Библиографическое описание:

Игнатьева В. С. Механизм взаимодействия участников фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 269-272.

В статье рассмотрен механизм взаимодействия участников фармацевтического рынка, определены лидеры по производству лекарственных средств и изделий медицинского назначения, представлены крупнейшие фармацевтические дистрибьюторы, а также составлен рейтинг аптечных сетей.

Ключевые слова:фармацевтический рынок, производители ЛС и ИМН, дистрибьюторы, аптеки и больничные учреждения, государство.

 

Фармацевтический рынок может проявлять себя в форме экономических взаимоотношений между субъектами и объектами, связанных с обменом фармацевтических товаров и услуг, и формирующие основные элементы рынка — спрос, предложение и цена.

Субъекты фармацевтического рынка, по мнению автора данной статьи, целесообразно объединить в следующие подсистемы:

-          управления и регулирования — совокупность органов по координации и осуществлению контроля за фармацевтической деятельностью;

-          производства лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и их распределения, в которую входят: производственные, оптовые и розничные предприятия;

-          подсистема фармацевтической информации, объединяющая специализированные информационно-аналитические издания, аналитические компании, базы данных и т. п.;

-          подсистема непрерывного фармацевтического образования;

-          профессиональных общественных организаций (ассоциаций, профсоюзов и т. д.);

-          подсистема потребления, представлена амбулаторными и стационарными пациентами.

Объектами фармацевтического рынка являются фармацевтические и парафармацевтические товары, услуги, идеи, статистические, информационные и данные маркетинговых исследований, потребности и предпочтения потребителей. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Схема взаимодействия участников фармацевтического рынка.

 

В настоящее время на отечественном фармацевтическом рынке, по данным Росздравнадзора, работают порядка 1100 зарубежных производителей лекарственных препаратов и 460 отечественных фармацевтических предприятий. [11].

Среди российских производителей фармацевтической продукции необходимо выделить следующих лидеров:

Рис. 2. Показатели крупных фармацевтических компаний (в %) относительно лидера на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

Составлено по данным: 2, с.27.

 

Российский фармацевтический рынок имеет большую зависимость от импорта готовых лекарственных препаратов, в том числе жизненно необходимых. Импортная продукция в стоимостном выражении занимает 3/4 фармацевтического рынка Российской Федерации. Импорт лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации осуществляют представительства иностранных компаний и дистрибьюторы. [12, с.33].

Рис. 3. Динамика структуры импорта (в %) ЛС на фармацевтическом рынке Российской Федерации 2010–2014 гг.

Источник данных: 17.

 

Фармацевтический дистрибьютор является промежуточным звеном в товаропроводящей цепочке фармацевтической продукции, фундаментальными задачами которого являются выстраивание договорных отношений с производителем, закупка и реализация лекарственных средств на максимально выгодных условиях с последующим оказанием маркетинговых и логистических услуг своим контрагентам. [6, с.360].

Рис. 4. Рейтинг дистрибьюторов по доле прямых поставок ЛС на фармацевтическом рынке Российской Федерации по итогам 2014 г.

Составлено по данным: 17.

 

Оптовые организации (дистрибьюторы) могут получать продукцию для оптовой продажи от предприятий-изготовителей или других оптовых организаций. Предприятия оптовой торговли могут продавать (передавать в распоряжение) ЛС другим предприятиям оптовой торговли, предприятиям-производителям для целей производства, аптечным организациям и учреждениям, физическим лицам, имеющим лицензию на занятие частной медициной практикой. [13].

На фармацевтическом рынке реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения осуществляется через аптеки, непосредственно совершая покупку ЛС или получая их по льготному рецепту, и через больничные учреждения. По данным о фармацевтической рынке количество аптечных учреждений в России на сегодняшний день достигает более 60 тысяч. Объем продаж через больничные учреждения составляет около 25 % от общего объема фармацевтического рынка Российской Федерации.

Таблица 1

Рейтинг аптечных сетей по доле на розничном коммерческом рынке 2014 г.

Рейтинг

Аптечная сеть

Расположение центрального офиса

Количество точек

Доля на рынке, %

1

Ригла

Москва

1122

3,1 %

2

A.V. E. Group (включая 36,6)

Москва

612

3,0 %

3

A5 Group

Москва

992

2,5 %

4

Имплюзия

Москва

374

2,4 %

5

Доктор Столетов (включая Озерки)

Самара

1386

2,0 %

6

Радуга (включая Первую Помощь)

Санкт-Петербург

794

2,0 %

7

Планета здоровья

Пермь

590

1,6 %

8

Фармаимпекс

Ижевск

534

1,5 %

9

ACHA

Москва

379

1,3 %

10

Фармленд

Уфа

470

1,2 %

Источник: составлено автором по материалам 14.

 

Государство медленно ужесточает контроль над обращением лекарственных средств, но все, же является активным игроком на фармацевтическом рынке, но не только в плане законодательного регулирования, но и как соинвестор происходящих процессов.

Государственное регулирование фармацевтического рынка в настоящее время обусловлено такими обстоятельствами, как слабая информированность населения по вопросам необходимого лечения, производство благ с положительными внешними эффектами и информационная асимметрия, связанная с рекламно-маркетинговой деятельностью фармацевтических компаний. При обеспечении некого уровня общественного здоровья, связанного с доступностью фармацевтических товаров и услуг широким слоям населения, единственным критерием для принятия решения должно являться состояние здоровья, вне зависимости от платежеспособного спроса. [1,c.167]

В результате проведенного исследования механизма взаимодействия участников фармацевтического рынка, необходимо сделать вывод о том, что особенность его функционирования заключается во взаимосвязи экономической и социальной сфер обществ, которая обусловлена социальной значимостью фармацевтического рынка. Таким образом, современный фармацевтический рынок представляет сложное многоуровневое образование с высокими темпами ежегодного роста производства, объемов реализации и уровнем рентабельности от производственной и распределительной деятельности его участников.

 

Литература:

 

1.         Белецкий Д. И. Совершенствование современного фармацевтического рынка в России: социальный аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164).Экономика. Вып. 22. С. 167–168.

2.         Горлов В. В. Состояние фармацевтического рынка России и показатели эффективности производственной деятельности фармацевтических организаций / В. В. Горлов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2013. — № 7 (145). — С. 22–27. — 0,75 п.л

3.         Джинджолия, А. Ф. Международный маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / А. Ф. Джинджолия, А. В. Евстратов; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2011.

4.         Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. — 2014. — № 4 (36). — С. 39–46.

5.         Евстратов, А. В. Основные тенденции слияний и поглощений на фармацевтическом рынке / А. В. Евстратов // Вестник филиала ВЗФЭИ в г. Волгограде. — 2010. –№ 7. — С. 38.

6.         Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. — 2014. — № 18. С.357–361.

7.         Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. — 2014. — № 19. С.299–304.

8.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

9.         Евстратов, А. В. Основные направления и формы организации маркетинговой деятельности на региональном фармацевтическом рынке: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 / А. В. Евстратов. — Волгоград, 2005.

10.     Евстратов, А. В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» и специальности «Мировая экономика» / Евстратов А. В., Абрамов С. А.; М-во образования и науки Российской Федерации; Волгоградский гос. технический ун-т. Волгоград, 2010.

11.     Институты, меняющие бизнес-среду: ассоциации фармацевтических производителей [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.remedium.ru/section/ detail.php?ID=52713&SHOWALL_1=1–Загл. с экрана.

12.     Мартынюк, О.В. Особенности развития дистрибьюции на фармацевтическом рынке Российской Федерации / О. В. Мартынюк, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 32–35.

13.     Порядок организация деятельности оптовых фармацевтических предприятий [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://reftrend.ru/788780.html –Загл. с экрана.

14.     Рейтинг аптечных сетей России [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rncph.com/news/20_11_2014 –Загл. с экрана.

15.     Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–3 (22). — С. 64–66.

16.     Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А., Евстратов А. В. // Международный научно-исследовательский журнала. — 2014. — № 5–2 (24). — С. 47–49.

17.     Ситуация в сфере фармацевтической дистрибуции, PharmLogic 2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rncph.com/news/19_11_2014–Загл. с экрана.

18.     Тюренков, И. Н. Товаропроводящая система волгоградского фармацевтического рынка / И. Н. Тюренков, А. В. Евстратов // Новая Аптека. — 2003. — № 5. — С. 18.

19.     Фармацевтический рынок [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://buymore.pro/article/promyshlennost/125/farmacevticheskij-rynok–Загл. с экрана.

20.     Evstratov, A. V. Mergers and acquisitions of companies in the global pharmaceutical market in 1999–2012 / A. V. Evstratov // World Applied Sciences Journal. — 2014. — № 32 (7). — pp 1400–1403.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle