Библиографическое описание:

Уразалиева Р. М., Тауипбаева А. Т., Кушекбаева Ж. С., Аббасова Л. Х. Особенности гражданско-патриотического воспитания в казахской этнопедагогике // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 564-566.

В своем послании «Казахстан-2030», Президент Казахстана определил в качестве приоритетов долгосрочного развития страны национальную безопасность и упрочение независимости. Основная задача образования и воспитания — воспитание патриота, гражданина своей страны. Соответственно, уровень патриотизма является показателем оценки уровня воспитания студентов. Создание системы образования, отвечающей мировым стандартам, является сегодня крайне важной проблемой для Казахстана, так как именно система образования служит ведущим инструментом построения демократического, правового государства, обеспечивает экономическое и культурное развитие страны. В связи с этим реформирование системы образования необходимо проводить на основе научной теории, научных концепций и моделей всесторонней модернизации образования с привлечением необходимых для этого кадровых и экономических ресурсов, что позволит республике достойно войти в мировую образовательную систему.

Идейно-воспитательная работа государства, направленная на ускорение социально-экономического развития и обновление задач в политическом и духовном мире, определяется векторами выбранной общей стратегии развития. Обретенная независимость государства сформировала благоприятные условия для развития национального мировоззрения, в том числе и других национальностей и народов Казахстана. Необходимость воспитания патриотизма у  казахстанской молодежи также говорит об актуальности выбранного направления исследования.

Глава государства Н. А. Назарбаев, во время встречи со студентами, указал на необходимость патриотического воспитания молодежи. Можно сказать, что это является своего рода указанием, программой образования на основе народной педагогики и патриотического воспитания.

Воспитательная система, сформировавшаяся в последние годы, имела повествовательный характер, и не предусматривала участие молодежи в общественно полезных делах.

Сегодня требуется заново рассмотреть многие вопросы, формы и методы воспитания. Это особенно важно, так как сегодняшний день требует от молодежи сдержанности, стойкости, решительности, героизма, настойчивости, знаний и воспитанности.

В последнее время появилось понятие «Казахстанский феномен». Однако, это только начало пути. Чтобы соответствовать этому понятию, страна должна всесторонне развиваться и далее. Казахский народ — патриотичный, гуманный народ. Это не результат влияния извне, а достоинства, формирующиеся и развивающиеся внутри, в контексте культуры. Однако эти качества необходимо развивать посредством образования и качественного воспитания.

Важная составляющая национальной педагогики – это патриотическое самосознание, духовное наследие народа и научные взгляды.

События, произошедшие в декабре 1986 года, оказали огромное влияние на развитие патриотизма и  национальных патриотических принципов.

Вместе с получением независимости и получением казахским языком статуса государственного языка, исследование духовных ценностей и исторического наследия является одной из актуальных проблем современной гуманитарной науки.

Понятие «Социалистический патриотизм», существовавшее в высших учебных заведениях Советского Союза, которое было основой воспитания молодежи, исчерпало себя в связи с распадом идеологии. В настоящее время патриотизм направлен на развитие экономики, на демократизацию общества и на стимуляцию объединения сил.

Все это обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе патриотизма и интернационализма. В новой программе развития образования Республики Казахстан четко указано, что каждый гражданин должен любить Отчизну, уважать Родину, гордиться национальными традициями и ценностями, неустанно трудиться на ниве укрепления мира и межнационального согласия.

Одной из важных задач идейно-воспитательной работы является патриотическое воспитание. Патриотизм проявляется, в том числе и в борьбе за мир, профилактике радиационных, экологических и террористических катастроф, установлении международных связей с другими независимыми государствами и т. д.

В настоящее время, ученые, которые занимались исследованиями в сфере общественно-гуманитарных наук, подготовили научное обоснование накопленного веками народного наследия. В том числе проведен теоретический анализ на основе передовых достижений таких наук, как философия, психология, педагогика и т. д.

Большой вклад в этот процесс внесли такие казахстанские ученые, как К. М. Аргынгазин, К. Ж. Аганина, Ш. А. Абдраман, Е. З. Батталханов, К.Болеев, К. Б. Жарикбаев, С. Т. Каргин, Г. М. Кертаева, С.Калиев, К. Ж. Кожахметова, С. А. Узакбаева. В частности, проблемами этнокультуры занимались М. Х. Балтабаев, Ж. Ж. Наурызбай, А. С. Сейдимбек, патриотическое воспитание рассматривалось в трудах С. К. Нурмукашевой, Н. Р. Рамашовой.

В своем труде «Введение в смысловую педагогику», К. М. Аргынгазин указал на необходимость перехода классно-урочной системы на классную систему образования и воспитания, на переориентировку обучения на новую модель целостного педагогического процесса.

В трудах таких ученых, как К. М. Аргынгазин, А. А. Бисенбаев рассматривается процесс формирования образования, использование духовного богатства и сила примера на пути перехода на новую модель (парадигму) воспитания. Развивая этот процесс, многие ученые использовали наследие народной педагогики, средства физического и музыкально-эстетического воспитания. Эти вопросы затронуты в трудах Р. К. Дуйсенбиновой, Т. А. Кышкашбаева, И. Оршыбекова, Е.Сагиндикова и т. д. В частности, У. К. Санабаев исследовал патриотическое воспитание сотрудников внутренних войск министерства внутренних дел Республики Казахстан.

В своем труде «Патриотическое воспитание старших школьников на основе казахский героических эпосов», А. А. Бейсенбаева уточнила сущность, структурные компоненты и функции понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», разработала механизм внеклассного патриотического воспитания на основе казахских героических эпосов.

В работе «Педагогические условия формирования субъекта этноса в условиях общеобразовательной школы», Р. М. Айтжанова конкретизировала педагогические основы формирования учащихся общеобразовательной школы как субъекта этноса, разработала теоретическую модель формирования учащихся школы как субъекта этноса.

Многие ученые республики исследуют проблему интернационально-патриотического воспитания. Они проводят исследования по таким направлениям. как национальные традиции и патриотическое воспитание, проблемы военно-патриотического, интернационального, морального и героического воспитания (С.Ешимханов, Р. С. Елубаева, Е.Жуматаева, И. Т. Иманбаева и т. д.).

Последние годы возросло значение казахстанского патриотизма. В связи с этим можно назвать труды К. Т. Абильгазиевой, Г. Б. Базаргалиева, Д. С. Кусаиновой, А. К. Салимолдавой и т. д.

Ученые, рассмотревшие некоторые вопросы патриотического воспитания - С. А. Абдиманапов, Л. А. Шкутина и т. д.

Тем не менее, анализируя научные труды вышеуказанных ученых, мы пришли к выводу, что данная проблема не полностью исследована. Можно утверждать, что в данное время в обществе не полностью рассмотрен такой объект исследования, как этнопедагогические основы патриотического воспитания студентов.

В высших учебных заведениях сфера патриотического воспитания сильно нуждается в научно обоснованных указаниях. Вместе с тем, анализируя учебно-воспитательную практику высших учебных заведений, можно сказать, что существует противоречие между историко-педагогической и этнопедагогической необоснованностью патриотического воспитания и потребностью использования этнопедагогических принципов для формирования настоящих патриотов.

Многие просветители казахского народа, внесшие вклад в развитие народной педагогики, в свое время подверглись изгнанию. Это привело к сильному торможению роста национальной культуры. Были введены ограничения на проведение этнопедагогических исследований. Изучение национальных традиций и введение их в повседневную жизнь считалось чем-то диким. Народные традиции потеряли общественную суть и приобрели семейный характер. Но, спустя некоторое время, они введены в основы воспитательной работы высших учебных заведений. Воспитательные работы основывались на коммунистической идеологии, велись на русском языке. Казахский язык стал постепенно забываться.

Учебники и учебно-методические пособия  в то время использовались переводные с русского языка, и в них не учитывались особенности казахского языка. Студенческие организации в процессе всестороннего воспитания молодежи, основывались на принципах коммунистического воспитания. В учебно-воспитательных программах и методических указаниях не учитывались особенности народного воспитания. В связи с этим, невозможно проводить воспитательную работу, не уточнив некоторые моменты. Переход республики с одной политической системы на другую, привел к кризису патриотического воспитания. В этих условиях, возникла потребность уточнения новых понятий. Через понятия, правила и принципы, в самосознании студентов формируются знания, а знания, в свою очередь, дают направление деятельности. По нашему рассуждению, понятия, на которых основывается патриотическое воспитание — «национальный патриотизм» и «казахстанский патриотизм».

В формировании национального патриотизма традиции играют важную роль. Национальный патриотизм - это любовь к своему народу, усвоение национальных ценностей. В своих исследованиях мы видим, что в высших учебных заведениях очень важно патриотическое воспитание на основе этнопедагогического образования. В независимой стране национальное патриотическое воспитание должно вестись на высоком уровне, так как от этого зависит формирование в будущем поколении национальных ценностей. В высших учебных заведениях должно быть всесторонне организовано патриотическое воспитание студентов. Этнопедагогика — основа народного воспитания. Средства народного воспитания: народный язык, народные традиции, устное народное творчество, история народа, прикладное искусство, национальные игры и т. д. Все они определяют особенности национального воспитания.

 

Литература:

 

1.                  Мухаметзянова Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: автореф. … канд. пед. наук:.13.00.01. — Казань: Государственный педагогический институт, 1973. — 23 с.

2.                  Ж. Ш. Балкенов Отанға деген сүйіспеншілікті тәрбиелеу мәселелері //Қарағанды мемлекеттік университетінің хабаршысы. Педагогика сериясы. — 2004. — № 4(36). — Б.160–163.

3.                  Уразалиева Р. М. Студенттерге ұлттық ерлік негізінде азаматтық-патриоттық тәрбие беру формалары мен әдістері //Жас ғалымдар, студенттер және оқушылардың республикалық ғылыми-конференция материалдары. Т.15. Жас ғалымдар. — Павлодар, 2005. -Б.144–147.

4.                  Е.Ж.Қожамжаров. Студенттердің бойында ұлттық патриотизмді қалыптастыру мәселелері //Қазақстан Республикасындағы білім беру жүйесінің даму жағдайы және перспективалары: Республикалық ғылыми-практикалық конференция материалдары. — Қарағанды, 2006. — Б.184–186.

5.                  Отансүйгіштік тәрбие-басты міндет //Қазақстан мектебі. — 2005. — № 5–6. — Б.3–5.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle