Автор: Рябова Марина Анатольевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 1976 раз

Библиографическое описание:

Рябова М. А. Стратегическое планирование - центральное место стратегического управления агропромышленным комплексом // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.1. — С. 184-188.

Термины «стратегическое планирование» и «стратегическое управле­ние» в обыденной речи часто воспринима­ются как синонимы. Однако это не так. Строго говоря, стратегическое управление состоит из стратегического планирования, реализации вы­работанной стратегии и стратегического контроля. Но и в теории, и на практике самое сложное — это составление стратегического плана раз­вития той или иной организации, того или иного проекта. Именно по­этому стратегическое планирование необходимо рассматривать как цен­тральное звено стратегического управления.

Стратегический план - программа укрупненных действий для дос­тижения поставленных целей. Стратегическое планирование — процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Страте­гическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и дос­тижение выбранных целей путем использования имеющихся преиму­ществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкрет­ных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых це­лей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих уп­равленческих процедурах.

Последовательность действий, составляющих стратегическое пла­нирование, представлена на рис. 1. Все начинается с выработки мис­сии и целей. Сформулированная миссия позволяет определить изме­римые цели, выраженные в соответствующих показателях. На практике после уточнения целей нередко вновь уточняется миссия, и цикл начи­нается заново.

Рис. 1. Цикл стратегического планирования

Следующий шаг стратегического планирования — это определение параметров внешней среды, влияющих на деятельность организации. Такая работа имеет исследовательский характер и нередко выполняет­ся сторонними организациями. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, та­ким образом, процедура стратегического планирования вновь возвра­щается на первоначальный этап.

Успех любой стратегии, любого плана проверяется результатами их внедрения, реализации. Известно, что на практике по тем или иным причинам реализуется лишь небольшой процент сформулированных и даже обнародованных стратегий. По данным официальной статисти­ки США, из списка наиболее успешных компаний Fortune-500 через 10 лет после опубликования выбывает примерно половина. Можно при­вести в качестве аналогичного примера судьбу отечественных новоис­печенных и весьма успешных лидеров сферы информационных техно­логий начала 90-х годов XX века - Sunrise, «Лэнд» и др.,- к началу нового столетия о них уже мало кто мог даже вспомнить. Каковы бы ни были произошедшие за этот период изменения окружающей среды бизнеса, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что и стра­тегии этих организаций не выдержали испытания временем.

Насколько важно определить изначальные цели развития, показы­вает пример нашей страны. Многие показатели социально-экономи­ческого развития, запланированные в начале 60-х годов как рубежи построения коммунизма, были действительно достигнуты, как и наме­чалось, к 80-м годам, но не принесли удовлетворения обществу прежде всего потому, что находились в плену базовых, уже сложившихся уста­новлений и ограничений и ни в коей мере не посягали на реорганиза­цию структуры внутреннего и внешнего пространства экономической и социальной деятельности. Все дело было в том, что в программах на­чала 60-х годов главный упор делался на объемных показателях мате­риального производства. Именно они были декларированы как при­оритетные цели, в то время как требовался учет новых тенденций развития изменившегося мира, учет социальной и политической состав­ляющей, учет эффективности распределения, учет все возрастающего третичного сектора общественного производства в противовес произ­водству вещественных материальных благ.

На следующем этапе стратегического планирования проводится так называемый СВОТ-анализ, который выявляет положительные и отрица­тельные внешние и внутренние факторы деятельности организации или проекта [1]. Стратегический анализ включает в себя не только анализ плю­сов и минусов существующей ситуации, но и внешних тенденций. Резуль­таты СВОТ-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и дополнить исследование внешней среды. Именно этот шаг на схеме (см. рис. 1) представлен пунктирными линиями.

Формулировка миссии, целей, СВОТ-анализ — все эти элементы стратегического планирования с успехом использовались и использу­ются в практике не только коммерческих, но и государственных орга­низаций, причем они использовались несколько столетий назад.

Агропромышленный комплекс, как и другие сферы и секторы экономики, пытается ставить и решать стратегические задачи, дополнить существующую систему планирования элементами и механизмами индикативного и стратегического планирования.

Ключевым вопросом развития отрасли является вопрос - в какой мере стоит планировать гармоничной развитие всех отраслей, в связи с существующей общемировой тенденцией межстрановой и межконтинентальной специализации на производстве тех или иных видов продукции сельского хозяйства. Другими словами, необходимо предусмотреть, в какой мере необходимо запланировать импорт и экспорт продукции, а в какой - производство для собственных нужд населения и промышленности. Эти вопросы тесно связаны с экспортно-импортной политикой государства в целом и в масштабах отдельной конкретной сельскохозяйственной отрасли.

Разработки отечественных ученых по проблемам стратегического планирования, в основном, строятся на зарубежной методологии; отсутствуют научно обоснованные методики и рекомендации отраслевого характера, в частности, по стратегическому планированию и управлению в аграрном секторе экономики.

Постоянно изменяющаяся внешняя среда, усиливающаяся конкуренция на агропродовольственных рынках, непрерывно совершенствующиеся и обновляющиеся технологии, появление более гибких управленческих структур и организаций, сложность принятия управленческих решений (последствия ошибок становятся все более серьезными), рост ожиданий потребителей, диверсификация персонала, сокращение жизненного цикла продукта, возникновение новых стратегических альянсов и ряд других факторов требуют от субъектов АПК нового уровня планирования своих долгосрочных целей и эффективных стратегий, что, естественно, актуализирует избранную тему исследования.

Развитие агропромышленного комплекса является стратегическим при­оритетом государственной социально-экономической политики. Наряду с задачей увеличения производства и повышения качества отечественных про­дуктов питания в агроэкономике, важное значение имеют социальные про­блемы, как всего российского общества, так и его регионов, в особенности тех, которые имеют существенные диспропорции в социально- экономическом развитии и значительное отставание по жизнеспособности сельских регионов, здоровью населения, качеству пищевых продуктов.

В системе прогнозирования и стратегического планирования регио­нального агропромышленного комплекса, с учетом его специфики и исходя из основ прогнозирования российской экономики, важное место занимает комплексный анализ тенденций развития агропромышленного комплекса за предшествующий период и выявление особенностей его ресурсного потен­циала.

В Ульяновской области принята «Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года», где определены перспективы развития агропромышленного комплекса в районах Ульяновской области. На долю сельского хозяйства (на 01.01.2008) приходится 10,4% валового регионального продукта.

В сельской местности проживает 351,9 тыс. человек или 26,8 % от общей численности населения Ульяновской области. В сельском хозяйстве Ульяновской области занято 80,4 тыс. человек, или 14,0% от работающего населения Ульяновской области.

В Ульяновской области во всех категориях хозяйств имеется 2083,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий (56 % территории), из них 1604,1 тыс. га – пашня (1,1% от сельхозугодий и 1,4% от пашни России; 4,0% от сельхозугодий и 4,7% от пашни по ПФО).

Сельскохозяйственным производством в Ульяновской области занимаются 278 сельскохозяйственных организаций, 1710 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 253 тыс. семей имеют личные подсобные хозяйства. В структуре основных фондов доля отрасли в Ульяновской области составляет 6,8%.

Основными отраслями сельскохозяйственного производства являются: молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство, выращивание зерновых и производство технических культур.

На протяжении пятнадцатилетнего периода (1990-2005 гг.) развитие агропромышленного комплекса Ульяновской области (далее - АПК) характеризовалось снижением темпов экономического роста и сокращением ресурсного потенциала: объём производства сельскохозяйственной продукции в 2006 году составил 67% к уровню 1990 года, что значительно ниже показателей по Приволжскому федеральному округу (87,1%) и по России (75,3%).

Основной причиной снижения производства продукции растениеводства является сокращение посевных площадей, что объясняется комплексом взаимосвязанных причин (износ машинно-тракторного парка, дефицит людских ресурсов, снижение спроса на корма в связи с сокращением поголовья скота, непропорциональный рост цен на материально-технические ресурсы, низкое количество вносимых удобрений и др.).

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2,3 млн. га, в том числе 2,1 млн. га сельскохозяйственных угодий. В гораздо большей степени, чем в растениеводстве, сократилось производство продукции животноводства.

В 2007 году по сравнению с 1990 годом в хозяйствах всех категорий в несколько раз снизилось производство мяса, молока, яиц и других видов сельскохозяйственной продукции.

Основной причиной этого является сокращение численности поголовья скота, которое в хозяйствах всех категорий по данным на 1 января 2008 года в сравнении с 1990 годом уменьшилось в разы.

В настоящее время результаты деятельности АПК Ульяновской области, несмотря на снижение сегодняшних показателей к уровню 1990 года, характеризуются позитивными тенденциями, начавшимися в 2005 году. По итогам работы за 2005-2007 годы в отрасли отмечается экономический рост. По итогам 2007 года объём выпуска сельскохозяйственной продукции составил 16,8 млрд. рублей или 100,6% к 2006 году. В 2006 году по отношению к 2005 году рост объёма выпуска сельскохозяйственной продукции составил 104,4%; в 2005 году по отношению к 2004 году – 101,7%. В 2007 году в сельском хозяйстве Ульяновской области второй год подряд обеспечен положительный финансовый результат. Если в 2005 году по отрасли был получен убыток в размере 93,6 млн. рублей, то в 2006 году – прибыль в размере 125,6 млн. рублей, в 2007 году – 745 млн. рублей прибыли. Уровень рентабельности по Ульяновской области составил в 2007 году +19%, в 2006 году - + 4%. В 2007 году снизился удельный вес убыточных хозяйств с 50% в 2006 году до 28%. Таким образом, можно отметить улучшение эффективности сельскохозяйственного производства.

Фактическому улучшению эффективности сельскохозяйственного производства за последние два года в значительной степени способствовали меры государственной поддержки.

Кроме увеличения бюджетной поддержки на экономический рост повлияло и улучшение инвестиционной привлекательности региона.

В стратегическом плане дальнейшее развитие АПК Ульяновской области при сохранении многоукладной аграрной экономики должно быть направлено на развитие крупно-товарного производства сельскохозяйственной продукции.

Ведущую роль в АПК Ульяновской области будет играть агроиндустриальный кластер, представляющий собой особую социально-экономическую систему, результаты функционирования которой в значительной мере определяются совокупностью внешних условий, таких как состояние социальной сферы села, помощь государственных органов власти и влияние инорегиональных субъектов.

Развитие бизнес-составляющей агроиндустриального кластера Ульяновской области будет осуществляться на основе его дальнейшего структурирования по продуктовому принципу с учётом перспективных отраслей специализации муниципальных образований Ульяновской области по основным видам производимой ими продукции. В результате будет образовано 6 основных подкластеров: мясо-продуктовый; молочно-продуктовый; зерно-продуктовый; плодоовощной; масличный; свекло-сахарный.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», направленного на привлечение крупного бизнеса в аграрный сектор экономики, позволило создать такие структуры. Примером может служить создание в Ульяновской области вертикально интегрированного агропромышленного холдинга по производству и переработке зерна группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО); строительство свино-комплексов мясокомбинатом «Диком».

Учитывая сложившиеся рыночные тенденции, к 2020 году необходимо увеличить объёмы производства высококачественной пшеницы твёрдых и сильных сортов. В перспективе планируется довести производство зерна пшеницы до 745,0 тыс. тонн в 2011 году с дальнейшим увеличением к 2020 году до 900-1000 тыс. тонн. Урожайность зерновых культур в среднем по Ульяновской области должна составить 28-30 центнеров с гектара.

Для эффективного управления реализацией Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года (далее – Стратегия) необходимо формирование системы стратегического управления развитием Ульяновской области, что подразумевает выделение ряда новых функциональных блоков стратегического управления и совершенствование работы уже имеющихся путём придания им дополнительных функций и включения в системные связи с вновь создаваемыми элементами.

Система стратегического управления развитием Ульяновской области предполагает выработку механизмов эффективного взаимодействия и согласования стратегических решений с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований, а также руководством крупнейших предприятий Ульяновской области.

Функции стратегического управления в Ульяновской области реализуются на трёх уровнях – региональном, муниципальном и уровне хозяйствующих субъектов.

Стратегический план не является чисто административным до­кументом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответ­ствии с которым все заинтересованные лица — руководство, соб­ственники, работники, клиенты, общественность, - принимают на себя определенные обязательства. Стратегический план — это не столько директива, сколько свод согласованных правил и требова­ний к персоналу предприятия, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития организа­ции, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен не только на поиск приоритетных направ­лений развития организации, но и на поиск определенного консен­суса, на вовлечение в принятие решений — а значит, и в их реализа­цию - широкого круга работников организации. Таким образом, речь идет о механизме стратегического партнерства как внутри, так и за пределами организации, т. е. о механизме поиска стратегичес­ких ориентиров и обеспечения согласованных действий по их дос­тижению. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие организации, с учетом их интересов и при их участии. План адресован не только руководству предприятия, но и работникам, клиентам, инвесторам и собственникам. Он задает ориентиры для всех, показывает перспективу развития организации.

Перспективы необходимого и возможного возрождения сельского хо­зяйства и всего агропромышленного комплекса связаны с инновационными факторами развития, со структурной перестройкой и комплексным решением социальных проблем села. Успехи сельского хозяйства развитых и ряда раз­вивающихся стран позволяют оптимистично смотреть на перспективы раз­вития агропромышленного комплекса при преодолении имевших место нега­тивных тенденций. Преодолеть сложившиеся негативные тенденции в раз­витии агропромышленного комплекса в целом по стране и в регионах воз­можно на основе выработки и последовательной реализации долгосрочной стратегии инновационного обновления и повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса как центрального звена перспективной соци­ально- экономической и аграрной политики государства.

В стратегии необходимо предусмотреть дифференцированную инно­вационную политику для разных экономических укладов агропромышленно­го комплекса. Приоритетное внимание необходимо уделить инновационному обновлению и повышению продуктивности хозяйств. Необходимо создать региональные центры и сеть агрозоотехниче­ских пунктов, которые могли бы осуществить бонатировку почв, снабжение и прокат сельхозтехники, снабжение качественными семенами и продуктив­ными породами скота, агрономическое и зоотехническое обслуживание хо­зяйств, создать действенную и эффективную систему по переработке и про­даже сельскохозяйственной продукции, оказывать помощь государственным племенным и семеноводческим хозяйствам как очагам инновационного об­новления аграрного сектора, развивать научные исследования с учетом на­циональных традиций в экономике .

Как показывает зарубежный и отече­ственный опыт, в стратегии долгосрочного развития АПК важное значение имеет развитие транспортной системы , учет товарности всей сельскохозяй­ственной продукции, высокой порайонной и внутрихозяйственной специали­зации производства.

Россия еще только подходит к необходимости стратегического пла­нирования. Разумеется, и в нашей стране у него есть определенные предшественники, как в теории, так и особенно в практике управле­ния. План ГОЭЛРО, в частности, был ориентирован на создание но­вых возможностей по проведению индустриализации всей страны и в этом отношении представлял собой вектор «из будущего», как и в целом стратегия индустриализации, да и любая стратегия прорыва.


Литература:
  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник — М.: Гардарики, 1998.-С. 69-86.

  2. Гапоненко A.Л. Стратегия социально-экономического развития; стра­на, регион, город. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - С. 17-31.

  3. Гапоненко A.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. - С. 294—298.

  4. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. — СПб.: Питер, 2001. - С. 290-298.

  5. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 1998.-С. 47-69.

  6. Кадиев А.А. Прогнозирование и стратегическое планирование регионального агропромышленного комплекса.- uploads/2010/02/kadiev-aa.

  7. Чемезов А.С. Развитие стратегического планирования в сельском хозяйстве: на материалах АПК Свердловской области: диссертация ... канд.экон.наук: 08.00.05 / Чемезов Алексей Сергеевич; [Место защиты: Ур. гос. с.-х. акад.].- Екатеринбург, 2008.- 222 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-8/1024

  8. www.mcx.ru

  9. http://ulgov.ru/gov

Основные термины (генерируются автоматически): Ульяновской области, стратегического планирования, агропромышленного комплекса, стратегического управления, АПК Ульяновской области, сельскохозяйственной продукции, развития Ульяновской области, хозяйстве Ульяновской области, развития агропромышленного комплекса, населения Ульяновской области, социально-экономического развития Ульяновской, стратегического управления развитием, сельском хозяйстве Ульяновской, развитием Ульяновской области, агропромышленного комплекса Ульяновской, производства сельскохозяйственной продукции, управления развитием Ульяновской, Цикл стратегического планирования, стратегического управления агропромышленным, шаг стратегического планирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос