Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 27.12.2016

Статья просмотрена: 282 раза

Библиографическое описание:

Сайбель Н. Ю., Симакова Е. И. Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность фирмы // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 264-267. — URL https://moluch.ru/archive/134/37477/ (дата обращения: 25.04.2018).



В статье раскрываются возможности использования информационных технологий с целью повышения конкурентоспособности фирмы; рассматриваются существующие проблемы роста конкурентоспособности фирмы на основе инноваций.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, предпринимательство, технологии прогнозирования и планирования

В последнюю четверть ХХ века и в первые годы ХХI столетия в экономическом развитии многих стран проявились новые тенденции. Так, информация стала не только фактором производства, но и объектом труда. Поэтому проникновение новых информационных технологий во все производственные процессы рождает совместное влияние множественных эффектов на конечный результат.

Сегодня инновации становятся одним из основных экономических ресурсов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. На уровень конкурентоспособности фирмы влияет научно-технический уровень и степень совершенствования технологий производства, использование новейших изобретений и открытый, внедрение современных форм и методов организации производства и труда.

В бизнесе изменяются конкурентные преимущества за счет перехода общества от доиндустриальной и индустриальной стадии развития к постиндустриальной. Так, на смену земле и природным ресурсам, которые в первобытном обществе являлись доминирующими факторами производства, приходят труд и капитал, а в современном обществе на первое место постепенно выходят знания и интеллектуальный капитал.

Инновации, новые идеи часто оказываются более важными по сравнению с традиционными ресурсами (финансы, оборудование, рабочая сила). Особенно это ярко выражается на стадии формирования и становления нового бизнеса, ведь чтобы завоевать рынок, необходимо предложить что-то новое, неизведанное, то, что потребитель никогда не встречал.

Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, как правило, преследуют цель долгосрочной эффективности функционирования на рынке. Для достижения данной глобальной цели реализуются следующие специфические задачи [1]:

‒ увеличение рыночной доли;

‒ выход на новые целевые рынки;

‒ создание новой гибкой инновационной компании;

‒ диверсификация деятельности.

Современная инновационная деятельность компании выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным стратегическим фактором развития, однако все чаще компании в процессе конкурентных действий используют целый комплекс нововведений, затрагивающий все сферы и области управления [2]. Внедрение новых маркетинговых мер, реструктуризация компаний, переход к новым типам и методам управления так же становятся стратегическими целями компании. Причем наиболее эффективная инновационная политика строится на параллельном внедрении различных типов нововведений [3].

Таким образом, инновацию (нововведение) можно трактовать как внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованной рынком. В соответствии с таким определением можно выделить несколько видов инноваций, каждая из которых влияет на конкурентоспособность предприятия.

Основные виды инновационной деятельности представлены на рис.1.

Рис. 1. Основные виды инновационной деятельности

Основными элементами инновационной деятельности являются инновационные программы и проекты, а также субъекты инновационной деятельности, выполняющие их. В качестве важнейшей подсистемы инновационной деятельности выделяют инновационную инфраструктуру, которая ориентирована на содействие и поддержку инновационной деятельности [4]. Основными ее элементами являются, во-первых, центр трансфера технологий (ЦТТ) — организации, способствующие передаче интеллектуальной собственности на определенных условиях ее владельцами компаниям для производства товаров и услуг. Во-вторых, это посевные фонды, главной задачей которых является обеспечение финансово — экономической поддержки инновационной деятельности, а также процесс финансирования научно-технической деятельности. В-третьих, «бизнес-инкубаторы» и центры катализации. В-четвертых, инновационно-технологические центры, которые поддерживают технологическое развитие предпринимательства [5].

Инновационный тип конкурентного поведения является состязанием между предпринимателями за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за возможность получения наибольшей прибыли посредством создания и введения на рынок новых товаров и услуг для производственного и потребительского секторов [6]. Собственно, цель, участвующих в конкуренции, состоит в том, чтобы выйти вперед и оторваться от производителей уже знакомых рынку товаров (услуг).

Инновации, внедряемые на предприятиях, в основном, направлены на следующие экономические, финансовые и производственные аспекты деятельности:

‒ замену снятой с производства продукции;

‒ расширение ассортимента продукции;

‒ сохранение традиционных рынков сбыта;

‒ создание новых рынков сбыта;

‒ сокращение затрат на заработную плату;

‒ сокращение материальных затрат;

‒ сокращение энергозатрат;

‒ обеспечение соответствия современным затратам;

‒ улучшения качества продукции;

‒ снижения загрязнения окружающей среды;

‒ повышение гибкости производства [7].

Необходимо отметить, что важной особенностью в разработке и реализации инновационных проектов играет время, которое в настоящее время является главным критерием оценки конкурентоспособности фирм.

Инновационное и устойчивое развитие предприятия зависит от того, насколько успешно оно сможет спрогнозировать угрозы технологического и функционального замещения.

Технологическое замещение приводит к тому, что отпадает необходимость производства продукции старым, существующим на предприятии способом, так как за его пределами изобретен новый эффективный способ и велика вероятность, что он будет использован конкурентами.

Функциональное замещение — появление нового продукта взамен старого, то есть другого продукта, который будет выполнять функции существующего, но на более высоком уровне [5].

В связи с этим для успешной инновационной политики предприятию необходимо не только обладать материальными, научно-техническими, финансовыми и человеческими ресурсами, но и четко знать временные интервалы технологического и функционального замещения. Учет времени даст предприятию необходимые преимущества для предвидения развития отрасли, к которой оно относится.

Так, например, рассмотрим деятельность компаний на рынке цифровых фотоаппаратов. Рынок фотоаппаратов отличается высочайшим уровнем конкуренции. Тройка лидеров среди производителей фототехники не меняется уже несколько лет: Canon, Sony, Nikon — в 2010 году, по оценкам аналитиков DigitimesResearch, удерживали почти половину (48,5 %) глобального рынка, представленного сегментами компактных камер и зеркальных — со съемной оптикой. При этом в сегменте зеркальных фотоаппаратов Canon и Nikon в совокупности контролируют более 80 % сегмента.

Для рынка фотокамер характерно постоянное обновление модельного ряда и регулярный выход новинок от компаний-лидеров. Развитие фото-рынка стимулирует и рост его технологичности. Ведущие мировые производители стремятся заманить покупателей все новыми и новыми функциями. Особенно это характерно для рынка «мыльниц», где конкуренция обострена до предела, и предприниматели стремятся выделиться яркими технологическими новшествами. В 2011 году производители анонсировали 163 новые модели фотокамер. Аналитики утверждают, что заметную роль в сегменте компактных камер играют рекламные компании производителей, которые пытаются доказать, что та или иная функция ему будет очень полезна.

Аналогичная ситуация происходит и на рынке смартфонов. Несомненными лидерами в современном мире остаются Apple и Samsung. Данные компании уже много лет являются основными соперниками на рынке смартфонов. И если в прошлые несколько лет их соперничество проходило в судах, то сейчас производители полностью перешли к борьбе в рамках технологий. И это положительно сказалось на флагманских устройствах компаний. Сначала Apple представила iPhone 6, признав ошибкой отказ от выпуска крупных смартфонов. А теперь Samsung вывела на рынок GalaxyS6 и S6 edge, которые получили новые материалы корпуса. Как можно заметить, чтобы удержать свое лидерство на рынке, каждая компания придумывает новые технологии для своего продукта. В отличии от данных компаний Nokia и ResearchinMotion слишком поздно поняли, что правила игры на рынке телефонов поменялись. Надеясь сохранить долю рынка, они до последнего делали ставки на свои уникальные преимущества, такие как QWERTY — клавиатура или защищенность сервисов, при этом они не разрабатывали новые функции для своих продуктов, а всего лишь постоянно совершенствовали старые. В итоге доля Nokia упала с 27,5 % в конце 2010 года до 7 % в 2012-м, а доля ResearchinMotion за тот же период снизилась с 14,3 % до 6,4 % в 2012 году [4].

Таким образом, на мой взгляд, инновационный тип конкурентного поведения заключается, кроме прямого столкновения с другими игроками рынка, в уходе от конкуренции в области, еще не сформировавшиеся и не занятые другими игроками. Инновационное конкурентное преимущество создается нестандартным продуктом, работой или услугой, а также управленческим решением.

Литература:

  1. Дмитренко В. В., Сайбель Н. Ю. Трансфер технологий в России и за рубежом // Juvenis scientia. 2016. № 2. С. 104–105.
  2. Сидоров В. А. Приоритеты инновационного возрождения России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: cб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: КубГУ, 2015. С. 5–17.
  3. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Эволюция теории инноваций // Актуальные проблемы экономической теории и практики: cб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 13. Краснодар: КубГУ, 2013. С. 46–55.
  4. Фощан Г. И., Черненко В. А., Нагучев М. М. Информационные технологии маркетинговой привлекательности предприятий // Актуальные проблемы экономической теории и практики: cб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 16. Краснодар: КубГУ, 2014. С. 106–113.
  5. Сайбель Н. Ю., Мезер С. Д. Теория оптимизации бизнес-процессов // Актуальные проблемы экономической теории и практики: Сборник научных трудов / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: КубГУ, 2015. С. 35–41.
  6. Сайбель Н. Ю., Косарев А. С. Современные подходы к определению понятия «инновации» // Актуальные проблемы экономической теории и практики: cб. науч. тр. / под ред. В. А. Сидорова. Выпуск 19. Краснодар: КубГУ, 2015. С. 58–63.
  7. Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней / под ред. Я. С. Ядгарова, В. А. Сидорова, В. В. Чапли. Краснодар: Издательство НИИ экономики ЮФО, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, Актуальные проблемы экономической, проблемы экономической теории, Сайбель Н, виды инновационной деятельности, Основные виды инновационной, конкурентоспособности фирмы, тип конкурентного поведения, конкурентоспособность предприятия, элементами инновационной деятельности, экономической поддержки инновационной, подсистемы инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности, рынке смартфонов, поддержку инновационной деятельности, инновационной политики предприятию, функционального замещения, производства продукции, информационных технологий, проблемы роста конкурентоспособности.

Ключевые слова

конкурентоспособность, инновации, предпринимательство, технологии прогнозирования и планирования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос