Библиографическое описание:

Шевченко Н. И. Роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности (на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник») // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 712-714.

В статье на примере журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник» исследуется роль периодических изданий второй половины ХІХ века в распространении грамотности. Автором доказано, что во второй половине XIX века журнал «Основа» стал той сферой, на которую писатели и интеллигенция в целом не только спроектировали свой могучий потенциал педагогической мысли относительно проблем развития школы, но и анализировали недостатки и преимущества учебно-воспитательной системы того времени.

Ключевые слова: периодические издания, вторая половина ХІХ века, распространение грамотности, журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник».

Отмена крепостного права в Российской империи, в составе которой во второй половине ХІХ века было 80 % украинских земель, позволила спроектировать сознания украинского общества с примитивной объективности на выяснение сущностно-содержательного аспекта бытия индивида. С. Русова по этому поводу отмечала: «Люди радовались свободе, но как не было среди них грамотных и образованных людей, то они много чего не понимали; болтовни было много везде, соберутся люди, болтают долго и все о «воле», и каждый разговор кончается словами: «что-то оно будет, так оно не будет, как есть, оно то придет, вот горе все, что мы не знаем ничего!».. [4, с. 35].

Быстрая популяризация идеи распространения образования обеспечила ее проникновение во все сословия и социальные слои общества. Мы предлагаем выяснить роль периодических изданий в этом процессе, проанализировав одно из популярных периодических изданий средины ХІХ века журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник».

Во второй половине ХІХ века центром общественной арены, где сосредоточились лучшие силы интеллигенции того времени, стал Петербург. В Петербурге одним из крупнейших достижений просветительской деятельности можно считать начало издания журнала «Основа. Южно-русский литературно-научный вестник», который занял центральное место всеукраинского печатного органа. Редактор «Основы» В. Белозерский отмечал, что основным назначением журнала будет просвещение, осознание общей пользы и личных выгод всех сословий и вообще сотрудничество для улучшения нравственного и материального быта страны [5, арк. 25].

Стратегической задачей «Основы» было определено всестороннее исследование «Южно-русского края», направленное на изучение его потребностей, критический взгляд на себя в прошлом и настоящем, общественную пользу. Главной идеей редакции было провозглашено всеобщее просветительство в применении к условиям местного края, однако более всего отечественные писатели боялись удалиться от простого человека, потерять связи с ним, а больше того от жизни соседних народов. Они считали, что вредным для гармоничного развития Малороссии будет замкнутость в лишь «собственных элементах, которые только тогда получат всю свою ценность, когда естественно дотронутся до нравственных начал других народов» [1, с. 7].

В журнале «Основа» № 10 за 1861 г. была размещена статья А. Погоского «Всем грамотным», в которой автор подчеркивал необходимость всенародного образования в новых социальных условиях: «Дело решенное — грамотность необходима всем и каждому: теперь, когда все получили человеческое право свободы, мы видим, как дорого стоит необразованным людям их безграмотность. Настало время каждому знать свое право и свой долг, но этого не узнать с чужих слов: сумей самостоятельно прочитать и понять, что о тебе и для тебя написано» [3, с. 10]. В тексте статьи А. Погоский выделил слова «право» и «обязанность», чем утверждал, что именно образование является правом и обязанностью каждого человека. Далее просветитель подчеркнул, что «сложное дело, кажется, миллионы детей грамоте научить, — однако затем с уверенностью констатировал, — дело это только кажется сложной, а с помощью Бога оно легкое и простое» [3, с. 10]. Отсутствие средств и времени на обучение детей автор считал такой проблемой, которую при желании и милосердии можно решить: «Бесплатные воскресные школы — образец такого обучения; и везде, где есть образованные люди и где есть дети — там, конечно, все есть, что необходимо для такой школы» [3, с. 10].

Итак, во второй половине XIX века интеллигенция, став на путь просветительства народа, стремилась к гуманизации и демократизации педагогической науки, видев прогрессивность школы не в национальном вакууме, а в интеграции в международное образовательное пространство, что способствовало бы воспитанию молодого поколения в духе толерантности, открытости, гуманности, взаимоуважения всех народов.

В первом номере «Основы» (январь 1861 г.) было напечатано программу (содержание) издания и ее тщательное обоснование. Проведенный нами анализ доказывает, что издатели «Основы» пытались как можно шире охватить круг вопросов, связанных с комплексным изучением «юго-русского народа», а именно: изящную словесность, стихи, повести и рассказы на украинском языке; историю: описание жизни и быта населения, древние времена, исторические и юридические документы; описание народов, населявших территорию Малороссии: языкознание, современный общественный и частный быт; воспитание и образование; естествознание; медицину в применении к «южно-русскому краю»; сельское хозяйство; промышленность; торговлю; государственные постановления и распоряжения; анализ художественных произведений и указатель всех книг и статей, а также музыкальные и художественные произведения, предметом, которых была Малороссия; областные сведения: переписки, вопросы, малые по объему статьи [1, с. 1].

В комментариях «Основы» в обосновании обозначенного выше содержания издания главным вопросом, что объединял все разделы, было определено распространение образования среди населения: «Вопрос жизни — вопрос о воспитании и обучении — одно из тех, на которое, после крестьянского, обращено внимание государственного руководства и общества... Обучение народа должно стать одной из важнейших забот образованной части общества... «Основа» будет внимательно наблюдать за действиями общества и распоряжениями государственного руководства на пути народного образования и сообщать о всех явления жизни, полезных или вредных для распространения образования на всей территории южно-русского края» [1, с. 4–5].

Писатели и просто интеллигенция того времени, издатели «Основы», пытались активизировать просветительско-педагогическую деятельность: обеспечить продуктивное взаимодействие всех ее компонентов, визуализировать ее недостатки, положительный опыт, потребности. Со страниц журнала они обращались к образованной части населения Малороссии с просьбой помочь им в этом деле. «Основу» было выбрано для сообщения теоретических и практических замечаний относительно потребностей образования, а именно: сообщение о процессе обучения и воспитания в учебных заведениях и в семьях; о влиянии различных систем воспитания и обучения на нравственное развитие и образ жизни учащихся; о процессе женского воспитания и обучения; о предметах, формах и методах преподавания в народных школах, об учителях и учениках; о количестве тех и других. Издатели журнала также просили сообщать о появлении произведений, приближенных к народному образованию, о руководствах (методические издания) по разным дисциплинам [1, с. 5]. На этот призыв издателей «Основы» сразу откликнулись украинские писатели. М. Костомаров на страницах «Основы» напечатал статью «Две русские народности», в которой изложил и обосновал свои мысли: «Народ образованный крепче держится за свое прошлое, более рьяно бережет обычаи и память предков. Покоренная Римом Греция покоряет потом Рим своей образованностью, тогда, как покоренная тем же Римом Галия, теряет собственный язык и народность, уступив более образованным и сильным завоевателям. Встреча с народом слабее делает народность сильного более прочной, как встреча с сильным ослабляет» [2, с. 35].

Итак, во второй половине XIX века журнал «Основа» стал той сферой, на которую писатели и интеллигенция в целом не только спроектировали свой могучий потенциал педагогической мысли относительно проблем развития школы, но и анализировали недостатки и преимущества учебно-воспитательной системы того времени.

 

Литература:

 

1.                            Белозерский В. Программа журнала / В. Белозерский // Основа. — 1861. — № 1. — С. 2–8.

2.                            Кулиш П. Произведения: в 2 т. / П. Кулиш. — К.: Научная мысль, 1998. — Т. 2: Украинская новая литература / гл. ред.: М. Д. Бернштейн. — 1998. — 768 с.

3.                            Погоский А. Всем грамотным / А. Погоский // Основа. — 1861. — № 10. — С. 10.

4.                            Русова С. Просветительское движение на Украине в 60-х годах / С. Ф. Русова // Свет. — 1911. — № 1. — С. 34–42.

5.                            Центральный государственный исторический архив Украины, г. Киев. Ф.172. Оп. 1. Дело 5049. В. Белозерский задачи «Основы», 25 л.

Основные термины: Южно-русский литературно-научный вестник», ХІХ века, журнала «Основа, периодических изданий, половине xix века, половины ХІХ века, примере журнала «Основа, половине ХІХ века, XIX века журнал, Роль периодических изданий, роль периодических изданий, могучий потенциал педагогической, потенциал педагогической мысли, писатели и интеллигенция в целом, недостатки и преимущества учебно-воспитательной, и преимущества учебно-воспитательной системы, ХІХ века журнала, проблем развития школы, XIX века интеллигенция, ХІХ века в распространении

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle