Библиографическое описание:

Харитонов Д. В. Политика Азербайджана в области сельского хозяйства: основные тенденции, проблемы и новые перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 407-413.

Данная статья имеет своей целью дать краткую характеристику современной государственной политики по развитию сельского хозяйства в Азербайджане, осветить основные проблемы аграрного сектора и выявить дальнейшие перспективы его развития. Особое внимание уделено анализу стратегии национальной продовольственной безопасности и рассмотрению возможностей экспорта продовольствия из Республики.

Ключевые слова:Азербайджан, сельское хозяйство, государственная политика, продовольственная безопасность, продовольственные балансы, международное сотрудничество, экспорт продовольствия, эффективность, новые возможности.

 

После распада СССР в Азербайджане, как и во всех остальных бывших союзных республиках, началась эпоха перемен, ознаменовавшаяся кардинальными политическими и экономическими реформами. Вооруженные конфликты, являвшиеся одновременно и причиной, и следствием политической нестабильности в республике, на начальном этапе перехода к рыночным отношениям серьезно подорвали экономику Азербайджана.

Последующие реформы имели своей целью стабилизацию ситуации и обеспечение экономического роста. К настоящему времени страна добилась значительных успехов. ВВП на душу населения в номинальных ценах с 1992 по 2014 годы увеличился с 180 долл. до 7986 долл. на человека [11], т. е. более чем в 44 (!) раза, при этом необходимо отметить, что за тот же период население Азербайджана выросло на 29,4 %, практически достигнув отметки 9,5 млн. человек [10]. В 2000-е годы рост ВВП в отдельные периоды измерялся двузначными числами.

Долгое время локомотивом и основой азербайджанской экономики являлся нефтяной сектор, доля которого в валовом внутреннем продукте составляла более половины. Однако в последние годы рост в «нефтянке» замедлился и по предварительным данным в 2014 году доля нефтяного сектора в ВВП составляет около 36,7 % [11]. Правительство Азербайджана на протяжении длительного периода проводит политику, направленную на диверсификацию экономики. И в этом контексте одним из важнейших векторов реализации данной стратегии является развитие сельского хозяйства республики. Приоритетность данной сферы подчеркивается, в том числе, и на правительственном уровне и находит свое отражение в соответствующих законодательных инициативах и государственных программах. Важность аграрного сектора обусловлена также и высокой долей занятости населения в сельскохозяйственном производстве: по статистике АПК обеспечивает работой более 1,6 млн. человек, что составляет более 37 % занятого в экономике населения страны [8]. Большое внимание уделяется в Азербайджане обеспечению национальной продовольственной безопасности, государственные программы в этом направлении реализуются в тесной взаимосвязи с политикой по развитию сельского хозяйства.

Тенденции в политике по развитию сельского хозяйства и аграрного сектора.

Развитие сельского хозяйства как одной из основных отраслей азербайджанской экономики является гарантом обеспечения социальной и политической стабильности в республике.

Государственная политика по стимулированию ненефтяного сектора азербайджанской экономики реализуется в сельском хозяйстве путем осуществления крупномасштабных комплексных программ, направленных на улучшение социально-экономического положения и снижение бедности в сельских районах.

Наряду с этим, выполнение госпрограмм призвано обеспечить техническое перевооружение села и реализацию инфраструктурных проектов, что в конечном итоге должно стимулировать рост производства сельскохозяйственной продукции. Для поддержки фермеров и крестьянских хозяйств выделяются значительные государственные субсидии, предоставляются льготные кредиты, создаются институты поддержки предпринимательства. По программе лизинга на выгодных условиях реализуется техника.

Важным этапом государственной сельскохозяйственной политики явилась «Государственная программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики в 2008–2015 годы» [1], ставящая, помимо прочего, своей целью укрепление продовольственной безопасности Азербайджана. Параллельно с ней реализуется «Государственная программа по надежному обеспечению населения продовольственными продуктами» [4], нацеленная на сокращение импорта продуктов питания и создание собственных продовольственных запасов.

Обеспечение продовольственной безопасности Азербайджана тесно связано с политикой по развитию сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Утвержденная в 2001 году президентом «Программа продовольственной безопасности Азербайджанской Республики» [3] стала первым программным документом, координирующим меры по развитию сельского хозяйства и диверсификации экономики.

Одним из компонентов продовольственной безопасности является собственное производство сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. С начала 90-х годов Азербайджан добился значительных успехов в сельском хозяйстве. Значительно выросли сборы овощей и фруктов. Увеличение сбора зерновых уменьшило зависимость республики от импорта хлеба. Рост производства зерна служит также базой для увеличения производства мяса, молока, яиц. Динамика производства некоторых видов сельскохозяйственной продукции приведена в конце статьи в таблице № 2. В целом, по данным международной гуманитарной организации Oxfam, уровень самообеспечения продовольствием в Азербайджане составляет 78 процентов [6].

Важным направлением обеспечения продовольственной безопасности Азербайджана является составление продовольственных балансов, которые наряду со статистикой по производству продуктов для продовольственных целей содержат информацию об использовании этих продуктов в качестве сырья для пищевой промышленности. В задачу продовольственных балансов входит также прогнозирование обеспеченности населения продуктами питания. Юридическими основами для составления продовольственных балансов являются принятый в 1999 году Закон Азербайджанской Республики «О пищевых продуктах» и Постановление Кабинета Министров Азербайджанской Республики № 181 от 20 ноября 2009 г., «Об утверждении порядка составления продовольственных балансов» [7]. В Государственном статистическом комитете Азербайджана был создан отдел по вопросам продовольственной безопасности и составлению продовольственных балансов. Целями работы данного органа являются выработка методологии, сбор, обработка, анализ и распространение соответствующей информации.

Структура продовольственного баланса включает в себя ресурсы того или иного продукта (куда входят запасы на начало года, производство и импорт) и его расходы, состоящие из экспорта, личного потребления, непродовольственного использования, потерь и некоторых других позиций.

Продовольственные балансы формируются по продуктам растениеводства (зерновые, овощи, фрукты — всего 14 позиций), продуктам животноводства (мясо, молоко, яйца и рыба — всего 8 позиций) и по продуктам пищевой промышленности (27 позиций). В ходе составления балансов используются различные группы наличных статистических данных: статистика сельского хозяйства, промышленности, торговли, населения, а также данные обследований домашних хозяйств.

Таблица 1

Продовольственный баланс Азербайджана по продуктам растениеводства в 2013 году, тонн (данные для построения таблицы — [10]).

Как видно из приведенной таблицы рост производства зерновых в Азербайджане по-прежнему не обеспечивает потребности страны в зерне, сохраняются значительные объемы импорта пшеницы и кукурузы. Значительные объемы потребляемой в стране муки ввозятся из России и Казахстана.

Проблемы

В целом проводимая правительством политика вносит вклад в укрепление продовольственной безопасности республики, однако по-прежнему существуют серьезные проблемы. За успехами зернового хозяйства скрывается упадок в производстве некоторых традиционных видов продукции. Накопленный груз экологических проблем во многом препятствует повышению интенсивности сельского хозяйства. Техническая оснащенность сельхозпроизводителей все еще крайне низка и не достигает пока даже советских показателей. Зависимость от импорта по некоторым видам продукции и в определенные сезоны остается значительной. Организация сельскохозяйственных производителей складывается таким образом, что максимальные объемы производства отдельных хозяйств невысоки. Также к негативным моментам отрасли относится монопольное положение на рынке государственной компании «Агролизинг». Индивидуальные поставщики не имеют возможности конкурировать с фирмой, поскольку она не только предоставляет крестьянам технику, на также контролирует и поставки необходимых материалов, сырья и удобрений для сельского хозяйства.

В Азербайджане в развитии сельского хозяйства важную роль играют государственные субсидии. Это имеет как положительные (рост производства, удешевление отдельных видов сырья и материалов для крестьян), так и негативные (перекос в производстве на отдельные виды продукции, низкая конкуренция на рынке поставщиков сырья и материалов для сельхозпроизводителей) эффекты на развитие аграрного сектора республики. Стоит отметить, что чрезмерная «засубсидированность» фермерских хозяйств может привести к падению их эффективности и неспособности к рыночной конкуренции.

Целый ряд проблем сохраняется в обеспечении продовольственной безопасности республики. Медленно растут урожайность сельскохозяйственных культур, что обусловлено, помимо прочего, устареванием материально-технической базы, и надои молока. Так показатель надоев на одну корову в 2011 году составил 1227 л, что всего лишь на 228 л больше, чем в 1996 году [5].

Система контроля качества пищевых продуктов не имеет достаточного количества квалифицированных кадров.

Ввоз некоторых видов продукции в страну имеет сезонный характер, например, значительная часть импорта картофеля приходится на зиму. Дешевый импортный картофель, качество которого не всегда можно точно определить, вытесняет местный картофель в покупательской корзине малообеспеченных граждан. Часто вызывает вопросы и качество импортируемого мяса. К сожалению, отечественная продукция часто оказывается дороже импортной и, несмотря на хорошее качество, проигрывает зарубежным продуктам в глазах потребителей именно из-за более высоких цен.

В то же время для некоторых азербайджанских продуктов, таких как гранат или фундук, закрыт экспорт в Европу из-за их несоответствия европейским стандартам качества — выращиваемая в Азербайджане продукция содержит много добавок. Таким образом, увеличение сборов и урожайности не всегда может гарантировать увеличение экспортных поставок продукции при условии удовлетворения внутреннего спроса.

Вызывает опасения и рост доли генетически модифицированных продуктов на внутреннем рынке.

Перспективы

Важный вклад в развитие сельского хозяйства Азербайджана вносит международное сотрудничество. Взаимодействие с международными организациями, такими как МВФ, Всемирный Банк, Продовольственная организация Объединенных Наций (ФАО), Международный фонд сельскохозяйственного развития (IFAD) и некоторыми другими позволило привлечь значительные инвестиции в проекты в области сельского хозяйства. Наиболее успешно страна сотрудничает с Международным фондом сельскохозяйственного развития. На протяжении последних лет в Азербайджане было реализовано несколько крупных проектов с участием IFAD. На сегодняшний день 4 проекта уже завершено, еще один продолжается. Общий объем инвестиций IFAD составил 67,4 млн. долларов при общей стоимости проектов в 199,8 млн. долларов [8].

Взаимодействие с международными организациями, использование передового опыта, совершенствование инфраструктуры и создание экономических институтов в рамках данного сотрудничества в полной мере соответствуют государственной политике по развитию сельского хозяйства и сельских территорий, и в дальнейшем будут оставаться действенным инструментами развития сельского хозяйства Азербайджана.

Большие перспективы для азербайджанского сельского хозяйства представляют поставки продукции в зарубежные страны. Экспорт продукции сельского хозяйства и продуктов питания из Азербайджана в 2013 году составил 734,6 млн. долларов [13]. Несмотря на растущие объемы экспорта, доля сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в общем экспорте республики составила лишь 3,7 %, ведущая роль по-прежнему принадлежит углеводородному сырью [Там же].

Главным направлением экспорта азербайджанской сельхозпродукции и продуктов питания является Ирак, экспорт в эту ближневосточную страну составил 255,1 млн. долларов, в основном это растительное масло, сахар и маргарин [Там же]. Одним из основных экспортных рынков азербайджанской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на протяжении долгого времени является Россия. В 2013 году объем экспорта из Азербайджана в Россию составил 240,4 млн. долларов, что составило более трети (37 %) экспорта товаров всех категорий из Азербайджана в Россию [Там же].

Рис. 1. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из Азербайджана в 2009–2013 гг., млн. долларов (данные для построения графика — [13])

 

Стоит отметить, что на долю сахара приходится треть (243,6 млн. долларов) азербайджанского экспорта продовольственных, поэтому такие страны, как Афганистан и Туркмения, импортирующие значительные объемы сахара из Азербайджана, занимают важную долю в экспорте, причем в случае Афганистана сахар составляет 100 % азербайджанского экспорта анализируемой категории товаров в эту страну, Туркмении — 94,5 % [Там же].

Рис. 2. Доля стран в экспорте сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из Азербайджана в 2013 году, % (данные для построения диаграммы — [13])

 

Экспорт в Россию отличается большим разнообразием. Так почти 100 % экспорта картофеля и свежих овощей, 76 % экспорта свежих фруктов, 36 % чая, 44 % плодоовощеконсервной продукции, 43 % фруктовых и овощных соков, 90 % экспортируемого вина, 41 % табака из Азербайджана приходятся на Россию [Там же].

Учитывая тот факт, что все вышеперечисленные статьи составляют в сумме 46 % [Там же] суммарного экспорта сельхозпродукции и продуктов питания из Азербайджана, становится очевидным, что российский рынок является крайне перспективным для азербайджанских сельхозпроизводителей и пищевиков. Сохраняется значительный потенциал для увеличения поставок сельхозпродукции и продовольствия из Азербайджана на российских рынок. В 2013 году Россия импортировала из стран СНГ сельхозсырья и продовольственных товаров на более чем 6 142 млн. долларов [2]. Как уже упоминалось выше, доля Азербайджана составила, примерно, 240 млн. долларов, что, несомненно, не соответствует экспортному потенциалу Азербайджана в данном направлении.

Важными преимуществами Азербайджана на текущий момент являются:

-          соседское положение с Россией и транспортная доступность российского рынка для азербайджанской продукции

-          стабильные каналы поставок и сбыта продукции

-          отсутствие у России возможности самостоятельно удовлетворить потребности в некоторых товарах, импортируемых из Азербайджана

Для азербайджанских производителей необходима четкая программа позиционирования их продукции на российском рынке. Одной из возможных стратегий является акцентирование внимания потребителей на высоком качестве продукции, в данном случае продукция органического сельского хозяйства представляет собой потенциально перспективное направление экспорта.

Однако основным фактором, который определяет и будет определять конкурентоспособность азербайджанской продукции на российском рынке, остается ее цена.

Азербайджан укрепляет свои внешнеэкономические связи со странами Азии. Продукция сельского хозяйства и продовольственные товары играют важную роль в торговле со странами Ближнего Востока и Средней Азии. В сложившихся условиях Азербайджан часто выступает важным партнером для обеспечения потребностей некоторых стран по отдельным видам товаров (например, сахар). Нишевые рынки существуют для республики и в Европе. Так, в отдельные годы Азербайджан удовлетворял потребности в икре осетровых рыб таких стран, как Германия и Швейцария.

Таким образом, для сельского хозяйства Азербайджана приоритетными направлениями экспорта и реализации продукции являются отдельные группы товаров. Что касается сотрудничества с Россией — вторым по величине рынком сбыта для Азербайджана — сохраняется значительный потенциал для увеличения экспорта.

Выводы

Подводя итог, следует отметить, что Азербайджан за годы независимости достиг существенного прогресса в развитии сельского хозяйства. Основную роль в этом играет целенаправленная государственная политика. Можно констатировать, что избрав путь импортозамещения зерна и развития собственной зерновой базы, Азербайджан укрепил собственную продовольственную безопасность. Однако при сохранении действия ряда негативных факторов достичь стопроцентной обеспеченности собственной продукцией (о чем заявлял президент Ильхам Алиев) удалось на данный момент только по производству соли и сахара.

Перед руководством республики стоит первоочередная задача найти необходимый баланс в сельском хозяйстве и преодолеть структурные проблемы, повысив при этом его продуктивность. Учитывая накопленный опыт, осознание правительством важности роли аграрного сектора в жизни государства и наличие финансовых ресурсов, решение этой непростой задачи должно быть Азербайджану вполне по силам.


 

Таблица 2. Производство некоторых видов сельскохозяйственной продукции в Азербайджане в 2000–2013 гг., (данные для построения таблицы — [9]).

Показатель \ Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Сбор фруктов и ягод, тыс. т

477,0

497,5

516,8

572,1

424,6

625,7

662,4

677,8

712,8

718,2

729,5

765,8

810,0

853,8

Сбор овощей, тыс. т

780,8

916,4

974,6

1046,3

1076,2

1127,3

1186,4

1227,3

1228,3

1178,6

1189,5

1214,8

1216,2

1236,3

Сбор зерновых и зернобобовых, тыс. т

1540,2

2016,1

2195,9

2057,8

2158,2

2126,7

2078,9

2004,4

2498,3

2988,3

2000,5

2458,4

2802,2

2955,3

Производство яиц, млн. шт.

542,6

555,5

561,6

681,9

829,4

874,6

760,9

953,6

1101,2

1209,4

1178,6

1011,0

1226,7

1401,5

Производство мяса, тыс. т

153,6

160,8

172,8

185,6

196,8

205,0

212,7

225,5

232,3

237,1

253,8

263,7

285,6

297,9

Надои молока, тыс. т

1031,1

1073,7

1119,8

1167,8

1213,7

1251,9

1299,5

1341,3

1381,6

1433,1

1536,2

1622,3

1719,6

1820,5

Сбор картофеля, тыс. т

469,0

605,8

694,9

769,0

930,4

1083,1

999,3

1037,3

1077,1

983,0

953,7

938,5

968,5

992,8

 

 


Литература:

 

1.         Азербайджан [Электронный ресурс] // Развитие аграрного сектора и продовольственная безопасность URL: http://www.azerbaijans.com/content_1771_ru.html (дата обращения 10.03.2015).

2.         Быркова Е. Статистика внешней торговли России в 2013 году: цифры и ключевые показатели [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД» URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/10888-statistika-vneshney-topgovli-possii-v-2013-godu-tsifpy-i-klyuchevye-pokazateli.html (дата обращения 03.03.2015).

3.         Законы Азербайджанской Республики и распоряжения Президента Азербайджанской Республики [Электронный ресурс] // URL: http://new.zakon.az/site/index/?item=0923653338&parent=cnt&curtree=cnt %20(%200923655508 %20(%200988182139 %20) %20) (дата обращения 04.03.2015).

4.         Распоряжение президента Азербайджанской Республики № 3004 от 25 августа 2008 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Законодательство стран СНГ» URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=24210 (дата обращения 03.03.2015).

5.         Теймуров С. Продовольственная безопасность — основа стратегии развития аграрного сектора [Электронный ресурс] // Новостное агентство Biznesinfo.az URL: http://www.biznesinfo.az/observer/infocus/params/ln/ru/article/72592 (дата обращения 04.03.2015).

6.         Цурков М. Обеспечение продовольствием как фактор национальной безопасности Азербайджана [Электронный ресурс] // Новостное агентство «Trend» URL: http://www.trend.az/business/economy/2352825.html (дата обращения 04.03.2015).

7.         Юридические основы составления продовольственных балансов Азербайджанской республики [Электронный ресурс] // Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.fao.org/fileadmin/user_upload/eufao-fsi4dm/doc-training/Azerbaijan_FBS_ru.pdf (дата обращения 15.02.2015).

8.         IFAD in Azerbaijan [Электронный ресурс] // URL: http://operations.ifad.org/web/ifad/operations/country/home/tags/azerbaijan (дата обращения 21.02.2015).

9.         The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] // Agriculture, forestry and fishing / Дата обновления 24.06.2014. URL: http://www.stat.gov.az/source/agriculture/indexen.php (дата обращения 13.03.2015).

10.     The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] // Food balances / Дата обновления 09.07.2014. URL: http://www.stat.gov.az/source/food_balances/indexen.php (дата обращения 25.02.2015).

11.     The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] // Population / Дата обновления 08.07.2014. URL: http://www.stat.gov.az/source/demography/indexen.php (дата обращения 10.03.2015).

12.     The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] // System of national accounts and balance of payments / Дата обновления 13.04.2015. URL: http://www.stat.gov.az/source/system_nat_accounts/indexen.php (дата обращения 03.03.2015).

13.     The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] // Trade / Дата обновления 06.06.2014. URL: http://www.stat.gov.az/source/food_balances/indexen.php (дата обращения 25.02.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle