Библиографическое описание:

Шатрова А. Л. «Социальная защита» – понятие и смысл // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 95-97.

Понятие социальной защиты можно рассматривать с позиций исследования нескольких наук:

–  социологи рассматривают социальную защиту как систему обеспечения достойной жизни и свободного развития человека;

– демографы рассматривают это как систему, способствующую поддержанию демографической ситуации в стране, обеспечению необходимого благосостояния и здоровья нации;

– в экономической науке социальная защита изучается с позиции обеспечения населения материальными средствами, предотвращения бедности, а также права на поддержку человека на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него причинам.

В полном понимании смысла термина «социальная защита» есть некоторые разночтения.  Часто, в научных публикациях и литературе, социальная защита ассоциируется с материальной помощью, преимущественно в отношении наименее социально защищенных слоев населения [1, с. 39]. При этом недостаточно уделяется внимание тому, что социальная защита эффективна, в случае если она обеспечивает не только материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, здоровье и душевный комфорт. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальная защита это многогранное понятие и материальная помощь и поддержка рассматривается, как только одна из форм социальной защиты.

Социальная защита тесно связана с уровнем жизни, который по рекомендации ООН включает в себя следующие определения:

– демографические условия;

– здоровье нации;

– фонды потребления и накопления;

– условия занятости и организации труда;

– образование;

– жилье, со степенью благоустройства;

– социальное обеспечение;

– человеческие свободы.

Объективная необходимость в социальной защите обусловлена, прежде всего, самой природой человека – как биологического вида. Человека – как индивидуума социального с существующей взаимозависимостью от внешних факторов, производственной и природной среды, возраста, здоровья, трудоспособности.

Сфера  социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе [2, с. 152]. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Именно поэтому важность социальной сферы нельзя недооценивать.

В большинстве стран под воздействием наступившего экономического кризиса происходит изменение социальной политики к новым социально – экономическим реалиям. Изменения происходят при устоявшейся десятилетиями системе ценностей и отношений государства и индивидуума.

Практически сразу после второй Мировой войны в странах Запада сложилась определенная система обязательств государства перед своими гражданами, которая как показало время, является наиболее привлекательной для граждан Арабского мира и жителей Восточной Европы, которые миллионами мигрировали в страны Запада. В России же, как и в бывших Союзных республиках СССР социальная политика государства строилась с разрушения сложившейся за годы советской власти системы защиты населения, дискредитации у большинства зрелого населения системы жизненных ценностей, обесценения трудового потенциала (значимости рабочих профессий). В довершении к вышесказанному, допущенные просчеты при проведении приватизации и акционировании достояния Государства привели к резкой имущественной дифференциации, разделившей общество на сверхбогатых и малоимущих. При этом существенным является имущественное положение трудоспособного населения, которое можно разделить на несколько групп, отличающихся по величине доходов: около 2-3% богатых, 5 -10% - обслуживающих богатый слой, около 40-50% - работающих на различных производствах, примерно 30% - работающих в сфере обслуживания и силовых структурах, около 10% - не работает и составляют социальное дно. У этих различных слоев общества формируются разные системы ценностей, приоритеты, предпочтения, разные мотивации к труду, нормы стереотипа общественного поведения. Исходя из вышеизложенного, проблема социальной защиты населения государством  в России стоит острее, чем в странах Запада, так как слишком быстрый переход от плановой экономики к рыночной, переориентация от социализма к капитализму не добавил оптимизма и уверенности в завтрашнем дне основной массе граждан России.

Социальная защита населения является практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики. Она осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу. Социальную защиту принято рассматривать в двух аспектах:

В широком смысле - характеризуется как политика обеспечения социально-экономических прав и гарантий человека в области уровня жизни населения. А также как процесс согласования интересов общества и государства.

Узкий подход. Социальная  защита - это система мер, обеспечивающая социальную защищенность не трудоспособным слоям населения, а социально – уязвимым слоям населения.

В концепции системы социальной защиты населения в Российской Федерации отражены правовые категории, определяющие сущность основ социальной защиты населения [3, с. 71-72]:

·         Социальные права народа;

·         Система социальной защиты;

·         Государственный социальный  стандарт;

·         Социальное государство;

·         Социальные гарантии;

·         Социальное право;

·         Социальные услуги.

Рассмотрим одну из правовых категорий, определяющую сущность основы социальной защиты. Социальные услуги Государства обществу – это установленная Федеральным законом совокупность общественных благ, предоставление которых гарантирует Государство гражданам в зависимости от их  социально-правового статуса и уровня доходов за счет средств бюджета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов на основе доступности «безвозмездности» данных благ каждому гражданину. В то же время, в финансировании и предоставлении социальных услуг возрастает роль коммерческих и некоммерческих организаций. В этих условиях очень важно чтобы не произошла окончательная  подмена государственных функций, обязательств, обязанностей коммерческими услугами, оплачиваемыми населением.

Для предотвращения этого необходимо законодательно регламентировать функции, формы, методы и подходы в сфере социальной защиты населения, а также откорректировать и закрепить критерии оценки деятельности качества и количества социальных услуг, предоставляемых населению с бизнес структурами и государственными органами.

При этом попытаться четко регламентировать грани двух, казалось бы, взаимоисключающих подходов к социальной защите.

Первый подход – заключается в том, что человека обязано защищать Государство;

Второй подход – человек должен защищать себя сам. 

Только расставив приоритеты между этими подходами, определив степень ответственности и обязанностей в системе «Государство – Человек» – можно и нужно разработать теорию конституционных основ социальной защиты, а также формы и порядок ее применения на практике.

Одним из основных средств социальной защиты должна быть возможность для всех трудоспособных граждан самостоятельно получать доход (обеспечение права на труд). Государство обязано способствовать во – первых, посредством внедрения новых программ в области профессиональной переподготовки высвобождаемого трудоспособного населения, во вторых создавать новые рабочие места, инвестируя средства в развитие сельского хозяйства, организацию государственных предприятий по глубокой переработке углеводородного сырья, улучшенной переработке железных и цветных руд, станкостроению, машиностроению, предприятий инфраструктуры и дорожного строительства.

Не менее важным средством социальной защиты должно стать унифицированное подравнивание доходов человека, проводящееся через систему компенсационных выплат на протяжении всей его жизни, в зависимости от жизненных обстоятельств и в соответствии с установленным прожиточным минимумом.

Следует также вернуться к системе прогрессивного налогообложения на доходы граждан, что приведет к наполняемости бюджета и обеспечению социальной справедливости.

 

Список использованных источников:

  1. Пронина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения / Л.И. Пронина. – М.: Экономика, 1990. – С. 38 – 42.
  2. Бессчетнова О.В. Социальная политика и социальная защита в России [Текст]: сущность и перспективы развития / О.В. Бессчетнова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2007. – № 16. – С. 150 – 155.
  3. Лебедева Н. 122-й закон: правовые и социальные последствия [Текст] / Н.Лебедева // Человек и труд. – 2005. – № 4. – С. 70 – 74.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle