Библиографическое описание:

Вовненко С. И. Способы повышения мотивации при изучении английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 443-446.

Исследование опыта профессиональной подготовки будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск путей повышения эффективности преподавания дисциплины английский язык, начиная с самой ранней ступени обучения — с кадетского училища. Анализ существующих научных работ по повышению эффективности обучения показал, что одним из ведущих факторов в изучении иностранного языка выступает мотивация. Таким образом, целью данной статьи является рассмотрение способов повышения мотивации воспитанников Севастопольского президентского кадетского училища в ходе изучения дисциплины английский язык с целью улучшения качества преподавания предмета в данном учебном заведении.

Ключевые слова: мотивация, иноязычная коммуникация, образовательно-познавательная деятельность, коммуникативная компетенция, творческий подход, психология образования.

 

Современные исследования в области педагогики и психологии уделяют достаточно много внимания явлению мотивации. В настоящее время, факт того, что мотивация играет огромную роль при изучении любого предмета, особенно иностранных языков, является общепринятым. Однако, изучение проблемы повышения мотивации в ходе овладения английским языком в условиях среднего военного учебного заведения представляет собой малоисследованный аспект. Таким образом, целью данной статьи является определение путей повышения мотивации при изучении английского языка на примере воспитанников кадетского училища.

Широко известно, что английский является официальным языком международных учений и встреч на высшем уровне. Это язык политических переговоров и многих общественных организаций. Однако как предмет, конечная цель которого овладение навыками иноязычной коммуникации (как устной, так и письменной), он обладает рядом специфических черт, одна из которых — овладение английским языком путем обучения умению общения на иностранном языке. Следовательно, исходя из актуальных потребностей и специфики изучения предмета, важнейшим фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. Рассматривая основополагающие понятия мотивации, мы, вслед за И. А. Зимней, будем опираться на тот факт, что «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий, планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [5, c. 18].

Вне зависимости от уровня и типа учебного заведения, изучая иностранный язык, необходимо создавать такие условия в образовательно-познавательной деятельности, которые способствуют развитию у обучаемого высокого уровня познавательного интереса к изучению английского языка. Существует много различных мнений по определению видов мотивов, которые формируются у обучаемых при изучении английского языка. Так, например, В. Д. Шадриков в работах, посвященных психологии образования считает, что «мотивация обусловлена потребностями и целями личности, идеалами человека, условиями его деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, а также характером)» [7, c.44]. Р. А. Готлиб полагает, что «мотивация — это такая движущая сила, которая побуждает человека к успешному изучению иностранного языка» [1, c.82]. Следовательно, мотив рассматривается как внутреннее побуждение учащегося к учебной деятельности, вызванное личными потребностями самого обучаемого, в частности, индивидуальными особенностями развития его личности.

В педагогической литературе достаточно подробно описаны два вида мотивов: внутренние и внешние. Внутренние — которые развиваются под воздействием собственных мыслей обучаемого, его стремлений, переживаний, возникновения определенных потребностей, в результате чего появляется осознание внутренней необходимости.

Тем не менее, анализ опыта преподавания данной дисциплины в Севастопольском президентском кадетском училище показал, что не у всех кадетов на момент поступления в военное учебное заведение были сформированы только положительные мотивы к изучению английского языка, что обусловлено изучением другого иностранного языка в их первичном учебном заведении. Таким образом, первоочередной задачей педагога президентского корпуса является снижение уровня влияния отрицательной мотивации и стимулирование позитивных мотивов к изучению дисциплины.

Еще одним фактором негативного воздействия на развитие положительной динамики мотивации является и разный уровень владения кадетами английским языком на момент поступления в севастопольское кадетское училище. Т. е. исходя из существующих реалий формируются так называемые mixed-abilities groups (группы смешанного уровня знаний). В этом случае первоочередной задачей педагога является «выровнять» уровень знаний учащихся путем проведения дополнительных занятий с более слабыми учащимися, а также теми, кто ранее изучал другой иностранный язык; организации индивидуальной работы в группе; организации «кураторства» более сильных учеников над слабыми.

С самого начала изучения курса английского языка педагогу необходимо четко определить линию мотивации и область применения английского языка в будущей профессиональной деятельности обучаемых. В ходе анализа научной и методической литературы, а также материалов периодической печати были выявлены основные направления использования английского языка в современной военной среде.

Таким образом, процесс модернизации системы российского образования в условиях социально-экономических изменений в стране в начале XXI века на фоне экономической, социальной и культурной глобализации в мире и наличия единого мирового информационного пространства в обществе актуализирует проблему повышения качества языкового образования в целом.

В современных условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации происходят значительные преобразования и структурно-функциональные изменения, что в значительной мере влечет за собой изменение концепции военного образования, в связи с чем предъявляются новые требования «к профессионализму, техническому кругозору и компетентности военных самого современного уровня» [4].

Сегодня в качестве одного из приоритетных направлений военного образования рассматривается формирование будущего офицера, обладающего высокими нравственными и профессиональными качествами, способного оперативно и квалифицированно действовать в военной обстановке, как в нашей стране, так и за ее пределами. В данной ситуации крайне необходимо быть толерантным к культуре и традициям других стран, что достигается путем тщательного изучения иностранного языка. Современный военный специалист должен иметь не только военно-специальные знания, но и понимать современную картину мира.

 Важность английского языка для военных значительно выросла в последние десятилетия, этот рост во многом является результатом двух факторов: изменения роли военных и изменения в оборонном отношении.

Все вооруженные силы сегодня стали более активно привлекаться к обеспечению гуманитарной помощи и миротворческих операций, в том числе и международных. Необходимо как можно раньше начинать развивать лингвистическое мышление (навык мыслить на английском языке), рассуждать логически, уметь четко выразить свою мысль, используя все выразительные средства языка; использовать английского язык как средство получения и обмена информацией, пользования компьютером и сетью Интернет для получения знаний в разных областях науки и техники, пользования различными программами для выполнения расчетов. В Севастопольском президентском кадетском училище, созданы все необходимые условия для реализации вышеперечисленных задач, начиная с первого курса обучения в училище — с 5-го класса.

Исходя и специфики данного учебного заведения, необходимо не только обучить воспитанника английскому языку как инструменту общения, но и привить все те навыки, которые будут необходимы в будущей карьере военнослужащего. Для реализации этих задач необходимо выделить ряд основных факторов, способствующих формированию у воспитанника кадетского училища положительных мотивов к изучению английского языка, основными из которых, на наш взгляд являются: понимание целей обучения; профессионально-направленное содержание учебного материала; развитие познавательных способностей кадетов; заинтересованность предметом; эмоциональная форма ведения занятий преподавателем; постановка преподавателем сложных, развивающих умение самостоятельно мыслить и принимать решение заданий, способствующих развитию творческой активности учащихся; осознание важности получаемых знаний; оценка знаний; формирование прикладных целей изучения языка.

Некоторые исследователи считают, что внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала. К ним относятся: долг, обязанность (учащийся должен изучать данный предмет, чтобы получить положительную оценку); оценка (стремление набрать как можно больше баллов за четверть). Однако здесь следует учитывать не только отметку за знание того или иного учебного материала, но и мотивирующую роль самого воспитанника, которая очень велика. Познавательная мотивация наиболее важна в обучении иностранному языку. Однако необходимо, чтобы она стала основной для развития профессиональной направленности кадетов, стимулировала их учебную активность, хорошую успеваемость, положительное отношение к изучаемому языку. Отношение к английскому языку во многом зависит от оценки важности их профессиональной подготовки по специальности. Познавательный мотив в овладении английским языком объясняется правильной организацией учебной деятельности, учитывая профессиональную направленность кадетов, применяя разнообразные методы ведения занятий, а также объективной оценкой знаний обучаемых. Большую роль в повышении мотивации у кадетов особенно на начальном этапе обучения (5-й, 6-й классы) играют различные виды работы, применяемые преподавателем на уроке: уроки-обсуждения разных тем; уроки-общения с кадетами по Интернету (эффективен как вариант самостоятельной подготовки); круглые столы; мини-конференции в группах; уроки-тесты; уроки в режиме online; уроки-презентации, а также видеоуроки. Существенное значение в последнее время имеют уроки, направленные на обучение воспитанников кадетского училища делать презентации на английском языке как по общей, так и по военной тематике (учитывая возрастной критерий обучаемых).

Преподавателями кадетского училища при проведении урока английского языка широко используются элементы страноведения, что позволяет воспитанникам подробнее ознакомиться с культурой стран изучаемого языка, их традициями. Также на положительную мотивацию повлияло и использование не только учебной, адаптированной литературы, но и аутентичных материалов. Исходя из того, что конечной целью обучения является свободное владение коммуникативными навыками, использование аутентичных материалов демонстрирует яркий пример оригинальной речи, к чему и должен стремиться каждый изучающий иностранных язык.

Говоря о формах проведения занятия, особое внимание на уроке заслуживает такая форма, как ролевая игра. Этот вид учебной деятельности является групповым, что очень ценно в процессе формирования воинского коллектива. Ролевая игра основана на совместных действиях, коллективной форме выполнения задания. В данной работе ведущая роль отводится не педагогу, а кадетам. Т.о., еще в стенах среднего учебного заведения происходит развитие таких качеств личности будущего военного как воля, организованность, находчивость, инициативность. Ролевая игра предусматривает умение руководствоваться в своем поведении интересами товарищей, стимулирует интерес к импровизации, заставляет принимать самостоятельные решения. Все это также, безусловно, пробуждает интерес к предмету и стимулирует положительную мотивацию [7].

В качестве перспективного направления изучения английского языка педагоги кадетского училища рассматривают внедрение в учебный процесс компьютерных технологий, так как они способствуют более эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и играют немаловажную роль в развитии позитивной мотивации обучения: развивают необходимые коммуникативные умения в различных видах речевой деятельности, в занимательной форме презентуют социокультурную информацию о стране изучаемого языка, формируют основы самостоятельной учебной деятельности.

С психологической точки зрения компьютерное обучение иностранному языку значительно повышает уровень мотивационной готовности к изучению иностранного языка, создает психологически комфортную атмосферу на уроке, обеспечивает большую степень интерактивности в общении и адаптированности к нуждам конкретного ученика [6].

Таким образом, анализируя существующие на сегодняшний день возможности изучения английского языка, представляется возможным сделать вывод о том, что эффективность процесса обучения иностранному языку зависит не только от готовности преподавателя и обучаемых и от тех современных технологических решений, которые найдут применение на уроке, но и от умения педагога обосновать необходимость изучения предмета и осуществить творческий подход к преподаванию данной дисциплины.

 

Литература:

 

1.         Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка. Социологические исследования, № 2, Февраль 2009, C. 122–127.

2.         Дельвиг Н. А. Теоретико-методологические основы формирования билингвальной компетенции будущих офицеров в условиях военно-морского ВУЗа Российской Федерации. Науч. обосн. темы докт. дисс. Ялта, 2014.

3.         Зимняя И. А. Педагогическая психология. — Ростов-на-Дону: Феникс,1997.-480с.

4.         Качественно иная страна. Российская газета. — 2008. — 9 февраля. — № 4585.

5.         Семёнова Т. В., Семёнова М. В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам.// Иностранные языки в школе. — 2005. — № 1.

6.         Солопова Е. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с применением компьютера в процессе обучения. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Елец, 2008. — 20 с.

7.         Шадриков В. Д. Психологическая деятельность и способности человека. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.

8.         Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 2011. -134 с.

9.         Ellis R. The Study of Second Language Acquisition Text. / R. Ellis. -Oxford, 2010.-204 p.

10.     Palmer H. The Scientific Study and Teaching of Lаnguage Text. / H. Palmer. London, 2012. — 137 p.

11.     Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003. 192 с. http://study-english.info/article018.php#ixzz3R7pNcmVW

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle