Библиографическое описание:

Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Конкурсы профессионального мастерства: профориентационная работа среди молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 535-538.

 

Рассматривается актуальная проблема поднятияпрестижа рабочих профессий. Большое внимание уделяется конкурсам профессионального мастерства как инструменту профориентационной работы среди молодежи и пропаганде рабочих специальностей. Приводятся схемы развития WSR и работы эксперта.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, WorldSkills, профориентационная работа, квалифицированные специалисты, рабочие профессии.

 

Квалифицированные рабочие — одна из главных потерь страны за двадцать лет реформ. Некоторые производства не открываются только из-за того, что некому встать к станку. Для России пропаганда рабочих профессий и профориентация молодежи — одна из насущных проблем сегодняшнего дня [1, 2]. Вопросам подготовки кадров и повышения профессионального мастерства специалистов уделяется большое внимание. Одним из инструментов, позволяющих оценить ситуацию, являются конкурсы профессионального мастерства, которые активно возрождаются при поддержке государства и профессионального сообщества. На заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (май 2012 г.) по поддержке новых проектов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано проводить конкурсы профессионального мастерства по стандартам международного движения WorldSkills (международное некоммерческое движение, цель которого повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру; создание уникальные средств обмена и сравнения мирового опыта в промышленных отраслях и сфере услуг). Главная задача профессиональных конкурсов — популяризация рабочих специальностей, привлечение молодых инициативных людей в рабочие профессии и специальности, повышение их престижа в обществе.

Успех или неуспех молодых людей, участвующих в конкурсной программе, говорит не только об их личных профессиональных качествах, но и об уровне профессиональной подготовки в той стране, которую они представляют, и общем уровне производств, услуг и сервиса на родине участников. Всемирный чемпионат рабочих профессий WorldSkills International по масштабу и уровню международного престижа можно сравнить с Олимпиадами (среди тех, кто умеет работать руками). Конкурс международного уровня проходит раз в 2 года в одной из стран участниц ассоциации. Отбор участников (учащиеся средних и высших профессиональных учреждений; молодые работающие профессионалы, добившиеся высоких результатов в трудовой деятельности) ведётся по схеме прохождения этапов: региональный — федеральный — международный. Такой подход даёт возможность наиболее талантливой рабочей молодёжи, даже из провинции, проявить себя в выбранной профессии. Помимо этого, участники, наблюдая за выступлениями своих коллег из других стран, расширяют собственные профессиональные горизонты и имеют возможность взглянуть на выбранную профессию с неожиданной стороны.

Виды компетенций (более 40 разных компетенций) распределены между следующими отраслями (или как они называются «сектора навыков» — Skills Sector):

-        высокотехнологичных отраслей промышленности;

-        транспорта и логистики;

-        строительства;

-        информационных и коммуникационных технологий;

-        сфере услуг;

-        творчества и дизайна.

После официального принятия России в состав международной организации WorldSkills International (май 2012 г.) многие регионы страны сразу же активно вступили в это движение (работа ведётся более чем в 50 регионах). В настоящее время проводятся соревнования как регионального, так и национального уровня. В 2014 году национальный чемпионат (WSR) проводился в Казани. Международный этап пройдёт в 2015 в г.Сан Паулу (Бразилия). Пока Россия имеет право участвовать в международном чемпионате лишь по 15 компетенциям, однако этот список, несомненно, будет расти (план развития WSR — рис.1).

В РФ особый упор делается на соревнованиях в высокотехнологичных отраслях («сквозных» рабочих профессий), среди которых:

-        фрезерные и токарные работы на станках с ЧПУ;

-        мобильная робототехника;

-        электроника;

-        управление производственными процессами;

-        инженерная графика CAD;

-        мехатроника;

-        прототипирование;

-        работа с листовым металлом;

-        сварочные технологии;

-        — обслуживание авиационной техники.

 

Рис. 1 Схема развития WSR

 

Для объективной оценки участников чемпионата существует экспертно-методический совет (ЭМС), в который входят высококвалифицированные специалисты из тех областей, по которым проводятся соревнования. Помимо непосредственной работы в качестве жюри чемпионата ЭМС занимается широким кругом вопросов, связанных с проблемами развития профессионального и инженерного образования в стране (разработки максимально эффективных и приближенных к производству учебных программ, анализ результатов чемпионата (как российского, так и международного), выявление «слабых» мест в системе профессионального образования и др.); общий план работы эксперта WSR — рис.2.

Рис. 2.Схема работы эксперта WSR

 

Что касается Пензенской области, то региональный этап чемпионата WSR прошёл в мае 2014 года по компетенциям («Каменщик» и «Повар»). По компетенции «Каменщик» конкурс проходил при поддержке НП «Союз Пензенских строителей» и Пензенское региональное отделение «Союз молодых строителей» (участвовало 14 человек из различных образовательных учреждений среднего профессионального образования Пензенской области). Конкурс проходил на реальном строительном объекте, победителей определила группа высококвалифицированных экспертов в области строительного производства. Заметен устойчивый рост интереса к конкурсам (в 2012 году в номинации «штукатур» участвовало 18 человек, а в 2013г уже 23, в номинации «каменщик» 30 и 37 соответственно). Сейчас ведётся работа по созданию Регионального координационного центра (РКЦ) в Пензенском регионе, а также в стадии разработки «Дорожная карта» развития профессионального образования на территории области.

Главное отличие регионального этапа WSR от других конкурсов профессионального мастерства — совершенно другой уровень, требующий ещё большей подготовки, нежели в обычных конкурсах. Хотя в Пензенской области проводится региональный этап только по 2 компетенциям, в настоящее время идёт работа по расширению этого списка (планируется включить в него «штукатурные работы», «малярные работы» и др.). Развитием и продвижением ассоциации WSR в регионе осуществляет Министерство образования Пензенской области с помощью инициативных групп, собранных из представителей бизнеса и общественности. Конкурсы профессионального мастерства, как по всей стране, так и в Пензенской области, несомненно, поднимают профориентационную работу среди молодежи на более высокий уровень (эффективно пропагандируют рабочие и инженерные профессии, в том числе и в строительной сфере).

 

Литература:

 

1.                  Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.

2.                  Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи» как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056

3.                  Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.

4.                  Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Роль общественных организаций в развитии строительного комплекса // Молодой ученый. — 2014. — № 5. — С. 440–442.

5.                  Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Забиров А. И. Опыт реализации образовательных проектов на примере создания инженерных классов // Новый университет. — 2014. — № 3–4. –С.14–17.

6.                  Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Строительный кластер: взаимодействие между строительными предприятиями // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 155–157.

7.                  Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н. Роль общественных организаций в решении социальных задач // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/35065.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle