Библиографическое описание:

Атамуродов Ш. У., Исаков Ж. З. Системный подход к формированию здорового образа жизни у учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 431-434.

Глубокое изучение и совершенствование механизмов, составляющих здоровый образ жизни, поднятие заботы людей о своём здоровье на жизненно необходимый уровень является актуальной проблемой при формировании здорового образа жизни. Для этого важно обратиться к истории, знать, какое значение придавали этому вопросу в разное время представители разных народов. Проблема формирования здорового образа жизни становится главной темой научных изысканий в разных направлениях.

Здоровая среда играет важную роль в развитии и совершенствовании общества. Создание необходимых условий жизни для людей является существенным фактором ведения полноценного здорового образа жизни.

Проводимые в нашей республике на сегодняшний день коренные реформы обращены процветанию общества, и особое внимание уделяется тому, чтобы каждый гражданин чувствовал своё место и достоинство в ведении здорового образа жизни. Президент Республики Узбекистана И. А. Каримов в каждом своём выступлении подчёркивает, что человек достоин вести здоровую полноценную жизнь, акцентирует внимание, в особенности, на ответственности каждого из нас в воспитании молодёжи. Исходя из этого, возникает необходимость применения системного подхода исследования в воспитании учащейся молодёжи здоровым, гармонично развитым поколением, их профессиональной ориентированности, привитии составляющих здоровый образ жизни факторов (материальных, духовных, психологических и др.) в содержание образования. Одной из актуальных задач сегодняшнего дня является повышение духовного потенциала учащейся молодёжи, формирование у них знаний, навыков и умений в этой области.

В годы независимости Республики Узбекистан учёные-педагоги Шарипова Д. Ж., Хасанбоев Ж. Ж., Тўрақулов Х. А., Маннанова Н. Ш., Шахмуродов Г. А., Юлдашева С., Жамалиддинова О. Р., Сафарова Д. Д., Тоирова М. Т., Усманходжаев Т. С., Фузалова Г. С., Хонкелдиев Ш., Абдуллаев А., Ахматов М. С., Ташпулатов Ж., Ахмедов Ф. К., из учёных-медиков Арзикулов Р., Расулов А., Халимова Д., Муминов Н., Турсунов С. Т., Нодиров Н. М., Троши В. Д., Замров К. С., Бабажинов С. Н., Махкамов М., Атабоев Ш. Т. в своих статьях, научных диссертациях, монографиях, учебных пособиях ведут исследования по вопросам формирования здорового образа жизни у учащихся, применения в этой деятельности передовых педагогических технологий. По данным специалистов, существуют следующие факторы формирования здорового образа жизни:

-        материальные;

-        духовные;

-        психологические;

-        физические;

-        интеллектуальные;

-        ценностные.

Наше исследование от вышеназванных научных работ отличается тем, что в целях совершенствования научно-методического обеспечения подготовки учащихся к профессиональной деятельности мы проанализировали знания учащихся о материальных, духовных, психологических, физических, интеллектуальных, ценностных факторах здорового образа жизни путём опроса.

Исследование было проведено среди учащихся отделения физического воспитания педагогического колледжа г. Джизака. Учащимся были розданы анкеты с вопросами, и получены следующие ответы. По мнению учащихся, здоровый образ жизни — это иметь:

-        престижный дом, квартиру, машину;

-        высокооплачиваемую работу;

-        правильный подход к работе;

-        полную материальную обеспеченность;

-        состоятельную семью;

-        быть духовно богатым;

-        не ходить без дела, трудиться;

-        воспитанность на основе духовных ценностей;

-        чистое сердце, совестливую душу;

-        быть гармонично развитым, высокообразованным;

-        здоровую атмосферу в семье;

-        всеобщий мир, благосостояние Родины, махалли;

-        не болеть, беречь нервы, правильно питаться;

-        не курить, не употреблять спиртное;

-        регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом;

-        иметь хорошую профессию;

-        умело использовать наследие предков.

Было выяснено, что учащиеся имеют представления о здоровом образе жизни. Но всё же в процессе профессиональной подготовки, соблюдении учащимися здорового образа жизни чувствуется недостаточность научно-методических основ. Несравнимо место науки в совершенствовании научно-методического обеспечения подготовки учащихся к профессии. Результаты проведённых в этой сфере работ позволяют создать подвижную модель формирования здорового образа жизни. Значит, создание данной модели требует применения передовых педагогических технологий. С помощью модели предлагаем учащимся следующие факторы здорового образа жизни (МФЗОЖ):

Ф1 (М) — материальные;

Ф2 (Д) — духовные;

Ф3 (П) — физические;

Ф4 (Ф) — психологические;

Ф5 (И) — интеллектуальные;

Ф6 (Ц) — ценностные.

Общая картина модели выглядит следующим образом — Ф(х) МФЗОЖ:

Ф1 (М) — правильное удовлетворение материальных потребностей — залог здорового образа жизни.

Ф2 (Д) — духовность очищает психику, формирует душу, побуждает совесть человека.

Ф3 (П) — психология — это чистота мысли, воображения, дел, языка и тела.

Ф4 (Ф) — физический — это развитые на высоком уровне физические качества человека (сила, быстрота, выносливость, мобильность, гибкость, ловкость).

Ф5 (И) — интеллектуальный — это формирование у людей ума, восприятия, сознания, знания, мысли, сметливости, духовности.

Ф6 (Ц) — ценностный — это воспитание на основе национальных обычаев, традиций, культурного наследия, на примере народных героев, мыслителей.

Известно, что соблюдение здорового образа жизни значит достижение целей посредством существующих возможностей и средств. Использование скорых и оптимальных вариантов решения в осуществлении предусмотренных планов обязательно заинтересует исполнителя. Под оптимальным вариантом подразумевается достижение высоких результатов при использовании малых возможностей. Учитель может при имеющихся у него знаниях по предмету, педагогическом мастерстве формировать у учащихся необходимые умения, знания и навыки в соответствии с поставленной целью. Это позволит привить в сознание учащихся факторы, составляющие здоровый образ жизни, и расширить их мировоззрение. Нужно обогащать представления учащихся о ведении здорового образа жизни определёнными знаниями и использовать их в создании оптимальных вариантов подготовки младших специалистов тренеров. Выработка методологии системного подхода к подготовке таких кадров на основе здорового образа жизни приобретает актуальное значение.

Рис. 1. Общий вид методологических основ системного подхода подготовки учащихся к профессиональной деятельности в ЦИТ на основе здорового образа жизни

 

При подготовке младших специалистов-«тренеров», использовании богатого духовного наследия предков, формировании факторов здорового образа жизни и передаче последующим поколениям сведений об их соблюдении существенную значимость представляет учебный план, утверждённый Министерством высшего и среднего образования, по подготовке «тренеров по физическому воспитанию и детскому спорту».

 

Формирование здорового образа жизни и система его соблюдения

Учебный план

Блоки

Блок I

Блок II

Блок III

Блок IV

Общеобразовательные дисциплины

Общепрофессиональные дисциплины

Специальные дисциплины

Факультативные дисциплины

1. Основы духовности

2. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы

1. Педагогика

2. Психология

3. Анатомия, физиология и гигиена

1. История физвоспитания

2. Теория и методика физвоспитания

3. Управление движением физвоспитания

1. Основы здорового образа жизни и семья

В процессе профессиональной подготовки молодых кадров специалистов-воспитателей по «Физвоспитанию и детскому спорту» на основе здорового образа жизни обучаемые дисциплины повышают эффективность образования-воспитания

 

Рис. 2. Общий вид системы подготовки к профессиональной деятельности молодых кадров специалистов-воспитателей на основе здорового образа жизни.

 

В процессе профессиональной подготовки специалистов — младших «тренеров по физическому воспитанию и спорту» на основе здорового образа жизни изучаемые дисциплины повышают эффективность образовательно-воспитательного процесса.

Суть вышеприведённой схемы состоит в усвоении факторов здорового образа жизни будущими младшими специалистами-«тренерами». Это осуществляется путём внедрения данных факторов в содержание дисциплин каждого блока учебного плана, исходя из их особенностей. К примеру, в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин усвоение основ духовности, основных понятий и принципов, идей национальной независимости помогает раскрытию содержания этих дисциплин и обогащает духовный мир учащихся.

Последовательно проводимый образовательно-воспитательный процесс гарантирует возможность внедрения инновационных технологий в формирование здорового образа жизни и системный подход его реализации и, самое главное, служит подготовке профессионально грамотных и духовно зрелых специалистов.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Т.: «Маънавият», 2008. — 176.

2.         Шарипова Д. Ж. ва бошқалар. Талабаларда соғлом турмуш тарзини шакллантириш. «Фарғона» нашриёти, 2010.

3.         Тўрақулов Х. А. ва бошқалар. Илмий тадқиқот асослари. — Тошкент. — 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle