Авторы: Морозова Лада Владимировна, Мельникова Татьяна Игоревна, Виноградова Ольга Петровна

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №14 (118) июль-2 2016 г.

Дата публикации: 11.07.2016

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Морозова Л. В., Мельникова Т. И., Виноградова О. П. Моделирование образовательного процесса в целях формирования культуры здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 282-286.



Моделирование образовательного процесса в целях

В статье рассматривается возможность усовершенствования учебно-тренировочного процесса по физической культуре с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения. Проанализирован и на практике опробован проект образовательной программы с использованием фитнес-технологий.

Ключевые слова: фитнес, физическая подготовленность, здоровый образ жизни, здоровье, мотивация, двигательная активность, профессиональные компетенции

Укрепление и сохранение здоровья человека, наций, цивилизации — это актуальная проблема современного общества. Многие задаются этим вопросом, понимая, что здоровье нужно беречь и регулярно укреплять. Но не все спешат начать практиковать здоровый образ жизни и неукоснительно следовать его правилам. Основной курс в решении этой проблемы обусловлен в развитии и в формировании у молодежи определенной системы ценностной ориентации. Подключение инновационных оздоровительных технологий, обращение человека к здоровому образу жизни и формирование потребностей его поддержания — это залог здорового будущего нашего общества.

Ухудшающая физическая подготовленность студентов обусловлена плохой организацией и малоэффективными методами управления и контроля процесса физического воспитания в вузах. Это в первую очередь низкий уровень обеспечения специалистов физической культуры программами, позволяющими выполнять экспресс-оценку и прогнозировать форму физической подготовленности и здоровье студентов, невозможность действенно корректировать процесс физического воспитания и вводить меры предотвращения и устранения неблагоприятных воздействий.

Это и определило актуальность данного исследования. Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по физической культуре, формирующий культуру здорового образа жизни у студентов.

Проанализировав многочисленную специальную литературу [1; 2; 4; 5; 6 и т. д.], мы выяснили, что во многих вузах учебно-методический комплекс по дисциплине физическая культура заключается лишь в кратком описании типовых программ, ожидаемого результата изучения по его завершению. В этих программах, как правило указывается, что студент должен знать, уметь и владеть по данному курсу, какими компетенциями он должен овладеть.

Мы убеждены, что образовательные программы по физическому воспитанию необходимо модифицировать с учетом интеграции наук, обновлением технологий и методов обучения, а так же целостного педагогического процесса освоения предмета на основе системно-смысловых и ценностно-профессиональных компонентов содержания образования в комплексе с воспитанием и обучением.

Но для начала надо сформулировать саму концепцию и составляющие компоненты проекта рабочей программы дисциплины (РПД) в подготовке бакалавра и специалиста СЗИУ по дисциплине «Физическая культура». На рис. 1, мы определили элементы РПД.

Рис. 1. Составляющие компоненты проекта РПД

Цель физической культуры — физическое и интеллектуальное развития способностей человека, совершенствование его двигательной активности и формирование здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В концепции образовательной программы бакалавриата и специалитета СЗИУ — это подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих высокой социальной и гражданской ответственностью. В концепции физического воспитания — это воспитание у студентов потребности и способности методически грамотно и целенаправленно применять средства физической культуры и владение универсальными и специализированными компетенциями для самовыражения, социальной коммуникабельности и постоянства на рынке труда.

Задачи освоения дисциплины:

– освоить научно-биологические, педагогические и практические основы физической культуры и здорового образа жизни на основе инновационных технологий обучения;

– развить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом и к здоровому стилю жизни;

– выработать постоянную мотивацию к мониторингу физического здоровья как фактора управления процессом оздоровления организма;

– организация и применение традиционных, современных и инновационных, спортивных и оздоровительных технологий;

– приобрести личный опыт роста двигательных и функциональных возможностей, обеспечения общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;

– создание платформы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.

Распределение учебных часов по дисциплине «Физическая культура» СЗИУ предусмотрено согласно таблице 1.

Таблица 1

Учебные модули образовательной программы

Курс обучения

Количество часов по модулям программы

лекции

семинары

практический

всего

1

8

4

124

136

2

8

4

124

136

3

2

2

124

128

Всего

18

10

288

400

Рабочая образовательная программа СЗИУ по дисциплине «Физическая культура» предусматривает освоение следующих учебных модулей:

– теоретический;

– методико-практический;

– практический;

– контрольный.

Учебные занятия по физической культуре проводятся в форме:

– теоретических, практических, контрольных;

– элективных практических занятий (по выбору);

– индивидуальных и групповых дополнительных занятий;

– самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя.

При стимулировании заинтересованности молодежи в занятиях физической культурой и спортом важна компетентная организация учебного процесса по физической культуре, используя разнообразные виды спорта и современные системы физических упражнений, учитывая индивидуальность студента и его интересы [1, с.157].

В проект образовательной программы в качестве элективных практических занятий, индивидуальных и групповых дополнительных занятий и самостоятельных занятий были рассмотрены и введены фитнес-программы.

Понятие «фитнес» происходит от английского глагола «to be fit for» — быть в форме, быть бодрым, здоровым. В своей основе фитнес — это совокупность научно обоснованных способов и методических приемов, направленных на повышение оздоровительного процесса, удовлетворение потребностей студентов в двигательной активности. Фитнес, как никакое другое направление, способствует формированию представлений о полноценном здоровом питании, здоровом образе жизни (ЗОЖ) и обеспечивает положительные эмоции у студентов.

Разнообразие фитнес-программ только множит мотивацию студентов к процессу совершенствования и познания своего тела и возможностей организма. В таблице 2 представлены фитнес-направления, которые включены в проект ОП.

Таблица 2

Современные фитнес направления

Название

Характеристика направления

Примечание

1.

Классическая (базовая) аэробика

Синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей шагов, бега, скачков и подскоков.

Различают: Low Impact — низкоударная аэробика;

High Impact — высокоударная аэробика.

2.

Танцевальная аэробика:

На основе танцевальных направлений: фанк; сити-джем; хип-хоп; салса; джаз и т. д.

Just Low — классическая аэробика с более сложной хореографией.

3.

Тай–бо

Аэробика с элементами бокса, кик-боксинга, ушу, дзюдо и т. п.

Интенсивность занятия очень высокая

4.

Йога-аэробика

Соединение статических поз, асан, и движений, выполняемых в динамическом и статодинамическом режиме.

Главная особенность: концентрация внимания.

5.

Степ-аэробика

Хореография базовой аэробики на степ — платформе (15, 20 и 25 см).

Увеличение платформы на 5 см увеличивает ЧСС на 10–12 уд/мин.

6.

Фитбол-аэробика

Применение базовых шагов аэробики (простые комбинации) на спец. мяче, и силовые упражнения для всех мышечных групп партерного характера.

Диаметр мяча: 55–65–75 см — для взрослыхи 35–45 см — для детей.

7.

Слайд-аэробика

Использование латерального бокового движения (как при катании на коньках).

Используется специальная доска — слайд и обувь.

8.

Сайкл-аэробика

Занятия на велотренажёрах.

Нагрузка на сердечнососудистую и дыхательную системы, и на мышцы ног.

9.

Памп-аэробика

Занятия ярко выраженной атлетической направленности.

Применяются — бодибары разных весов или обычные грифы от штанги.

10.

Тера-эробика

Высокоинтенсивная кардиотренировка

Используется специальный комплект амортизаторов.

11.

Аква-аэробика

Аэробика в воде с использованием инвентаря: поясов, жилетов, гантелей, надувных манжет и перчаток, ласт и вёсел.

Явно выраженный оздоровительный и лечебный эффект.

12.

Кроссфит

Функциональный тренинг.

Комплексное воздействие на все мышечные группы

Действенность многообразных видов фитнеса состоит в комплексном воздействии на моторику, гемодинамическую, дыхательную и нервную системы организма, а также носит профилактический эффект разных заболеваний. Положительный эмоциональный фон занятий достигается не только музыкальным сопровождением, создающим позитивный психологический настрой, но и согласованностью движений в группе, что и привлекает студенток к занятиям фитнесом. Существенную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом играют личностные качества и имидж преподавателя. Основополагающими аспектами имиджа являются профессиональные и лидерские качества, умение находить решение в тех или иных ситуациях, создавать партнерские отношения со студентами [2, с. 158]. Преподаватель обязан владеть техникой различных фитнес-направлений, находиться в хорошей физической форме и внешне быть привлекателен. Специалист должен располагать глубокой общенаучной, общетехнической и специальной подготовкой [3, с.183].

Резюмируя, хотелось бы отметить, что процесс обучения важно сориентировать не только на накопление теоретических знаний и практических умений, а в первую очередь на качественное использование средств физической культуры. Благодаря этому, мы подвергаем рассмотрению фитнес с точки зрения высокоэффективной системы тренировочно-оздоровительных занятий, направленных на совершенствование физических кондиций, укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие и повышение профессиональных компетенций студентов.

Следовательно, развивающиеся направления реформирования системы модульного обучения есть ориентация на поиск альтернативных средств, форм и методов, способствующих решению задач и проблем физического воспитания. А внедрение фитнес-технологий в рабочую программу дисциплины является неотъемлемым инструментом, формирующим культуру здорового образа жизни.

Литература:

  1. Морозова Л. В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом: гендерный подход / Л. В. Морозова, О. В. Загрядская // Управленческое консультирование: Научно-практический журнал: Северо-Западный институт управления. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2014. № 8 (68) — с.155–162.
  2. Морозова Л. В., Морозов О. Г., Мельникова Т. И. Роль и значение профессионального имиджа преподавателя по физической культуре в высших учебных заведениях // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС; Том 6, Выпуск 5 (22), СПб,2015.- с. 154–158.
  3. Морозова Л. В. Современные образовательные технологии в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта / Л. В. Морозова, Л. А. Кирьянова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», 4 (134) — 2016г. — с.182–186.
  4. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения.- М.: Академия,2008.-176с.
  5. Пономарева Г. В., Формирование комплекса профессионально важных двигательных способностей у студентов: Афтореф. Дис…канд. пед. наук: 13.00.04. — Малаховка: МГАФК, 2010. — 26 с.
  6. Стрельников Р. В., Организация физического воспитания студенческой молодежи на основе альтернативного выбора содержания занятий. Дис…канд. пед. наук: — Волгоград: ВГАФК, 2009. — 146 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, здорового образа жизни, физической культуре, физического воспитания, физической культурой, занятиям физической культурой, специалистов физической культуры, Морозова Л, физической подготовленности, культуру здорового образа, здоровый образ жизни, физической культуры программами, дисциплине «Физическая культура», Цель физической культуры, основы физической культуры, образовательной программы, средства физической культуры, проект образовательной программы, учетом интеграции наук, форму физической подготовленности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос