Библиографическое описание:

Ткаченко О. Н. Значение информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ промышленных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 469-471.

В статье сделан акцент на важности информационных ресурсов и технологий в функционировании современных промышленных предприятий; исследованы преимущества, которые получит предприятие после внедрения информационных технологий; сделан вывод, что современным промышленным предприятиям невозможно победить в конкурентной борьбе без внедрения информационных технологий.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, информационный ресурс, информационные технологии, внедрения информационных технологий, конкурентные преимущества.

 

Беспрекословным условием обеспечения эффективного развития предприятия является формирование его конкурентных преимуществ. Под конкурентными преимуществами предприятия мы понимаем такие позитивные его характеристики, которые предоставляют возможности получать высокий и стабильный экономический эффект, завоевывать большую долю рынка по сравнению с конкурентами.

Промышленные предприятия как Украины, так и всего мира, находятся в постоянном поиске новых и современных факторов, при использовании которые можно было бы достичь новые конкурентные преимущества. Совсем недавно таким фактором было качество продукции, которая изготовлялась тем или иным предприятием. Множество субъектов побеждали в конкурентной борьбе благодаря производству качественных товаров и предоставлению более качественных услуг, чем конкуренты. Качество товара, продукта или услуги, рассматривалось как основное конкурентное преимущество. Однако, сегодня производство качественной продукции уже не является ключевым преимуществом в конкурентной борьбе. Качество продукции рассматривается скорее как необходимое условие существования предприятия на рынке.

В современных условиях развития мировых рынков ключевым фактором, который определяет конкурентоспособность предприятия, выступает наличие у него уникального информационного ресурса. Информационный ресурс существовал всегда, но не рассматривался как отдельная категория. О нем специально не говорили, не изучали и не вводили никаких определений. Хотя из политической и военной точек зрения значимость национальных информационных ресурсов осознавалась уже много веков, а экономический аспект стал исследоваться лишь в последней четверти ХХ века.

В современном обществе информационные ресурсы рассматриваются как экономическая категория и входят в состав основных ресурсов, которые используются любой организацией вместе с трудовыми ресурсами, капиталом, материалами, технологией и т. п.

Толковый словарь подает такое разъяснение: информационные ресурсы — это результат объективного целеустремленного отображения закономерностей и фактов реализации любых процессов, которые происходят в обществе и в окружающей среде. Они составляют совокупность научных знаний, зафиксированных на бумажных и других носителях, которые хранятся в справочно-информационных фондах органов НТИ и библиотек [3, с. 57].

Информационные ресурсы в настоящий момент становятся важнейшими из ресурсов. Именно информация является доминирующей ценностью и движущей силой технологического обновления и источником новых бизнес-процессов. Влияние информационной революции на экономические процессы было отмечено М.Портером. Он, в частности, отмечал:

-                   информационная революция создает конкурентное преимущество, предоставляя компаниям новые возможности превзойти конкурентов в производительности;

-                   порождает абсолютно новые виды бизнеса, часто непосредственно на основе уже существующих в компании процессов и операций. [3, с. 98]

Нужно подчеркнуть, что лишь только наличие информационного ресурса не является источником конкурентного преимущества. Владение и распоряжение этим уникальным ресурсом предоставляет возможности предприятиям совершенствовать использования традиционных факторов производства и экономических ресурсов, или же комбинировать их с новыми ресурсами, что обеспечивает большую результативность по сравнению с конкурентами.

Достаточно актуальным становится вопрос использования в экономических процессах вообще и на отдельных предприятиях в частности, информационных технологий. Под информационными технологиями мы считаем, систему методов, процессов и способов использования вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, поиска, обрабатывания и распространения информации, с целью эффективной организации деятельности людей.

Современные информационные технологии представляют собой компьютерную обработку информации, используя предварительно отработанные алгоритмы; хранение больших объемов информации на разных носителях и передачу информации на любые расстояния в предельно минимальное время. В экономике и бизнесе информационные технологии применяются для обработки, сортировки и агрегации данных, для организации взаимодействия участников процесса и вычислительной техники, для удовлетворения информационных потребностей, для оперативной связи.

По определению М.Портера, информационная технология — это что-то большее, чем просто компьютеры. Сегодня информационную технологию следует представлять шире, включая в это понятие и собственно информацию, которая создается и используется в бизнесе, и широкий спектр технологий обработки информации. Кроме компьютеров, информационная технология включает оборудование распознавания данных, технологии коммуникаций, автоматизацию предприятий и другие аппаратные средства, сопутствующие услуги. [3, с. 108]

На уровне предприятия это дает возможности более быстрого сбора и анализа информации для принятия стратегических управленческих решений. Информационные технологии как инструмент помогают снизить расходы, увеличить прибыльность компании, повысить производительность труда.

Информационные технологии могут быть конкурентным преимуществом, но лишь тогда, когда с их помощью можно решить актуальное бизнес-задание с такой результативностью и эффективностью, которую невозможно получить другими доступными средствами (например, организационными, техническими, мотивационными и др.). [1, с.57]

К информационным технологиям, которые стали стандартными для современных субъектов ведения хозяйства можно отнести: мобильную связь, системы электронных платежей (дополнений типа «клиент-банк»), web-сайты, автоматизацию бухгалтерского учета, корпоративную электронную почту и многофункциональные системы связи.

Получения дополнительных преимуществ в бизнесе во многом стали возможными благодаря широкому распространению интернет-технологий. Они позволили усилить информационные связи между компаниями, сократить расходы, обеспечить адаптацию бизнеса к требованиям рынка.

К технологиям, которые пока еще не дают конкурентных преимуществ, но скоро уже станут такими можно отнести корпоративные порталы, системы электронного документооборота и «интеллектуальные» системы обеспечения безопасности, и контролю доступа. По-настоящему инновационными решениями, которые дают бесспорное конкурентное преимущество, были и остаются полноценные Еrp-системы. Существенный выигрыш получают также компании, которые имеют полнофункциональный электронный документооборот как внутри компании, так и между компанией и ее контрагентами.

Внедрение информационных технологий дают немало преимуществ предприятиям. Однако, все же весомое значение в бизнес-процессе имеет и человеческий фактор.

В этом аспекте обращаем внимание на следующие моменты. Во-первых, стандартизированная информация и знание перестают быть источником конкурентных преимуществ. Важную роль начинает выигрывать знание, которое не так легко передавать. Его принято называть «неявное» или «скрытое» знание. Такая специфическая информация, доступная для отдельных организаций, и является основой конкурентных преимуществ будущего. Скрытыми знаниями будет та информация, которую сложно представить на бумаге или иным способом. К скрытым знаниям принадлежит интуиция, идеалы, ценности и даже эмоции отдельного индивида, которые имеют значимость для принятия экономических решений. [2, с. 74]

Во-вторых, на уровне отдельного предприятия становится важным не просто наличие уникальной информации, а эффективный обмен знаниями и информацией как между сотрудниками данного предприятия, так и с внешней средой. Чтобы, владея информацией, получить конкурентное преимущество, компании должны вовремя передавать ее нужным людям, иначе она может оказаться бесполезной. Благодаря внутреннему обмену профессиональными наработками и «секретами» фирмы сотрудники могут принимать нестандартные решения.

В-третьих, к сожалению, далеко не все владельцы и топ-менеджеры обращают внимание на эффективность, рациональность и даже необходимость использования информационных технологий в бизнесе. Недооценка отдельными руководителями информационных технологий начинается с их элементарной «технологической неграмотности». Большинство руководителей не понимают отдачу от внедрения автоматизированных и информационных средств. Для многих из них характерная привычка работать по старинке. Такие предприятия используют малорасходные (с точки зрения как финансовых ресурсов, так и человеческих усилий) технологии. Они получают невысокий экономический эффект, но и расходы при этом малые. Как показывает практика, такие предприятия имеют низкий уровень эффективности работы и низкий уровень конкурентоспособности.

Несмотря на большие преимущества использования в бизнес-процессе информационных технологий, их внедрения, сильно сдерживается рядом факторов. Первая и основная причина — высокая стоимость всех инновационно-информационных предложений. Много субъектов ведения хозяйства ограничены в собственных финансовых ресурсах, а внешние источники (кредиты, инвестиции, дотации) в результате ряда причин являются недоступными.

Кроме того, перед компаниями, которые добились конкурентного преимущества с помощью информационных технологий, возникает вопрос об обеспечении их поддержки. Информационная среда расширяется, усложняются процессы, увеличивается сложность функционирования ИТ-систем, соответственно и растут расходы в поддержку функционирования информационного обеспечения.

С этой точки зрения, информационные технологии рассматриваются, как фактор, который тормозит развитие предприятия, поскольку их трудно внедрять, они сложны в управлении и требуют немало затрат на модификацию и поддержание. За разными оценками, не меньше чем 75 % ИТ-бюджету сегодня компании тратят на техническое обслуживание, и только остаток средств используется на реализацию новых проектов, содействующих увеличению стоимости бизнеса. Поэтому основными пользователями современных информационных разработок остаются крупные предприятия.

Не нужно упускать из внимания и тот факт, что использование информационных систем и технологий увеличивает прозрачность бизнеса, что не всегда и всем выгодно.

Использования информационных технологий дает предприятию существенное преимущество перед конкурентами, позволяя эффективнее распределять ресурсы компании, управлять персоналом, сокращать расходы и тому подобное.

Благодаря инвестициям в информационные технологии предприятия имеют возможность изменить свой бизнес и в результате увеличить долю рынка, занять новую нишу, наладить более тесное сотрудничество с клиентами и поставщиками.

Но как и любое другое преимущество, такое конкурентное преимущество будет иметь место до тех пор, пока внедрения информационных технологий не станут нормой для всего рынка, и для дифференциации компании нужно будет искать новый виток развития. Большая часть информационных технологий уже стала базовой в тех или других отраслях, и компании уже не могут вести свою деятельность без них — теперь это насущная необходимость.

 

Литература:

 

1.         Николас Дж. Карр. Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. — М.: Издательский дом Секрет фирмы», 2005. — 176.

2.         Плескач В. Л. Информационные системы и технологии на предприятиях /Учебник. В. Л. Плескач, Т. Г. Затонацкая. — К.: Знания, 2011. — 718 с.

3.         Портер М. Конкуренция, обновленное и расширенное издание / Майкл Э. Портер. — М.: Вильямс, 2010. — 592 с.

4.         Толковый словарь по основам информационной деятельности / Под ред. проф. Н. Н. Ермошенко.-К.:УкрИНТЭИ, 1995.-252 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle