Библиографическое описание:

Королева М. В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 788-791.

В статье исследуется проблема формирования представлений о современных профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Представлена система работы по расширению представлений о профессиях у старших дошкольников.

Ключевые слова: профессия, профориентационная работа, научно-технический прогресс, старшие дошкольники.

 

Профессиональная деятельность — важная и неотъемлемая составляющая жизни каждого человека. Проблема выбора профессии не может кого-либо обойти стороной. Эта проблема издавна является актуальной, в особенности в современном мире, что связано с научно-техническим прогрессом и, следовательно, с ростом числа профессий. Тем временем, одни профессии набирают оборот популярности, в то время как другие теряют значимость. Стремительный темп научно-технического прогресса создает определенные трудности в выборе профессии.

Профориентационная работа начинается с детьми старшего школьного возраста и имеет определенные трудности. В первую очередь эти трудности связаны с тем, что школьники редко имеют целостное представление о той или иной профессии. Также необходимо отметить, что приоритетными для школьников становятся только высокооплачиваемые профессии. Однако, начав свою профессиональную деятельность во взрослой жизни, часто молодые люди разочаровываются в выборе профессии. Следствием этого является переход в другую область деятельности (что представляет собой большие затраты времени, средств, сил), или же полная потеря интереса к профессии и некачественное выполнение профессиональных обязанностей.

Специалисты отмечают факт, что истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве. Начиная с дошкольного возраста у ребенка обнаруживается склонность к какому-либо занятию, которая в дальнейшем может перейти в профессиональную деятельность. Особую важность занимает работа по обогащению дошкольников представлениями о многообразии профессий, которые не только существует в современном мире, но и существовали в прошлом, и возможно будут существовать в дальнейшем. Это является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Так, узнав и опробовав множество профессий в игре, у дошкольника менее остро встанет проблема профессионального самоопределения в будущем. Однако мы вынуждены констатировать факт, что в детском саду вопросу формирования представлений о мире профессий уделяется косвенное внимание.

Следует отметить, что многие советские педагоги поднимали вопрос о трудовом воспитании дошкольников и формировании представлений о труде взрослых. Н. К. Крупская говорила о том, что работа по формированию представлений о труде взрослых в детском саду должна проводиться систематически [4, с.76].

С. А. Козлова подчеркивала роль наглядных методов в формировании представлений о профессиях у детей: рассматривание иллюстраций, демонстрация кинофильмов, показ образца. Она придерживалась принципа постепенности в расширении представлений у дошкольников о профессиях [3, с. 274].

Т. А. Маркова и В. Г. Нечаева придавали большую значимость экскурсии. Они считали, что «живой» пример — наилучший способ формирования представлений у дошкольников о профессиях [2, с.134].

Советский ученый В. Я. Климов классифицировал профессии следующим образом: человек-техника, человек-человек, человек-природа, человек-знаковая система, человек-художественный образ [5, с. 32].

В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Сложнее предстает вопрос о прогнозировании педагогами востребованных профессий будущего, что, несомненно, связано со стремительным темпом научно-технического прогресса.

Мы поводили исследование в одном из детских садов города Арзамаса в средней и старшей группах. На констатирующем этапе, в процессе непосредственного наблюдения за дошкольниками, а также опроса мы выяснили, что дети, в среднем, знают около 12 профессий, преимущественно профессий «человек-техника» и «человек-человек». Дети называли такие профессии, как врач, учитель, полицейский, шофер, летчик, космонавт, танкист, продавец, повар, пожарник, военный, капитан корабля. Также наши исследования показали, что дошкольники не знают правильное наименование определенных профессий, таких как программист, диспетчер, косметолог, архитектор, консультант, менеджер. Нами было отмечено, что дошкольникам незнакомы не только профессии прошлых лет, но и большинство современных востребованных профессий: юрист, дизайнер, лингвист, журналист, оператор, флорист, кинолог, инкассатор, агроном, гид и другие. Таким образом, с дошкольниками необходимо проводить систематическую работу по формированию у них представлений о мире современных профессий.

Нами была апробирована система работы по формированию у старших дошкольников представлений о мире современных профессий длительностью 5 месяцев. Работа была спланирована следующим образом: знакомство детей с профессиями прошлого, беседа о профессиях родителей, чтение художественной литературы, организация целевых прогулок и экскурсий, показ видеофильмов, организация сюжетных и дидактических игр, прогнозирование востребованных профессий в будущем.

Первоначально мы познакомили детей с профессиями прошлых лет (телефонист, связист, извозчик, чтец, балагол, машинист), так как считаем, что дошкольники должны иметь представление об историческом развитии той или иной профессии. Это позволило нам дать детям целостное представление уже о современных профессиях.

Следующий этап работы предполагал выполнение детьми задания: на альбомном листе нарисовать профессию мамы и папы, затем рассказать об этой профессии. По рассказам детей было выявлено, что не все знают правильное название профессий родителей. Обобщая рассказы дошкольников, мы давали правильное название профессий. Так, в активный словарь дошкольников попали такие названия профессий, как юрист, косметолог, флорист, диспетчер, программист и менеджер.

Позже с дошкольниками были прочитаны и проанализированы следующие литературные произведения: А. Навроцкий «О кузнецах и кузницах», Ю. Крутогоров «Скатерть — самобранка», Е. Жуковская «Ситцевая улица», Т. Фетисов «Куда спешат красные машины», Р. Кошурникова «Космонавтом быть хочу». Это дало возможность расширить представления детей о следующих профессиях: космонавт, пожарник, швея, дизайнер по тканям, кузнец, комбайнер, кондитер, зоотехник. В основном, прочитанная нами литература о профессиях рекомендована для младших школьников, однако мы успешно адаптировали ее и для старших дошкольников. Следует отметить, что большинство из данных профессий дошкольники в рамках нашего города не видели в реальности. Это способствовало поддержанию интереса детей.

Следующим этапом работы была организация целевых прогулок и экскурсий. Мы систематически организовывали прогулки детей по улицам города. Это дало возможность привлечь внимание дошкольников к разным профессиям: шофер, курьер, строитель, грузчик, автомеханик. Тем временем, мы не только давали правильное название профессий, но и привлекали внимание детей к трудовым действиям (свойственные определенным профессиям) рабочих. Непосредственно во время наблюдения на прогулках, с детьми были проведены беседы с целью конкретизации и расширения представлений об увиденных профессиях: «Кто такой шофер?», «Что разносит курьер?», «Что делает строитель?», «Работа грузчика», «Профессия — автомеханик». Необходимо отметить, что такие прогулки не только решают задачи познавательного и речевого развития, но и обогащают дошкольников положительными эмоциями.

Сложнее представляется организация экскурсий на различные предприятия. Трудности связаны, в основном, с пропускным режимом предприятий и перевозкой детей. Тем не менее, нам удалось организовать экскурсии в пожарную часть, «Арзамасский приборостроительный завод», торговый центр, салон красоты. Непосредственно перед экскурсиями были проведены беседы по технике безопасности и правилам поведения. Экскурсия в пожарную часть дала возможность расширить представления дошкольников о профессии пожарников, действиях со спасательным оборудованием. Данная экскурсия вызвала большой интерес у дошкольников (в особенности мальчиков). Была проведена беседа «Профессия — пожарник». Экскурсия на завод познакомила дошкольников с такими профессиями, как токарь, инженер, электрик, термист, слесарь, электрогазосварщик. Конкретизация полученных знаний нашла отражение в беседе «Какие профессии мы узнали на заводе». Экскурсия в торговый центр также имела познавательные задачи: расширить представления дошкольников о профессии продавца, кассира, консультанта, менеджера, охранника, контролера, флориста-дизайнера. Мы продолжали привлекать внимание дошкольников к трудовым действиям. Полученные знания конкретизировались в беседе «Кто работает в торговом центре». Экскурсия в салон красоты позволила нам показать детям профессию косметолога, визажиста, парикмахера, массажиста. С дошкольниками была проведена беседа «С кем мы познакомились в салоне красоты». Так, посредством организации экскурсий на предприятия, мы «живым» примером не только расширили представления детей об известных им профессиях, но и познакомили с новыми, современными профессиями. После серии проведенных экскурсий в группе была создана тематическая выставка с фотографиями.

На следующем этапе работы мы подобрали ряд видеофильмов и показали дошкольникам с целью расширения представлений о профессиях, которые дети не смогли увидеть на экскурсиях. Это такие профессии, как юрист, лингвист, журналист, оператор, шахтер, диктор, корреспондент, аниматор, декоратор, кинолог, репетитор. Также внимание детей привлекалось уже не только к трудовым действиям, но и к результатам труда (по возможности). В целях конкретизации и закрепления знаний были проведены беседы по вышеперечисленным профессиям.

Важным этапом работы является организация сюжетно-ролевых игр, которые в данном случае являются профориентационными. Мы организовывали с дошкольниками различные игры: «Торговый центр», «Салон красоты», «Завод», «Бизнес-центр», «Полицейский участок», «Театр», «Киностудия». Важным здесь является подбор игрового материала и обогащение пространственной среды. Дети брали на себя различные роли и воплощали в игре современные профессии. Мы старались реализовывать в играх задачи полоролевого воспитания, разграничивая мужские и женские роли. Так, в игру «Салон красоты» играли, в основном, только девочки, но в остальных играх мы выделяли и мужские, и женские роли (к примеру, в игре «Завод» мужские роли — токарь, электрогазосварщик, слесарь, инженер; женские — контролер, диспетчер, медсестра, повар и т. д.). В играх дошкольники не только имитировали трудовые действия, свойственные определенной профессии, но и вступали в деловые взаимоотношения друг с другом, развивая коммуникативные умения. Такие игры полезны и для сплочения коллектива, так как каждый дошкольник задействован. Со временем, роль педагога в организации профориентационных сюжетно-ролевых игр уходила на второй план. Также были подобраны и организованы дидактические игры с целью закрепления полученных знаний дошкольников о профессиях: «Кому принадлежит?» (на соотнесение картинок: представители профессий — оборудования), «Назови профессию» (назвать по продукту труда), «Лото», «Чья одежда?» (по картинке определить, представителю какой профессии принадлежит спецодежда), «Что за профессия?» (по картинке рассказать о профессии). Мы отметили, что дошкольники не совершали серьезных ошибок в играх, правильно называли все профессии и более подробно о них рассказывали, чем на констатирующем этапе. Это говорит о том, что наша система работы дала положительные результаты.

На этапе завершения исследования мы совместно с дошкольниками аргументировано провели прогнозирование востребованных профессий в будущем. Так, мы предположили, что востребованными будут следующие профессии: врач (так как это всегда востребованная профессия), инженер (в связи с техническим прогрессом), эколог (в связи с состоянием окружающей среды), программист (в связи с компьютеризацией), космонавт (в связи с освоением космоса). Эта работа привносит свою ценность в том, что дает возможность ребенку не только развивать воображение и логическое мышление, но и адаптироваться к быстроменяющейся социальной среде. Однако следует отметить, что эта работа представляет сложность не только для детей, но и для педагога, так как необходимо отслеживать инновации и состояние окружающей среды.

Таким образом, апробированная нами система работы по формированию у старших дошкольников представлений о мире современных профессий дала положительные результаты. Следовательно, для расширения представлений старших дошкольников о профессиях можно использовать беседы о профессиях прошлого, профессиях родителей, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии, видеофильмы, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В завершении можно провести прогнозирование востребованных профессий в будущем. Главное в работе — систематичность и последовательность, а также грамотное использование любой возможности познания, и тогда работа с детьми будет эффективной.

 

Литература:

 

1.                          Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128с.

2.                          Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др. Сост. Р. С. Буре под ред. В. Г. Нечаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 207с.

3.                          Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.

4.                          Крупская Н. К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост. Ф. С. Озерская. — М.: Просвещение, 1982. — 223 с

5.                          Шорыгина Т. А. Профессии: Какие они?. — М.: Гном и Д, 2006. — 96 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle