Автор: Тимошина Ксения Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Тимошина К. В. Анализ подходов к определению инновационной активности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 407-410.



В статье рассмотрены подходы разных авторов к определению инновационной активности предприятия, определены основные признаки и характеристики инновационной активности, сформулировано понятие «инновационная активность» предприятия.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационная деятельность, сущность категории, подход к определению

Устойчивость экономического развития современного предприятия и повышение его конкурентоспособности обеспечивается внедрением достижений науки и техники. Инновационная активность предприятия отражает его реальные возможности в осуществлении инновационной деятельности и характеризует степень интенсивности реализации предприятием тех или иных инновационных проектов. Существует достаточно широкий спектр мнений о способах и методах стимулирования инновационной активности, в то время как вопрос однозначности трактовки самого термина «инновационная активность» остается открытым. Безусловно, отсутствие единого подхода к определению инновационной активности создает дополнительные трудности при оценке данной категории. Следовательно, вопросы рассмотрения категории «инновационная активность», определения ее сущности и основных характеристик являются актуальными и представляют интерес ввиду ее экономической значимости.

Проблема определения инновационной активности предприятия освещена в работах таких авторов, как О. В. Никитина, А. И. Богачев, А. А. Полякова, А. В. Полукеева, П. В. Зобов, Д. А. Томасова., О. Н. Мельникова и др.

Под инновационной активностью предприятий Богачев А. И., Полякова А. А. понимают их способность использовать и реализовать нововведения для обеспечения конкурентоспособности и удержания за собой доли рынков [1].

Как и ряд многих экономистов, Полукеева А. В. придерживается точки зрения, согласно которой применительно к отдельным предприятиям под инновационной активностью понимается интенсивность осуществления экономическими субъектами инновационной деятельности [2].

Подход Зобова П. В. к определению термина «инновационная активность» так же основан на выявлении степени интенсивности осуществляемых предприятием действий по разработке новой продукции, услуги, использованию новых технологии, позволяющих предприятию конкурировать на рынке [3]. Оперируя понятием «уровень инновационной активности», автор на основе него подразделяет предприятия на три группы: лидеры (являются инициаторами инноваций), последователи (инновации которых являются реакцией на деятельность лидеров) и аутсайдеры (осуществляют инновации крайне редко или не осуществляют совсем).

По мнению Томасовой Д.А инновационная активность раскрывается через «взаимодействие финансовых, экономических, политических, социальных и управленческих отношений, возникающих по поводу целесообразности разработки и внедрения инноваций в определенном хозяйствующем субъекте» [4].

Чернова А. С. определяет инновационную активность фирмы как комплексную характеристику ее инновационной деятельности, главным аспектом которой является восприимчивость к новациям, основанная на компетенции в вопросах прогресса в данном виде деятельности [5].

Под инновационной активностью Мельников О. Н. и Шувалов В.Н понимают созидательную деятельность (творческую энергию) производителей товара или услуги, выраженную в достижении диктуемых спросом приращений новизны технико-технологических, экономических, организационных, управленческих, социальных, психологических и других показателей предлагаемых рынку процессов, товаров или услуг, производимых специалистами в конкурентоспособное время [6].

Матузова И. В. в своих работах отмечает, что инновационная активность является динамической, целенаправленной деятельностью по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, процессных, организационных и управленческих нововведений с целью получения инновационно-активным предприятием коммерческой выгоды и конкурентных преимуществ. С этой точки зрения инновационно-активным считается то предприятие, которое осуществляет разработку и применение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иных видов инновационной деятельности [7].

Лабиринт Поляков В. В., характеризуя инновационную активность, акцентирует внимание на эффективности использования инновационного потенциала предприятия, и под инновационной активностью понимает комплексную характеристику инновационной деятельности фирмы, включающую степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества [8].

Сравнительный анализ компонентов категории «инновационная активность» приведен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика компонентов категории «инновационная активность»

Характеристика

БогачевА.И., ПоляковаА.А.

ПолукееваА.В.

ЗобовП.В.

ТомасоваД.А.

ЧерноваА.С.

МельниковО.Н., ШуваловВ.Н.

МатузоваИ.В.

ПоляковВ.В.

Целенаправленность

Динамичность

Новизна

Результативность

Интенсивность

Комплексность

Инновационная деятельность

Инновационный потенциал

Инновационный климат

Восприимчивость к новациям

Обеспечение конкурентоспособности

Обобщение и анализ различных подходов к определению категории «инновационная активность» позволяют выделить наиболее существенные ее особенности, к которым можно отнести:

– целенаправленность деятельности хозяйствующих субъектов относительно разработки, создания и освоения новых технологий в производстве инновационного продукта;

– интенсивность деятельности по коммерциализации идеи и получения коммерческой выгоды от реализации проекта.

Также важно отметить признаки инновационной активности, характерные для инновационно-активных организаций:

– новизна как принципиальное свойство инновацонно-ориентированной организации, конкретная форма проявления которой зависит от уровня организации финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия;

– динамичность, выраженная в асимметрии отношений субъекта и объекта управления. Активность субъекта управления в свою очередь обусловлена тем, что он сам является источником преобразований, происходящих как с ним, так и вызываемых им в объекте;

– результативность — в ходе осуществления инновационной деятельности по реализации инновационного процесса предприятие на выходе получает готовый продукт, обладающими какими-либо характерными свойствами.

На рисунке 1 отражена взаимосвязь основных признаков и понятий, характеризующих инновационную активность предприятия

Лабиринт Рис. 1. Признаки и понятия, характеризующие инновационную активность предприятия

По результатам анализа можно сделать вывод, что исследователи акцентируют внимание на разных аспектах характеристики понятия «инновационная активность». Компоненты, составляющие данную категорию, и учитываемые в процессе исследования так же различаются в зависимости от подхода каждого автора.

При рассмотрении инновационной активности в качестве комплексной характеристики инновационной деятельности необходимо акцентировать внимание на наиболее важных ее аспектах. Во-первых, основу инновационной активности непосредственно составляет инновационная деятельность предприятия по разработке и внедрению новшества, а также коммерциализации инновации. Во-вторых, инновационный климат как фактор влияния внешней среды на инновационную активность непосредственно определяет масштабность и результативность инновационной деятельности. В-третьих, уровень инновационного потенциала напрямую определяет интенсивность инновационной деятельности, а, следовательно, и степень инновационной активности.

По результатам проведенного анализа особенностей, признаков и основных характеристик инновационной активности целесообразным представляется определение категории «инновационная активность» как комплексной динамической характеристики целенаправленной деятельности предприятия по планированию, организации и реализации инновационного процесса по созданию и выпуску конкурентоспособного продукта, интенсивность которой зависит от уровня инновационного потенциала предприятия и восприимчивости к новациям, а результативность — от состояния инновационного климата. Предложенную трактовку можно считать универсальной ввиду того, что она учитывает наиболее важные и основные характеристики инновационной активности предприятия.

Таким образом, нами проанализированы различные подходы к определению инновационной активности предприятия. Выявлены наиболее существенные ее особенности и признаки, на основе обобщения данных о которых сформулировано универсальное определение категории «инновационная активность»

Литература:

  1. Богачев А. И. Инновационный потенциал и инновационная активность Российских предприятий А. И. Богачев, А. А. Полякова // Политематический электронный научный журнал Кубанского Государственного Аграрного Университета.— 2010. — № 64. — С. 156–165
  2. Полукеева А. В. Показатели инновационной активности предприятий А. В. Полукеева// Экономинфо.— 2014. — № 22. — С. 74–77.
  3. Зобов П. В. Инновационная активность предприятия: понятие и инструменты оценки П. В. Зобов // Вестник торгово-технологического института.— 2012. — № 3(6). — С. 46–51.
  4. Томасова Д. А. Понятие и инструментарий оценки инновационной активности организаций Д. А. Томасова// Экономика, экология и общество в 21 столетии. Сборник научных трудов 16-й Международной научно-практической к.— 2014. — С. 198–200.
  5. Чернова А. С. Сущность инновационной активности предприятий А. С. Чернова// Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 311–312 Мельников О. Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия О. Н. Мельникова, В. Н. Шувалов// Российское предпринимательство. — 2010. — № 9(69). — С. 100–104 Матузова И. В. К вопросу о содержании и сущности категории «инновационная активность» И. В. Матузова // Транспортное дело России.— 2012. — № 4. — С. 104–106
  6. Поляков В. В. Мониторинг инновационных процессов в научно-технической сфере В. В. Поляков // Инновации. — 2013. — № 5.- С. 62
  7. Малышева Л. А. Анализ подходов к оценке инновационной активности Российских предприятий Л. А. Малышева, И. В. Шестаков // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета.— 2012. — № 14 — С. 101
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной активности, инновационной деятельности, инновационной активности предприятия, определению инновационной активности, «инновационная активность», инновационной активностью, категории «инновационная активность», характеристики инновационной, характеристики инновационной активности, инновационную активность, активность предприятия, инновационной активности предприятий, инновационная активность, инновационную активность предприятия, Инновационная активность предприятия, определения инновационной активности, стимулирования инновационной активности, признаки инновационной активности, инновационной активности целесообразным, Показатели инновационной активности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос