Библиографическое описание:

Москалёва Е. Г., Грибанова Н. В. Анализ конкурентоспособности страховых компаний, функционирующих в Республике Мордовия // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 391-395.

При высокой конкуренции на страховом рынке России поиск методов, способов и инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность страховых организаций, является одной из наиболее актуальных задач для страховых компаний. В связи с этим обоснование теоретических основ формирования методических подходов в анализе конкурентных преимуществ страховщиков становится особенно важно и является актуальной научной задачей.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, методика, анализ, этап, страхование, рейтинг страховщика.

 

Инструментарием для решения стратегических задач повышения успешности деятельности страховой компании на рынке может служить комплексный подход по разработке и построению модели ее конкурентоспособности. Целью разработки и построения модели конкурентоспособности страховой компании является правильное определение ее конкурентной стратегии, согласованной с условиями страховой отрасли, навыками ее персонала и капиталом, которым компания обладает [3, c. 89].

Предлагаем использовать комплексную оценку состояния конкурентной среды, основанную на применении первичной и вторичной информации. Авторский подход к технологии оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг заключается [2, с. 66]:

-          в процедуре этапов ее проведения с использованием общеизвестных показателей (доли рынка, поступлений и выплат);

-          в предложении коэффициента масштаба бизнеса, с помощью которого учитывается связь между страховыми компаниями, для последующего ранжирования страховых компаний и расчета коэффициентов концентрации.

В ходе раскрытия данной методики было выделено несколько этапов, первым из которых является обобщение необходимой информационной базы для анализа конкурентоспособности страховых региональных компаний, получаемой из оперативных и статистических источников страховых услуг. Нами были рассмотрены основные пять участников рынка страхования Республики Мордовия по данным профессионального страхового портала «Страхование сегодня» в разделе «Аналитика» [8].

Следующим этапом оценки конкурентоспособности страховой компании является оценка отраслевые факторы и проблем, которые оказывают непосредственное влияние на текущее состояние конкурентной среды страхового рынка. В Мордовии рынок страховых услуг развивается очень активно. Жители Мордовии стали чаще думать о завтрашнем дне. С каждым годом в республике растет число желающих застраховать свой дом и имущество, чтобы из-за стихийных бедствий, коммунальных аварий или несчастных случаев не остаться без крыши над головой. Актуальность надежной защиты от любого форс-мажора и непредвиденных расходов во время кризиса только возрастает. Даже те, кто не страховал имущество, полагаясь на свой высокий доход, сейчас менее самоуверенны. Поэтому наиболее востребованными остаются автострахование и страхование недвижимости. Страхование от несчастного случая, которое было обязательным для ипотеки или потребительских кредитов, сегодня значительно сократился. Но растет интерес к этому продукту со стороны людей, от чьих доходов зависит благополучие их близких. Неопределенная экономическая ситуация делает глав семейств более предусмотрительными и осторожными. В целом же можно сказать, что рынок страхования в Республике Мордовия, в настоящее время проходит стадию становления и укрепления, поскольку в регионе активно развивается экономика, повышается уровень жизни населения, увеличивается средняя продолжительность жизни населения. Следовательно, гражданам сейчас уже есть что застраховывать, им есть что терять, за что беспокоиться, следовательно, страховые компании в республике вряд ли рискуют остаться без клиентов. Ускоренное развитие рынка возможно только с введением новых широкомасштабных обязательных или вмененных видов страхования, иначе восстановление рынка будет идти незначительными темпами. Необходимо выделить ряд основных факторов, влияющих на данную ситуацию: низкий платежеспособный спрос населения и организаций РМ на страховые услуги; нехватка опыта в использовании страховых услуг; низкая страховая культура населения; плохо развитая инфраструктура страхового рынка; отсутствие региональных страховщиков на рынке страховых услуг РМ [2, c. 30].

Третий этап оценки конкурентоспособности страховой компании заключается в исследовании географических и продуктовых границ основных конкурирующих страховых компаний. В настоящее время складываются позитивные тенденции в развитии регионального страхового рынка РМ, создаются условия для его равномерного и динамичного роста. Наблюдается рост собранных премий, коэффициента выплат; повышается плотность страхования региона; увеличивается количество страховщиков на региональном рынке страховых услуг [1, с. 132].

Наиболее популярными страховыми компаниями по оказанию страховых услуг в Республике Мордовия являются: «Росгосстрах — Поволжье» (45,1 % собранных премий в 2013 г.); «Уралсиб» (9 % собранных премий в 2013 г.); «Группа Ренессанс — Страхование» (9,3 % премий); «Согласие» (4,7 премий), прочие — 28,9 % (рисунок 1).

Рис. 1. Доля рынка страховых компаний по величине страховых премий, %

 

После рекордных темпов прироста взносов 2012 года, в 2013 году на страховом рынке появились первые признаки стагнации. Замедление темпов роста взносов, падение рентабельности и неопределенность будущего развития страховой отрасли формируют общий негативный фон на рынке. Тем не менее, ситуация 2013 года заметно отличается от ситуации 2009 года, в большинстве случаев в лучшую сторону (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика страховых премий по основным страховым компаниям Мордовии в 2011–2013 гг, тыс.руб.

 

Темпы прироста страховых взносов в 2013 году составили 12 %, что было в среднем на 10 п.п. выше аналогичного показателя предыдущего года: по Россгостраху — +8,6 % % по Ренесанс Страхованию — 68,5 %; по Уралсибу — 25,8 %; по Согласию — 23,1 %; по Альфастрахованию — 27,7 %. Тем не менее, растет вероятность банкротств, вызванных финансовыми затруднениями, а также добровольного ухода компаний с рынка с полным выполнением обязательств. Одновременно страховщики активизируют работу по поиску новых ниш и запуску новых страховых продуктов. В долгосрочной перспективе ситуация 2013 года будет иметь и положительные следствия — создание новых моделей продаж и повышение доверия к страховой отрасли.

Наиболее насущной проблемой пяти крупных региональных страховщиков в 2013 году стало падение рентабельности. Поэтому более популярной стратегией стала санация страхового портфеля — сокращение доли убыточных видов страхования. Массовый характер эта тенденция приобрела во 2-ом полугодии 2013 года [5].

В первую очень это отразилось на комиссиях страховым посредникам. По ОСАГО средняя комиссия упала с 9,0 % за 2-е полугодие 2012 года до 8,4 % за 2-е полугодие 2013 года, по страхованию автокаско — с 20,7 % до 20,2 %.

В 2013 году впервые за много лет компании-лидеры рынка начали активно сворачивать свой бизнес по ОСАГО. Санация страхового портфеля коснулась также сегмента автокаско. В 4-ом квартале 2013 года падение взносов по автокаско было отмечено у 6 из топ-10 лидеров этого рынка.

Четвертым этапом оценки конкурентоспособности страховой фирмы является ранжирование основных страховщиков по безразмерному индексу, который характеризуюет масштаб их бизнеса (Имб). Индекс рассчитывается по формуле:

Индекс(i) = 6,4 х Ai/Amax +2,6 х Bi/Bmax + 4,6 х (Ci/Сmax) (1)

где Аi — выручка компании за отчетный период, руб.;

Вi — общий штат сотрудников, чел.;

Сi — количество филиалов, дочерних компаний

Таблица 1

Данные для расчета безразмерного индекса конкурентоспособности страховых компаний

2011 г

2012 г

2013 г

Выручка, млн.р.

Штат, чел

Ко-во филиалов

Выручка, млн.р.

Штат, чел

Ко-во филиалов

Выручка, млн.р.

Штат, чел

Ко-во филиалов

Росгосстрах

511,7

1257

211

433,0

1127

209

497,0

1156

207

Ренессанс Страхование

21,3

362

160

28,5

358

162

33,5

345

162

Уралсиб

40,5

586

11

35,6

596

13

49,4

613

14

Согласие

24,1

247

32

20,0

245

36

10,8

253

36

Альфастрахова­ние

9,1

312

22

30,8

290

21

38,2

287

20

Итого

606,7

1145

286

547,9

2616

441

628,9

2654

439

 

Компании ранжируются по безразмерному индексу, характеризующему масштаб их бизнеса. В первую очередь он определяется выручкой (с коэффициентом 6,4), которую компании получили за 2013 год Свой вклад в индекс вносят также общий штат сотрудников компании (2.6), и наличие филиальной сети (4,4).

Таблица 2

Расчет безразмерного индекса конкурентоспособности страховых компаний

2011 г

2012 г

2013 г

Росгосстрах

9,0

11,6

10,8

Ренесанс Страхование

2,4

2,8

2,9

Уралсиб

3,1

3,4

3,6

Согласие

3,8

3,6

3,9

Альфастрахование

2,7

2,6

2,9

 

На последующем этапе оценки конкурентоспособности страховой компании рассчитывается и анализируется пятидольный коэффициент концентрации (CR4):

CR4 = ОР / ОР1–5 (2)

где ОР — общий объем реализации страховых услуг, тыс. руб.

ОР1–5 — объемы реализации 1–5-й компании, тыс. руб.

Значение коэффициента будет зависеть от выборки конкурентов, т. е. ТОПа страховых компаний, чем меньше обозначение коэффициента, тем точнее вероятность конкуренции со стороны конкурирующих фирм [4, c. 50].

Таблица 3

Четырехдольный коэффициент концентрации страховой компании

2011 г

2012 г

2013 г

Росгосстрах

46,6

46,0

45,1

Ренесанс Страхование

6,2

8,0

9,2

Уралсиб

8,0

7,2

8,7

Согласие

4,3

5,3

4,6

Альфастрахование

2,7

2,2

2,9

 

На шестом этапе происходит сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик рынка страховых услуг, которое позволяет определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый рынок страховых услуг, оценить степень развитости конкурентной среды на рынке страховых услуг или в его сегменте [7]. То есть проводится непосредственно SWOT –анализ страхового рынка и его основных участников. Выявленные в ходе анализа угрозы и «точки прогресса» регионального страхового рынка можно обобщить в таблице 4.

Таблица 4

Проблемы и угрозы в разбивке на сегменты бизнеса страховых компаний

Сегмент бизнеса

Проблемы 2013 года

Угрозы 2014–2015 годов

Страховая розница

Рост судебных расходов и выплат по нестраховым случаям

Повышение лимитов в ОСАГО без корректировки тарифов

Банкострахование

Рост доли кэптивных страховщиков, крайне высокая доля КВ

Замедление темпов роста розничного кредитования

Корпоративный сегмент

Демпинг и рост доли компаний, обладающих административным ресурсом

Стагнация экономики, сворачивание крупных строительных проектов, снижение тарифов в ОСОПО

Сегмент бизнеса

«Точки прогресса» на уровне страховых компаний (2013 год)

Будущие «точки прогресса» на уровне страхового сообщества и государственного управления (2014–2015 годы)

Страховая розница

Качественное изменение массовых продуктов — ревизия договоров страхования, интерактивное урегулирование. Развитие новых каналов продаж и низкоубыточных сегментов

Стандартизация договоров страхования автокаско, создание актуальной методики расчета ущерба

Банкострахование

Развитие некредитного страхования на базе партнерских отношений с банками

Налоговые льготы в страховании жизни, раскрытие доли КВ

Корпоративный сегмент

Расширение клиентской базы за счет МСБ на основе базы данных по опасным объектам и перевозчикам

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», вступающий в силу с 1 января 2014 года

 

Предложенная оригинальная методика, содержащая ряд элементов и организационных логически последовательных этапов, позволяет наиболее полно раскрыть существенные аспекты проведения анализа конкурентоспособности страховых компаний и дает возможность её конкретной практической реализации самостоятельными страховыми организациями и филиалами на территории России в целом и Республики Мордовия в частности с целью принятия своевременных управленческих решений, связанных с повышением качества страховых услуг, ростом доходов страховой организации и усилением её конкурентной устойчивости на рынке.

Повышение конкурентоспособности страховых компаний осуществимо при выполнении следующих функций:

-          стимулирующая функция, которая направлена на эффективное создание и использование финансовых ресурсов, что является причиной увеличения конкурентных преимуществ. Размер страхового поля, которое отождествляется с максимальным количеством объектов, которые можно застраховать зависит от рыночной доли страховой компании. Таким образом, стимулирующая функция обеспечивает рост эффективности привлечения и использование финансовых ресурсов, для того, чтобы сформировать, удержать и нарастить конкурентные преимущества страховщика.

-          адаптивная функция направлена на организацию и применение страховщиком экономически обоснованных страховых тарифов, правил формирования и размещения страховых резервов в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды. Одними из основных методов, обеспечения конкурентоспособности страховой компании является формирование и размещения страховых резервов и тарифная политика. Процесс, во время которого определяются расходы на страховой продукт — это расчет страхового тарифа или актуарные расчеты. Экономически целесообразные страховые тарифы становятся гарантией финансовой устойчивости страховой компании. Более того, применение привлекательных для страхователей страховых тарифов является также и ценовыми преимуществами для компании. Из этого следует, что одной из целей страховой политике организации можно назвать применение такой тарифной политике организации, при которой учитываются финансовые возможности страхователя и необходимость в повышении эффективности деятельности страховой компании.

 

Литература:

 

1                    Ишкиняева А. Р. Экономическое содержание страховой деятельности на региональном рынке // Российское предпринимательство. — 2011. — № 8 Вып. 2 (190). — С. 132–137. / Электронный ресурс — [Режим доступа]: http://www.creativeconomy.ru/articles/13224/

2                    Москалева Е.Г Методика анализа рентабельности деятельности страховой компании по данным публичной бухгалтерской отчетности / Е. Г. Москалева // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — 42(345). — С. 30–39.

3                    Москалева Е. Г., Канаева О. Ю. Методические подходы к анализу конкурентоспособности страховой компании // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — Тамбов, 2014. — С. 89–91.

4                    Москалева Е. Г. Методические подходы к проведению анализа денежных средств по данным бухгалтерской отчетности страховой компании / Е. Г. Москалева // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — 45(396). — С. 50–61.

5                    Набока М. В. Методика оценки конкурентной среды на рынке страховых услуг // Российское предпринимательство. — 2007. — № 9 Вып. 2 (98). — С. 66–70. Электронный ресурс — [Режим доступа]: http://www.creativeconomy.ru/articles/12148/

6                    Юргенс И. Ю. Страховой рынок в 2014 году: вызовы и перспективы / Электронный ресурс — [Режим доступа]: http://www.insur-info.ru/analysis/953/

7                    Юргенс И. Ю. Стагнация, но не падение / Электронный ресурс — [Режим доступа]: http://www.insur-info.ru/analysis/969/

8                    Информационный ресурс «Страхование сегодня» / Электронный ресурс — [Режим доступа]: http://www.insur-info.ru/statistics/analytics/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle