Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 28.03.2018

Статья просмотрена: 2229 раз

Библиографическое описание:

Колбина, О. В. Формирование профессиональных компетенций студентов в ходе подготовки к чемпионату Worldskills Russia по компетенции «Кондитерское дело» / О. В. Колбина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14051/ (дата обращения: 20.04.2024).



В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Для решения данных направлений в современном образовании укоренились Федеральные государственные образовательные стандарты, профессиональный стандарт, а также стандарты Worldskills.

Worldskills — это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Чемпионатное движение, хоть и не является напрямую образовательной областью, но прочно вошло в практику подготовки молодых профессионалов, так как от конкурентоспособности на рынке труда зависит дальнейшая карьера, заработная плата, жизнь человека в целом. Современный, конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям стандарта и мировым тенденциям развития рынка труда, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям труда, обладать набором необходимых профессиональных компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности. Как же подготовить студентов к практическому выполнению действий на чемпионате в условиях профессионально-педагогического колледжа?

Считаю, что только поэтапное введение студента в специальность и последующее его сопровождение на всех этапах профессионального обучения обеспечит осознанное формирование заинтересованности у студента получить специальность и быть востребованным в ней на рынке труда. Главной движущей силой участия студентов в чемпионатном движении является мотивация. Прежде всего, это мотив выбора профессии, это увлеченность делом, желание показать себя и свои профессиональные умения в конкретной области, не бояться быть замеченным работодателями, а также умение анализировать плюсы и минусы своей деятельности совместно с экспертом. При подготовке к чемпионату, педагог старается не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладением новыми техниками и дальнейшего развития и профессионального роста.

В ходе подготовки необходимо отметить несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студента к чемпионату, но и сформировать у студента ряд личностных и профессиональных компетенций.

Начальный этап — внутриучрежденческий чемпионат «На пути к успеху» в ГБПОУ «Мишкинский профессионально-педагогический колледж», в ходе которого 5–6 студентов соревнуются между собой в умении показать свое мастерство и творчество в разных компетенциях, в том числе и в компетенции «Кондитерское дело». На этом этапе педагоги — эксперты анализируют не только субъективные и объективные аспекты деятельности студентов, но и их психологическое состояние, готовность в нестандартной ситуации оставаться спокойным, довести начатое дело до конца, адекватно реагировать на оценки и выгодно представить свою работу.

Для организации начального этапа наиболее важный параметр для будущих кандидатов — это желание — мотивация. Желание участвовать, профессионально развиваться, а также чётко понимать объём временных, эмоциональных и других видов затрат, которые связаны с подготовкой и участием в конкурсе. Второй важный параметр — цели участника по реализации себя в профессии, кем он себя видит в перспективе. Третий — способности к профессии и обучаемость. Если рассматривать профессию кондитера, наиболее важной характеристикой будущего участника является чувство вкуса и баланса, если технологии и оборудование можно изучить, недостающие навыки освоить, то вышеупомянутым параметром сложнее — он или есть, или его нет. Немаловажный аспект — это способность к критической самооценке, а также адекватное отношение к конструктивной критике и умение слушать, так как на чемпионате участник выступает не один, а в тесном взаимодействии со своим экспертом, и поэтому от умения слушать и слышать эксперта зависит результат выступлении. И еще одно важное требование — психологическая устойчивость, так как чемпионат продолжителен по времени, стрессоустойчивость позволяет участнику пройти всю дистанцию, не снижая уровня качества работы.

Второй этап — знакомство со стандартами Worldskills и технической документацией. Стандарты WSR подразделяются на несколько разделов, где расписано, что участник должен знать, понимать и быть в состоянии делать. Основной документ — регламент чемпионата, а также кодекс этики и техническая документация. Техническая документация состоит из: технического описания (ТО) — в техническом описании указываются «рамки» технологий и навыков, квалификация и объем работ, управление компетенцией и коммуникация, отраслевые требования техники безопасности; конкурсного задания (КЗ) — в конкурсном задании подробно и однозначно описываются конкретные задачи, которые должен выполнить конкурсант в течение отведенного времени, конкурсное задание разбито на модули. Каждый из модулей имеет свой вес в баллах; критериев оценок (КО) — критерии оценки состоят из аспектов. Каждый аспект имеет свой вес в баллах. Количество аспектов должно быть в пределах от 50 до 100. Вес каждого аспекта не должен превышать двух баллов; инфраструктурного листа (ИЛ) — инфраструктурный лист содержит перечень всего оборудования, инструмента и расходных материалов — всё из чего «состоит» площадка. Уверенное знание данных документов как экспертом, так и участником позволяет уверенно вести себя на конкурсной площадке, соблюдая основные требования регламента и учитывая объективную и субъективную оценку экспертов.

Третий этап — тренировочный — подготовка к региональному чемпионату «Молодые профессионалы», в ходе которого несколько студентов отрабатывают навыки для успешной реализации конкурсных заданий. Здесь очень большое внимание уделяется самостоятельной работе студента. Но необходимо отметить, что самостоятельная работа в современной образовательной модели вообще стоит на первом месте. Самое главное, он должен уметь продуктивно, рационально и качественно самостоятельно работать как в области теоретических, так и в области практических навыков. Педагог-эксперт выступает в роли направляющего. консультанта, советчика, который отслеживает результат деятельности и навыки студента. На тренировочном этапе можно подключить тех студентов, которые уже принимали участие в чемпионате для того, чтобы показать важность отработанных действий, необходимость тренировки таких качеств, как самостоятельность, креативность, умение действовать в трудной ситуации, быстро принимать решения, стрессоустойчивость.

Непосредственное участие эксперта и студента-участника в региональном чемпионате. Прежде всего, это согласованность действий в деятельности эксперта и участника, важно каждое действие, которое должно быть продуманно, сопряжено со временем и результатом деятельности. Педагоги и студенты ГБПОУ «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» участвуют в региональном этапе чемпионата по компетенции «Кондитерское дело» не первый год. В 2018 году пять студентов активно соревновались в течение двух дней по 5 часов. Общая тема соревнований — StreetArt уличное граффити. В первый день соревнований участникам необходимо было приготовить идентичные по виду и весу миниатюры в количестве 14 штук — это мини-пирожные, обязательным компонентом в которых необходимо было использовать песочный полуфабрикат. Вторым изделием первого дня были шоколадные батончики с ярко выраженным вкусом корицы. Во второй день соревнований участники готовили антреме — фруктово-муссовый торт, который необходимо было представить на сахарном постаменте, а также представили моделирование в виде двух идентичных фигурок — нужно было изобразить яблоко-монстр в авторском исполнении. Студенты отмечают, что чемпионат формирует у участников такие качества, как внимательность, скорость, развивает воображение и умение быстро принимать решения, помогает узнать, на что ты способен, а также понять свои ошибки, которые в дальнейшем нужно исправить и стремиться быть лучшим в своей профессии.

Стандарты Worldskills прочно вошли в образовательный процесс среднего профессионального образования, это требование времени, так как теоретические знания должны быть сформированы в определенных профессиональных умениях, и это предъявляет особые требования не только к студентам, но и к педагогам, которым необходимо изучить стандарты, проводить демонстрационный экзамен, так как в чемпионатном движении участвуют несколько студентов, в основном, это лучшие студенты, а в демонстрационном экзамене по стандартам Worldskills оттачивают свои умения все студенты по определенной компетенции. Необходимо научить и научиться выгодно показывать свои умения и навыки в профессиональной деятельности, так как это основной критерий конкурентоспособности специалиста на рынке труда.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, конкурсное задание, профессиональное образование, рынок труда, стандарт, техническая документация, умение, участник, демонстрационный экзамен, инфраструктурный лист.

Похожие статьи

Конкурсы профессионального мастерства как средство...

Основные задачи:  совершенствование стандартов профессионального образования с учётом национальных и международных требований

Все конкурсные задания чемпионата учитывают требования ФГОС ДО и направлены на развитие у участников...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО...

Такие же показатели развития умений и навыков для работы. Рис. 3. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС.

профессиональное образование, занятое население, студент, учреждение, рынок труда, экономическая деятельность, показатель, направление подготовки...

Демонстрационный экзамен студента как отражение...

Демонстрационный экзамен — подтверждение профессиональной квалификации студентов согласно международным стандартам WorldSkills.

Данный вид экзамена по стандартам WorldSkills проводится с целью определения уровня знаний, умений и навыков у студентов...

Роль предметной олимпиады в формировании...

На сегодняшний день основной целью системы среднего профессионального образования является выпуск на рынок труда компетентного

Предметная олимпиада для студентов технических специальностей основывается на выполнении задания, демонстрирующего...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

-анализ работы участников, выявление пробелов в знаниях; -анализ конкурсных заданий

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство...

Сертификации профессиональных квалификаций выпускников...

- соответствие уровня образования и обучения требованиям рынка труда

4. включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

4. включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до — международного.

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...

Похожие статьи

Конкурсы профессионального мастерства как средство...

Основные задачи:  совершенствование стандартов профессионального образования с учётом национальных и международных требований

Все конкурсные задания чемпионата учитывают требования ФГОС ДО и направлены на развитие у участников...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

Учёт трудовых функций профессиональных стандартов при составлении образовательных программ и результатов обучения позволит ориентировать образование студентов на потребности современного рынка труда.

Проблемы соответствия образовательных программ системы СПО...

Такие же показатели развития умений и навыков для работы. Рис. 3. Результат опроса учащихся 1–2 курса КТС.

профессиональное образование, занятое население, студент, учреждение, рынок труда, экономическая деятельность, показатель, направление подготовки...

Демонстрационный экзамен студента как отражение...

Демонстрационный экзамен — подтверждение профессиональной квалификации студентов согласно международным стандартам WorldSkills.

Данный вид экзамена по стандартам WorldSkills проводится с целью определения уровня знаний, умений и навыков у студентов...

Роль предметной олимпиады в формировании...

На сегодняшний день основной целью системы среднего профессионального образования является выпуск на рынок труда компетентного

Предметная олимпиада для студентов технических специальностей основывается на выполнении задания, демонстрирующего...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального...

-анализ работы участников, выявление пробелов в знаниях; -анализ конкурсных заданий

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, учебно-производственная деятельность, учебная деятельность, техническое творчество, средство...

Сертификации профессиональных квалификаций выпускников...

- соответствие уровня образования и обучения требованиям рынка труда

4. включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до...

Развитие творческой активности студентов в условиях...

Показана роль творческой активности в формировании специалиста конкурентоспособного на рынке труда.

4. включение студентов в систему профессиональных конкурсных мероприятий различного уровня, от уровня техникума до — международного.

Проблемы организации образовательного процесса в колледже

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность...