Библиографическое описание:

Афонина Е. С. Модель обеспечения информационной безопасности школьников при создании единого информационного пространства школы // Молодой ученый. — 2015. — №6.4. — С. 68-71.

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности населения.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является важной задачей, решение которой определяет успех внедрения информа­ционных технологий в образование на всех его уровнях. Школа должна создать свою соб­ственную модель информатизации и информационно-образовательное пространство школы в информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информа­ционной культурой и владеющий информационными технологиями проектирования [5].

Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда. Согласно О.А. Ильченко под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системная и организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса [2].

Коротенков Ю.Г. в учебном пособии «Информационная образовательная среда основной школы» [3] дает такое определение: информационно-образовательная среда (ИОС) – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным. По мнению ряда авторов, информационно-образовательная среда должна включать возможности дистанционной поддержки учащихся, в частности исследователи Герценовского педагогического университета [6] определяют дистанционную поддержку как важную особенность, позволяющую оптимизировать деятельность учащихся и преподавателей в ИОС школы.

Согласно теоретическому исследованию Ребко Э. М. эффективная информационно-образовательная среда должна включать следующие обязательные элементы: компьютерные средства обучения, организационно-управленческий блок, систему управления образовательным процессом, информационно образовательные ресурсы [7]. В соответствии с этим, информационно-образовательная среда может обеспечивать:

 - доступность и безопасность информации среды школы и ЭОР;

 - безопасность разнообразных форм, тематики и качества информационных ресурсов образовательной среды;

- полноту, оперативность, достоверность и удобство получаемой ее средствами информации;

 - восприятие знаний образовательной среды, воспроизведение их в личных знаниях учеников и создание на их основе производных знаний;

 - формирование культуры социально-информационного взаимодействия [1].

Однако, информационно-образовательная среда образовательного учреждения, как и любая другая информационная среда подвержена различным негативным влияниям внешнего и внутреннего характера (см. Схема 1). В связи с этим, считаем важным рассмотреть подходы к формированию модели информационной безопасности школьника, как важнейшей составляющей инфобезопасной среды образовательного учреждения (ИСОУ).

Проанализировав научно-методическую литературу, классификации, факторы, риски и угрозы информационной безопасности подростков на основе выше сформулированных понятий была построена модель обеспечения комплексной информационной безопасности школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Внутренние угрозы:

-манипулирование сознанием ребенка, обман;

- влияние на психику ребенка;

-утечка конфиденциальной информации;

-неавторизованный доступ;

-искажение информации и пр.

 

 

 

Внешние угрозы:

-криминальные угрозы в сети Интернет;

-вирусы и вредоносные программы;

-запрещенная информация (согласно законодательству РФ);

- влияние на психику несовершеннолетнего;

-нарушение авторских прав и пр.

 

 
                         
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 1. Модель обеспечения информационной безопасности школьников.

 

 

Целью и результатом реализации данной модели должно служить формирование информационно-безопасной личности выпускника. Объектом информационной безопасности в данной модели является личная информационная среда (ЛИС) школьника. В условиях школьного образования обеспечение информационной безопасности ЛИС учащихся предлагается рассматривать как совокупность деятельности по недопущению вреда здоровью, сознанию и психике ребенка [4].

На Схеме 1 представлены внутренние и внешние угрозы информационной безопасности школьников – совокупность факторов и условий, возникающих в процессе взаимодействия объекта безопасности с другими объектами (субъектами). Информационные опасности современных школьников – негативное проявление перехода к информационному обществу, формирующееся под воздействием вышеуказанных информационных угроз и рисков, которым современный школьник должен уметь противостоять, организовывая свою образовательную деятельность и др.

Не менее важным вопросом при построении модели ИБ школьников является определение субъектов информационной безопасности, то есть тех, кто влияет на информационную безопасность школьников и несет ответственность за ее обеспечение. В нашей модели определены следующие субъекты: Государство, общество, открытые информационные ресурсы (СМИ, Интернет), родители, близкие и родные, сверстники и педагоги. Данные субъекты могут быть источниками как внешних, так и внутренних угроз.

Останавливаясь чуть подробнее на описании внешних и внутренних угроз необходимо отметить, что на личность ребенка в современном информационном обществе воздействует мощный информационный поток представленный в виде всей информации, которую он получает. И если информация, предлагаемая родными и педагогами чаще всего является трансформированной под возрастные и психофизиологические особенности ребенка, то информация получаемая учащимся из внешней среды (телевидение, интернет, печатная пресса, фото и видео, информационные службы) подается ученику в первоначальном виде, и может негативно влиять на ребенка в большей или меньшей степени в зависимости от личностных характеристик обучающегося. Наиболее явные по нашему мнению внешние и внутренние угрозы представлены на Схеме 1.

Обеспечение информационной безопасности школьников в нашей схеме представлено: правовым обеспечением информационной безопасности, нравственным и этическим контролем, защитой психики и здоровья ребенка, техническим и программным обеспечением ИБ, воспитательными и организационными мерами по обеспечению ИБ, формированием информационной культуры учащихся, образованием в области информационной безопасности.

С учетом зарубежного и отечественного опыта информационной безопасности субъекты информационной безопасности должны осуществлять меры по обеспечению безопасности личной информационной среды школьника в рамках следующих направлений:

            Правовое обеспечение информационной безопасности – это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту личной информационной среды учащегося на законодательной и правовой основе для реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [9].

Нравственный и этический контроль подразумевает соблюдение школьниками при осуществлении информационной деятельности норм и правил поведения в обществе, а также сетевой культуры и этики, которые складываются по мере распространения информационных технологий в современном информационном обществе.

Защита психики и здоровья ребенка – меры направлены на актуализацию потребности школьников в хорошем здоровье, физическом благополучии, как средств достижения жизненно важных ценностей, снижение и профилактика компьютерной и Интернет-зависимости среди учащихся, педагогическая и психологическая помощь в вопросах уменьшения информационных опасностей в жизнедеятельности школьников [9].

Воспитательные меры по обеспечению ИБ – меры направленные на формирование культуры безопасности, ответственности за производимые действия в информационном пространстве, меры воспитания и укрепления духовно-нравственных ценностей, патриотизма, меры по подготовке родителей и педагогов к принятию позиции ребенка и помощи в его самореализации.

Техническое и программное обеспечение ИБ – это использование различных технических  и программных средств, препятствующих нанесению материального или морального ущерба личной информации, программы родительского контроля, технические средств защиты информации.

            Образование в области информационной безопасности – реализация образовательных программ в курсе школьных учебных предметов (ОБЖ и других), организация дополнительного образования учащихся во внеклассной работе по информационной безопасности, повышение квалификации педагогического состава, проведение тематических родительских собраний и встреч с интересными людьми.

            Формирование информационной культуры школьников – через образовательную и воспитательную среду школы, которая определяется нами как компонент базовой культуры личности и характеристики человека, позволяющей ему эффективно выполнять все виды работы с информацией, понимать природу информационных процессов и осуществлять информационную рефлексию без ущерба для себя и окружающих [8].

Исходя из анализа модели обеспечения информационной безопасности школы, можно сделать следующие вывод, что создание системы обеспечения безопасности образовательного учреждения должно строиться с учетом его особенностей и структуры, учитываться субъекты ИБ, возможные угрозы и возможные меры обеспечения информационной безопасности.

 

Литература:

1.      Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство/ - СП-б., 2006.

2.      Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием): автореф. дисс. канд. пед. наук. М.: Центр креативной педагогики Московской государственной технологической академии. - 2002

3.      Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи, 2011. – 152 с.

4.      Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: автореф. дис.канд. пед. наук. Иркутск, 2008.

5.      Тайлаков У. Н. Единое информационно-образовательное пространство школы как фактор повышения качества образовательных процессов [Текст] / У. Н. Тайлаков // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 768-772.

6.      Дистанционная поддержка научно-исследовательской работы магистров образования (на примере платформы moodle.herzen.spb.ru) Ребко Э.М. Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 171. с. 207-211.

7.      Информационно-образовательная среда педагогического вуза
Ребко Э.М. Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-2. с. 46-49.

8.      Информационная образовательная среда учебного заведения как средство формирования информационной культуры студентов
Ребко Э.М., Федорова А.П. Молодой ученый. 2014. № 1. с. 566-568.

9.      Богатырева Ю.И. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Выпуск № 3-2 / 2013 с. 14-25.

Основные термины (генерируются автоматически): информационной безопасности, информационной безопасности школьников, обеспечения информационной безопасности, информационно-образовательная среда, информационной культуры, обеспечение информационной безопасности, угрозы информационной безопасности, области информационной безопасности, образовательного учреждения, личной информационной среды, информационной безопасности школьника, информационной безопасности ЛИС, информационной безопасности субъекты, информационной безопасности подростков, информационной безопасности школы, Объектом информационной безопасности, комплексной информационной безопасности, информационной безопасности должны, информационной культуры школьников, информационно-образовательная среда должна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle