Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 июня, печатный экземпляр отправим 12 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (199) март 2018 г.

Дата публикации: 30.03.2018

Статья просмотрена: 887 раз

Библиографическое описание:

Бадалян А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2018. — №13. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/archive/199/49000/ (дата обращения: 26.05.2019).



В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Обучение иностранным языкам является многокомпонентным процессом, включающим в себя целый ряд навыков и умений. Овладение лексическим навыком имеет системообразующее значение, так как лексика, наряду с грамматикой, составляет базу любого языка. В данной статье мы пытаемся найти ответ на вопрос, в чем же именно заключается лексический навык и каковы эффективные способы его развития.

Одной из задач при изучении иностранного языка является пополнение словарного запаса. Однако знание эквивалента того или иного иностранного слова в родном языке не говорит ещё о сформированности лексического навыка, так как он «представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи» [8, с. 121]. Лексический навык подразумевает работу не только с конкретным словом, но и с тематическими и семантическими группами, словообразованием и правилами употребления лексем в соответствии с грамматической и стилистической структурой текста высказывания. [7, с.12]

Как видим, в определении лексического навыка подчёркивается роль контекста. С. Г. Тер-Минасова указывает, что употребление слова в контексте является непростой задачей: «Узнав новое иностранное слово, эквивалент родного, следует быть очень осторожным с его употреблением: за словом стоит понятие, за понятием — предмет или явление реальности мира, а это мир иной страны, иностранный, чужой, чуждый» [10, с. 42].

В зарубежной литературе также существует много работ, посвященных обучению лексике. Наиболее распространенным является вопрос о том, что именно должен знать о слове человек, изучающий язык. С. Торнберри в книге «How to Teach Vocabulary» отмечает, что знание слова включает в себя информацию о его значениях, устной и письменной формах, грамматической сочетаемости, производных данной лексемы, коллокаций, регистре (устный и письменный), коннотации и частотности [4, с. 144–151]. На это же обращают внимание и такие авторы, как Норберт Шмитт [2] и Шигенори Танака [3]. Полное знание слова в соответствии с вышеизложенным позволяет говорить о лексической компетенции, которая определяется как способность распознавать и использовать словарный состав изучаемого языка наравне с носителем [1, с. 58]. Лексическая компетенция распространяется на объём словаря и его тематическое содержание.

Как было отмечено выше, лексический навык сложное явление, в структуре которого выделяют два подвида: рецептивный и продуктивный навыки. Рецептивные лексические навыки проявляются при аудировании и чтении, позволяя узнавать и распознавать лексические единицы с использованием разных каналов восприятия. Продуктивные лексические навыки позволяют выбрать верное языковое явление в соответствии с контекстом и правилами словообразования при устной и письменной речи [5, с.59].

Процесс формирования лексического навыка состоит из нескольких ступеней. О. С. Левицкая пишет, что зарубежные лингвисты выделяют четыре главных шага в изучении лексики: восприятие слова, понимание значения, запоминание и использование в речи. Одновременно с этими этапами происходит усвоение культурного, психолингвистического, грамматического и текстуального аспектов [1, с. 58]. В отечественной методике преподавания данная система несколько шире. Так, А. Н. Щукин приводит следующие стадии формирования лексического навыка: «восприятие слова (с последующим созданием звукового образа), осознание значения слова, имитация слова (изолированно или в предложении), обозначение, направленное на самостоятельное называние объектов, определяемых словом, комбинирование» [11, с. 129]. Обобщение данных подходов к стадиальности развития лексического навыка позволяет выделить три основных этапа:

1) ознакомление с функцией слова, его значением и формальными признаками;

2) тренировка и усвоение слов;

3) использование новых языковых явлений в процессе коммуникации.

Методики обучения лексическим навыкам не стоят на месте, с каждым годом процесс обучения становится всё более разнообразным. Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать краткое обобщение современных стратегий развития лексических навыков.

Наращивание словарного запаса, как было отмечено выше, является одной из составляющих развития лексического навыка. Стандартное заучивание слова и его значений, как правило, не приносит хороших результатов, поэтому в методике преподавания иностранного языка становится популярными способы беспереводной семантизации, способствующие росту заинтересованности учащихся. Для усвоения конкретных понятий используют иллюстрации, фотографии, таблицы, схемы и т. д. Усвоить абстрактные понятия позволяют использование монолингвальных словарей, а также, как отмечает Е. В. Сусименко, работа с разными видами группировки лексики: 1) тематической, 2) лексико-семантической, 3) словообразовательными гнёздами. 4) ассоциативно-семантическими и функционально-семантическими полями. Стоит сказать, что работа с группами языковых явлений эффективна при обучении абстрактным и конкретным понятиям. К универсальным техникам запоминания также можно отнести создание ментальных карт, использование приемов мнемоники, жестов и мимики [9, с. 151].

Работа с контекстом, как отмечалось выше, особенно важна при развитии лексического навыка. Сознательное запоминание языковых явлений в контексте более эффективно, чем заучивание изолированных слов. С. Торнберри считает угадывание значения лексемы из контекста одной из наиболее продуктивных стратегий семантизации [4, с. 144–161].

Наиболее популярными при тренировке изученной лексики на данном этапе являются условно-коммуникативные упражнения, связанные с наличием заданной речевой ситуации. Повысить интерес обучаемых на этапе развития лексических навыков позволяют игровые методы. Как полагает Н.Б Марчан, «игровой подход можно использовать в любом возрасте, адаптировав содержание и форму занятий под возрастные особенности каждой конкретной группы» [6, с. 18]

Лексические навыки являются базовыми при изучении иностранного языка. Важно помнить, что их формирование и развитие происходит наиболее успешно в условиях грамотной комбинации современных техник и приемов, позволяющих заинтересовать и мотивировать учащихся к освоению лексики и создать комфортную психологическую атмосферу на занятии.

Литература:

  1. Levitskaya O.S Lexical Competence Development as an Integral Part of Translators Training // Идеи. Поиски. Решения: сборник статей и тезисов X Междунар. науч. практ. конф., Минск, 23 ноября 2016 г. — Часть 6.– Мн.: БГУ, 2017. — С.58–59
  2. Schmitt N. A Fresh Approach to Vocabulary: Using a Word Knowledge Framework/ N. Schmitt // RELC JOURNAL. — 1995. — Vol. 26, № 1. — P. 86–94
  3. Shigenori Tanaka Lexical Competence in English / CIFLE Report No. 8. URL: http://www.cifle.jp/news/cifle_report_005.pdf (дата обращения: 22.12.2917)
  4. Thornbury S. How to teach vocabulary. — Pearson ESL, 2002. — 186 с.
  5. Бронская В. С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // СИСП. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya-leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (дата обращения: 22.12.2017).
  6. Марчан, Н. Б. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики // Иностранные языки в школе. — № 5–2004.
  7. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е. А. Масылко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. — Мн.: Высш.шк., 2004. — 522с.
  8. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
  9. Сусименко Е. В. Эффективные стратегии формирования лексических навыков у студентов технических вузов // Альманах современной науки и образования. — 2010. № 4 (35). C. 150–152.
  10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. — М.: МГУ, 2005. — 624 с.
  11. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. / А. Н. Щукин. — Москва: Омега-Л, 2010. — 475 с.
Основные термины (генерируются автоматически): лексический навык, навык, иностранный язык, восприятие слова, работа, лексическая компетенция, контекст, иностранное слово, зарубежная литература, словарный запас.


Похожие статьи

Роль лексики для овладения иностранным языком

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла

У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

Е. Н. Соловова в своем пособии «Методика обучения иностранным языкам» [1] определяет сущность лексического навыка как «способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых...

Основной проблемой в обучении иностранному языку является нежелание студентов говорить на изучаемом иностранном языке в силу ограниченности их словарного запаса, т. к. в контексте неязыкового профиля запас пассивной лексики преобладает над запасом активной...

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения

Изучение иностранного языка — это неотъемлемая часть начального образования как в отечественной, так и в зарубежной общеобразовательной школе. Многие исследователи отмечают...

Словесные игры на уроках английского языка как способ...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, учащийся, игра, уровень развития, словесная игра, лексический навык, навык, урок, иностранный язык, тематическая лексика.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Ключевые слова: песня, страноведческая компетенция, произносительные навыки, лексические навыки, грамматические навыки, мотивация, обучающая, образовательная, развивающая функции.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Важным, на наш взгляд, является необходимость постановки вопроса о роли лексических игр на среднем этапе обучения иностранному языку.

Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления грамматических структур...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, язык, английский язык, первое, учащийся, лексический запас, использование языка, изучение языка, образовательный процесс.

Упражнения, направленные на предъявление и активизацию...

В лингвистической литературе лексический навык определяется, как автоматическая автономная способность осуществлять ряд действий по вызову слова из долговременной памяти, а также способность соотносить данное слово с другой лексической единицей.

Похожие статьи

Роль лексики для овладения иностранным языком

При обучении языку лексическое и грамматическое органично связаны: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла

У студентов следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Формирование лексических навыков на начальном этапе...

Е. Н. Соловова в своем пособии «Методика обучения иностранным языкам» [1] определяет сущность лексического навыка как «способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи...

Особенности обучения иноязычной лексике студентов неязыковых...

Основной проблемой в обучении иностранному языку является нежелание студентов говорить на изучаемом иностранном языке в силу ограниченности их словарного запаса, т. к. в контексте неязыкового профиля запас пассивной лексики преобладает над запасом активной...

Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения

Изучение иностранного языка — это неотъемлемая часть начального образования как в отечественной, так и в зарубежной общеобразовательной школе. Многие исследователи отмечают...

Словесные игры на уроках английского языка как способ...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, учащийся, игра, уровень развития, словесная игра, лексический навык, навык, урок, иностранный язык, тематическая лексика.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Ключевые слова: песня, страноведческая компетенция, произносительные навыки, лексические навыки, грамматические навыки, мотивация, обучающая, образовательная, развивающая функции.

Роль лексических игр на среднем этапе обучения иностранному...

Важным, на наш взгляд, является необходимость постановки вопроса о роли лексических игр на среднем этапе обучения иностранному языку.

Это игры на развитие и тренировку навыков восприятия и воспроизведения речи, произношения, употребления грамматических структур...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

иностранный язык, коммуникативная компетенция, язык, английский язык, первое, учащийся, лексический запас, использование языка, изучение языка, образовательный процесс.

Упражнения, направленные на предъявление и активизацию...

В лингвистической литературе лексический навык определяется, как автоматическая автономная способность осуществлять ряд действий по вызову слова из долговременной памяти, а также способность соотносить данное слово с другой лексической единицей.

Задать вопрос