных статей, озаглавливание их частей;

23)    выделение главных мыслей из частей текста, определение общей идеи текста в целом;

24)    различные виды конспектирования изучаемого материала;

25)    установление межпредметных связей и т. д»..

 

Литература:

 

1.                 Буркина В. А., Титова Е. И. Механизмы систематизации математических знаний// Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 884–886.

2.                 Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний у студентов строительных специальностей в рамках модульного обучения// Наука и школа. 2008. № 1. С. 33–37.

3.                 Ермолаева Е. И. Методика обобщения и систематизации знаний в преподавании математики//Materialy VIII mezinarodni vedecko-prakt. Konferencji «Efektivni nastroji modernich ved-2012». Pedagogika.: Praha, 2012. C. 79–81.

4.                 Романкова А. А., Титова Е. И. Математическое содержание уровней систематизации знаний// Молодой ученый № 17(76) — С. 539–541.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle