Библиографическое описание:

Жиркова И. П. Стратегическое планирование сельскохозяйственных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 419-421.

В данной статье описывается подход к разработке стратегического планирования в сельскохозяйственных предприятиях. Отмечается, что стратегия зависит от определения конкурентного преимущества, от развития ресурсов и производственных возможностей, которые обеспечивают устойчивое превосходство в этом изменчивом мире. В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность. В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии. В заключении рекомендуется разрабатывать бизнес планы на предприятиях, что поможет им решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, стратегии и тактики их достижения, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей.

Ключевые слова: стратегическое планирование, планированиесельскохозяйственное предприятие, бизнес-план, рыночная экономика, агропромышленный комплекс (АПК).

 

В сельскохозяйственных предприятиях развитие рационального и стратегического планирования не наблюдается. В связи с этим для предприятий важным аспектом является стратегическое планирование, оно позволит уточнять и оптимизировать общегосударственные прогнозы и программы по регулированию сельскохозяйственного производства. Процесс стратегического планирования может стать инструментом, помогающим обеспечить базу для успешного управления предприятием.

Применение планирования на предприятиях создает следующие важнейшие преимущества: увеличивает возможности в обеспечении предприятия необходимой информацией; способствует более рациональному использованию ресурсов; проясняет возникающие проблемы и риски; улучшает координацию действий и контроль в организации. [3, с. 3].

В условиях рыночных отношений любая организационная форма производства должна планировать свою деятельность, в противном случае она становится объектом чужого планирования. Известно, что в условиях рыночной среды главным регуляторам экономических отношений является цена, т. е. действуют законы спроса и предложения, сильное влияние оказывают факторы внешней среды, внешней деятельности предприятия, региона [2, c.132].

Отсюда внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых, стратегических решений. Успех предпринимательской деятельности организации (предприятий, фирм, компаний) предполагается в первую очередь тем, насколько тщательно продуманы и определены цели бизнеса и средства их достижения. Не случайно планирование считается одной из ключевых функций экономики.

В зависимости от направленности различают три вида планирования:

-        стратегическое, или перспективное;

-        среднесрочное;

-        тактическое или текущее (бюджетное);

Стратегическое планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются новые возможности фирмы, например: расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение профиля. Стратегическое планирование можно рассмотреть как совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого, в то же время существует устойчивая связь и влияние каждого процесса на остальные.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Структура стратегического планирования. [4, c.5]

 

Стратегическое планирование охватывает период в 10–15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах. Поэтому данная проблема является актуальной и соответствует современным требованиям рыночной экономики.

Производственная деятельность в сельскохозяйственном производстве характеризуется общей неустойчивостью, несбалансированностью и низкой эффективностью. Принципы, формы и методы функционирования должны коренным образом меняться;

В результате непродуманной и неэффективной политики в аграрной сфере за годы рыночных преобразований многие сельскохозяйственные предприятия находятся в кризисном состоянии, при этом это затронуло не только объем и ассортимент, но качество производимой продукции.

Выход из экономического кризиса и возрождение отечественного АПК требует высокого уровня организации и управления. Это может обеспечить только стратегическое планирование, приспособленное к условиям рыночной экономики, консолидирующие производственные, социальные и субъективно-личностные факторы, направленные на достижение оптимального сочетания творческого потенциала с современной технологией и человеческими ресурсами.

Основным составляющим стратегического плана предприятий и организаций на краткосрочную перспективу является бизнес-план. Бизнес-план входит в практику рационального агропромышленного предпринимательства как инструмент стратегического планирования и как необходимая документация для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также государственных и управляющих органов [1, с.186].

Методологически бизнес план можно охарактеризовать как краткое, точное, доступное понятие описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения, что особенно важно для неплатежеспособных предприятий АПК.

Целью разработки бизнес-плана является поиск инвесторов, стратегическое представление перспективы развития предпринимательства. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи: определить конкретное направление деятельности фирмы, сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии, оценить соответствие кадров и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей, оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей. [1, с.179].

В этой связи бизнес-план может рассматриваться как индикатор степени достижения успеха. Бизнес-план является документом, позволяющим определить направление действий и управлять предприятием. В этом аспекте бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования и руководство для исполнения и контроля. В бизнес-плане цели и задачи переводятся в язык цифр, благодаря чему можно сравнивать свои прогнозы с реальными результатами, что помогает обеспечить контроль.

 

Литература:

 

1.         Е. С. Вайс, В. М. Васильцова, Т. А. Вайс, В. С. Васильцов. Планирование на предприятии (организации) — 5-е изд., стер — М.: КНОРУС, 2012. — 336 с.- (Бакалавриат).

2.         Личко К. П. Прогнозирование и планирование развитие агропромышленного комплекса — М.: КолоС, 2007.-286 с.

3.         Меняйло Г. В. Учебное издание «Технология стратегического планирования», Практикум для вузов 2007 Изд: Воронежского государственного университета.

4.         Поделинская И. А., Бякин М. В. Стратегическое планирование Учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. — 55с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle