Авторы: Тараканова Ксения Леонидовна, Тараканов Сергей Иванович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.10.2015

Статья просмотрена: 325 раз

Библиографическое описание:

Тараканова К. Л., Тараканов С. И. Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 296-298.

 

В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.

Ключевые слова: инновации, стратегия, инновационная политика, инновационная активность предприятия.

 

В новой экономической энциклопедии термин «инновация» (innovation) означает получение больших экономических результатов за счет внедрения новшеств; суть прогрессивной стратегии развития организации и государства в противовес бюрократическому типу развития [1]. Й. А. Шумпетер, австрийский экономист, основоположник теории инновационного предпринимательства, в своей работе «Теория экономического развития» (1912), впервые ввел понятия «нововведение» и «новатор». Значительный вклад в развитие теории инновации внесли Дж. А. Гобсон, Й. А. Шумпетер, Н. Д. Кондратьев, С. Кузнец, Г. Менш и др.

Современные тенденции в экономике подчеркивают усиливающуюся роль инноваций, что находит отражение в росте инвестиций в наукоемкие производства, образование и науку. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики становится инновационная политика, направленная на эффективное использование научно-технического потенциала, бюджетных возможностей и создание благоприятного инвестиционного климата.

Инновационная активность бизнес-структур невозможна без соответствующей государственной поддержки, включающей использование специальных рычагов (совершенствование правовой базы инновационной деятельности, обеспечение защиты интеллектуальной деятельности, изменение в сфере налогового законодательства, развитие интеллектуального потенциала общества в целом).

В соответствии со Стратегией инновационного развития России на период до 2020 года инновации должны превратиться в основной источник экономического роста. В этой связи на основе реализации целей и приоритетных задач Стратегии экономический рост обусловит расширение возможностей для появления новых продуктов и технологий, что в свою очередь позволит государству увеличить инвестиции в развитие человеческого капитала. В соответствии с приоритетами Стратегии, доля экспорта отечественных высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме увеличится до 2 %; валовая добавленная стоимость инновационного сектора в ВВП увеличится до 17–20 %; доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции вырастет до 25–30 %.

Фасхиев Х. А. отмечает, что для достижения поставленных задач согласно Стратегии до 2020 года, необходимо создание благоприятной внешней среды для инноваций и встроенное в культурно-деловую среду организаций «колесо инноваций». В данном контексте подразумевается непрерывно функционирующая, охватывающая всех субъектов производства система сопровождения новых идей с момента их появления до коммерциализации, подкрепленная эффективной системой мотивации персонала и благоприятной морально-творческой атмосферой, способствующей инновационной активности, и, как следствие, повышению конкурентоспособности предприятия в выбранных сегментах рынка [2].

Для обеспечения жизнедеятельности и реализации стратегических и тактических целей предприятие реализует основные функции, стараясь не только удерживать достигнутый уровень, но и при этом усиливать конкурентные позиции. Влияние факторов внешней среды на развитие предприятия, направленного на обновление производимой продукции (товаров, услуг), как правило, приводит к структурным изменениям. В данном контексте в процессе управления инновациями особое значение приобретают вопросы, связанные с определением уровня и источников финансирования инновационной деятельности; направлением развития инновационных ресурсов; их перераспределением в рамках портфеля инновационных проектов; созданием благоприятной среды с целью реализации инновационного потенциала предприятий.

При этом очевидным становится тот факт, что достижение конкурентных преимуществ происходит, прежде всего, за счет реализации инновационного потенциала и инновационной активности предприятия в целом.

Инновационная активность хозяйствующих субъектов характеризуется, прежде всего, восприимчивостью к новациям и нововведениям; степенью интенсивности и своевременности действий различного уровня менеджмента по трансформации идеи в конечный результат и способностью реализовать инновационный потенциал.

Современная практика показывает, что сегодня 40–50 % инновационно-активных предприятий промышленного сектора отечественной экономики ориентированы на технико-технологические инновации. Значительная доля предприятий непосредственно ориентированы на товарно-продуктные инновации. Низкий спрос на инновации обусловлен рядом проблем, и в первую очередь, по мнению авторов, отсутствием системного подхода в сфере управления инновациями; недостаточным уровнем финансирования инновационной деятельности; несоответствием организационных структур и систем управления основному вектору инновационной деятельности.

Вместе с тем, инновационное развитие является основой достижения конкурентных преимуществ и успешного бизнеса в целом. Создание и внедрение инновационных стратегий становится залогом эффективного развития бизнес-структур в долгосрочной перспективе и объективно необходимым условием для достижения общих целей.

Трачук А. подчеркивает значение инструментов, обеспечивающих формирование потока новшеств и идей, необходимых для реализации стратегии организации (рис. 1) [3].

Рис. 1.

Инновационная политика предприятий неотделима от инновационной политики региона. Взаимодействие региональных органов власти с субъектами инновационного предпринимательства, научными структурами, учебными заведениями обеспечивает реализацию задач социально-экономического развития в рамках реализации стратегии развития региона, в том числе региональной инновационной политики.

Создание современной диверсифицированной структуры экономики, увеличение удельного веса наукоемких отраслей в общем объеме производства, рост благосостояния населения выступают ключевыми задачами на всех уровнях управления. В соответствии с этим, реализация региональной инновационной политики является одной из приоритетных задач.

Алклычев А. М. выделяет основные задачи, стоящие перед регионами на пути перехода к инновационной экономике:

          развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

          концентрация усилий и ресурсов на реализации приоритетных инновационных проектов предприятий и организаций региона;

          формирование привлекательных условий для инвестиций в инновационную сферу деятельности через участие государства и региональной власти в финансировании инновационных проектов;

          создание условий для развития системы подготовки и переподготовки в области инноваций и научно-технического предпринимательства, обеспечивающей повышение инновационной активности, коммерциализацию результатов научных исследований [4].

Роль инноваций в достижении конкурентных преимуществ, безусловно, очевидна. Инновационная активность предприятий выступают определяющим фактором, обуславливающим экономический рост, качественные изменения и укрепление экономической самостоятельности. Очевидно, инновационная активность предприятий является основой активизации конкурентных преимуществ.

 

Литература:

 

  1.                Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — VI. 810 c. ISBN 5–16–002591-Х
  2.                Фасхиев Х. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Проблемы теории и практики управления. — 2015. — № 4. — С. 44–53
  3.                Трачук А. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 9. — С. 75–83
  4.                Алклычев А. М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Региональная экономика теория и практика. — 2014. — № 3 (330). — С. 2–9.
Основные термины (генерируются автоматически): Инновационная активность, инновационной деятельности, инновационной активности, инновационной политики, конкурентных преимуществ, финансирования инновационной деятельности, региональной инновационной политики, реализации инновационного потенциала, инновационной активности предприятий, инновационная активность, в достижении конкурентных преимуществ, инновационная активность предприятия, Инновационная активность предприятий, Инновационная активность бизнес-структур, инновационной деятельностью предприятия, инновационного предпринимательства, доля инновационной продукции, базы инновационной деятельности, инновационной политики региона, конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова

стратегия, инновации, инновационная политика, инновационная активность предприятия.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос