Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (83) февраль-1 2015 г.

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 3972 раза

Библиографическое описание:

Зайцева, Н. В. Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации / Н. В. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 767-769. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15434/ (дата обращения: 26.04.2024).

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.

На современном периоде модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования — дошкольном образовании.

Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Стандарт выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно — правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно — образовательные услуги дошкольного учреждения.

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника.

Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывание детей в детском саду.

Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым. Очень важно при первых контактах — заинтересовать родителей деятельностью группы и показать работу с детьми в привлекательной форме. Можно сделать презентацию разнообразных мероприятий. Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью можно использовать домашние задания, видеоматериалы, знакомить родителей с лучшим опытом семейного воспитания.

Одна из действенных форм привлечения родителей к активному участию в воспитательно — образовательном процессе и сотрудничеству — встречи, родительские собрания за круглым столом с чаепитием. Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей. Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не могут найти время для занятий, игр и общения с ними. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, сделать его гибким, дифференцированным. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель — вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей. [2]

Важнейшими критериями социального партнерства считаются общие интересы и равенство сторон. В дошкольных учреждениях советского периода, ни о каком равенстве родителей с администрацией и педагогическим коллективом не могло быть и речи условия пребывания в учреждении озвучивались исключительно со стороны учреждения. Однако жизнь диктует новые правила. И вот уже родители — полноправные партнеры, которые могут предъявлять свои требования учреждению, где воспитываются их дети. [3]

Система дошкольного образования, постепенно превращаясь в открытую педагогическую систему, закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Исходя из идеи установления отношений социального партнерства между педагогами и родителями, родители должны занять в воспитании и развитии дошкольников не только партнерскую позицию, но быть готовыми к осуществлению оценки качества дошкольного образования.

Тем не менее, сегодня можно говорить о ряде проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. И прежде всего эти проблемы связаны с готовностью педагогов и родителей к взаимодействию, к совместному решению задач воспитания и развития дошкольников.

Оценивая отношение родителей к взаимодействию, социальному партнерству с педагогами дошкольных учреждений, следует отметить, что к сожалению, большинство современных родителей к реализации этих задач не готовы или недостаточно готовы. [1]

 

Литература:

 

1.      Березина, Т. А. Социальное партнёрство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения/ Т. А. Березина //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С.24 –33.

2.      Пантелеева Н. Г. Социальное партнерство детского сада и родителей. [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL:http://psyedu.ru/journal/2013/4/Panteleeva.phtml

3.      Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Е. В. Рыбак //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С.16 –22.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, родитель, социальное партнерство, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольная образовательная организация, дошкольное детство, единое образовательное пространство, педагогический процесс.


Похожие статьи

Организация социального партнерства дошкольной...

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство.

Система установления социального партнерства дошкольной...

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог, дошкольная образовательная организация.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Педагогические условия организации социального...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, социальная действительность, массовая информация...

Организация социального партнерства дошкольной...

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство.

Система установления социального партнерства дошкольной...

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог, дошкольная образовательная организация.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Педагогические условия организации социального...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, социальная действительность, массовая информация...

Похожие статьи

Организация социального партнерства дошкольной...

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство.

Система установления социального партнерства дошкольной...

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог, дошкольная образовательная организация.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Педагогические условия организации социального...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, социальная действительность, массовая информация...

Организация социального партнерства дошкольной...

Организация социального партнерства дошкольной организации с учреждениями социума на основе Проекта «Детский мюзикл» при реализации федерального государственного образовательного стандарта.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

Проектирование развития открытого образовательного...

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство.

Система установления социального партнерства дошкольной...

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог, дошкольная образовательная организация.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Организация образовательного процесса в дошкольной...

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Педагогические условия организации социального...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, социальная действительность, массовая информация...

Задать вопрос