Библиографическое описание:

Неретина Т. Н. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай» // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 821-824.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

В. Орлов

 

Актуальность

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально — региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию — это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке — это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Цель проекта:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сала.

Задачи проекта:

-           воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

-           расширение представлений о городах России;

-           знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-           развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-           развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

-           формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

-           формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

-           формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип проекта: тематический.

Срок проекта: долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

-           Семья

-           Детский сад

-           Родная улица, район

-           Родной город.

-           Страна, ее столица, символика

-           Права и обязанности (Конституция)

-           Права ребенка (конвенция)

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы

с детьми:

Беседы;

занятия;

рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

творческая речевая деятельность;

утренники, развлечения, конкурсы;

дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»;

сочинение рассказов и сказок о семье;

создание мини-проектов;

с родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

анкетирование;

дни открытых дверей;

Фотоконкурсы;

праздники;

семейные мини-проекты.

Сентябрь

«Моя семья»

1.      Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2.      Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3.      Рисование на тему «Я и моя семья».

4.      Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5.      Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1.      прогулка «Моя улица»

2.      беседа на тему «Наши добрые дела»

3.      Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории

4.      рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5.      составление схемы «Я иду в свой детский сад»

6.      работа с родителями: консультация на тему «История названий улиц села»

7.      оформление папки-передвижки «Мой любимый район»

Ноябрь

«Я живу на земле Югорской»

1.      игра — путешествие «Я живу на земле Югорской»

2.      рассматривание альбома «Города Югры»

3.      беседа на тему «Щедроты Югры»

4.      прогулка «Белая берёза под моим окном»

5.      Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом — моя крепость»

Декабрь

«Наша Родина — Россия»

1.      беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2.      дидактическая игра «Кто живёт в нашей стране»

3.      беседа «Государственная символика России»

4.      рассматривание альбома «Москва — столица нашей Родины»

5.      рисование «Русский национальный костюм»

6.      Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия — Родина моя»

Январь

«Краса ненаглядная»

1.      беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2.      рисование «Золотая хохлома»

3.      аппликация «Гжельская роза»

4.      лепка дымковской игрушки «Индюк»

5.      рисование «Тверская матрёшка»

6.      Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»

Февраль

«День защитника Отечества»

1.      беседа на тему «Что лучше — худой мир или хорошая война?»

2.      рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3.      подвижная игра «Защита границы»

4.      ручной труд: «Бескозырка, пилотка, бинокль»

5.      рассматривание картины «Богатыри»

6.      Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап: «Есть такая профессия — Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1.      беседа на тему «Мама — самое прекрасное слово на земле»

2.      составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3.      рисование «Портрет моей мамы»

4.      игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение?»

5.      чтение стихов о маме

6.      Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Обь — река Сибири».

1.                  беседа о реке Обь, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки и людей, которые трудятся на реке.

2.                  рисование на тему «Богатства речные»

3.                  аппликация «Подводное царство»

4.                  беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»

5.                  Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1.      беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2.      экскурсия к памятнику погибших воинов во время Великой Отечественной войны

3.      встреча с фронтовиком

4.      встреча с ветеранами труда и детьми войны

5.      рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

6.      слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

7.      Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг — другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека — гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle