Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 240 раз

Библиографическое описание:

Воробьева И. М. Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1304-1307. — URL https://moluch.ru/archive/91/19565/ (дата обращения: 14.12.2018).

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современного времени и приводит примеры региональных, национальных и международных инициатив, предлагаемых для реализации поставленных задач.

Ключевые слова:инженерное образование, прикладной вуз, образовательная программа, STEM, WorldSkills, CDIO, инженерные компетенции

 

Если проследить за количеством открытий в любой области фундаментальных исследований за последние триста лет, например, в области химии, то мы увидим последовательное возрастание количества таких открытий вплоть до середины прошлого века. В это время достигается максимум, за которым происходит резкое снижение числа открытий до значений близких к нулевым. Дальнейшее продвижение по этому пути требует огромных усилий и концентрации финансовых, людских и временных ресурсов. Все это указывает на то, что эпоха поиска и открытий фундаментальных закономерностей природы заканчивается и ей на смену приходит эпоха практического освоения уже найденных закономерностей. Иначе, главным действующим лицом XXI века становится инженер. Эта тенденция также уже просматривается в системе образования, в усилении роли инженерного образования и прикладной, практической составляющей образовательных программ.

Несложно представить новую роль инженера в будущем общественном устройстве.

-                   Именно инженер будет призван к решению принципиальных вопросов организации жизненного уклада общества.

-                   Именно инженер будет выбирать безопасные и устойчивые стратегии развития общества из множества возможных вариантов, многие из которых несут угрозы, риски и катастрофы.

-                   Именно инженер будет нести ответственность за принимаемые решения и отвечать на глобальные вызовы и угрозы.

В таких реалиях, задачами и обязанностями вузов становится возможность подготовить выпускников с квалификацией, соответствующей заказу бизнеса и времени, реагируя на динамику изменений запроса во временных рамках процесса подготовки; гарантировать качество подготовки выпускников в соответствии со спросом, в установленные сроки. [1]

В последнее время все чаще можно услышать о так называемых «университетах прикладных наук», которые планируется создавать на базе существующих. Такие вузы уже стали правилом в Европе, даже в Китае, где люди помимо изучения «общекультурных» вузовских предметов, обязательно получают реальную профессию, на которую есть высокий спрос на рынке труда — то, что называют «прикладным бакалавриатом». Ранее у нас этим занимались техникумы, но техникум не престижен. 85 % родителей не видят для своего ребенка будущего без высшего образования.

В мае 2014 г. в городе Омск состоялся III Съезд инженеров Сибири. Съезд был проведен под девизом «Инженерное дело — основа развития России». Основной целью Съезда стало обобщение лучших практик регионов России в сфере промышленного развития, подготовки инженерно-технических кадров, повышения эффективности инженерной деятельности, направленной на обеспечение ускоренного экономического развития России.

В проекте Концепции программы развития инженерного потенциала Сибири представлена оценка текущей ситуации и основные проблемы развития инженерного потенциала Сибири, среди которых выделены несколько блоков проблем, а именно экономические проблемы, отсутствие федеральной стратегии (политики) развития инженерного потенциала России, низкая конкурентоспособность российского инженерного продукта и дефицит высококвалифицированных кадров. Дефицит высококвалифицированных кадров объясняется неготовностью выпускников к началу практической инженерной деятельности сразу после окончания вуза: хороший уровень фундаментальной подготовки, при этом недостаточный опыт практической деятельности и уровень знания современных технологий производства. [2] Кроме того, также сказывается отсутствие профессионального стандарта для инженеров: не определен набор компетенций, которыми должны обладать инженеры будущего, вузы по-прежнему готовят инженеров для индустриальной экономики (теоретические знания, стандартные методы решения задач, готовность осуществлять только определенные этапы жизненного цикла продукции и т. д.).

Инженер «нового типа» должен демонстрировать следующие компетенции:

-        способность поиска, анализа и интеграции знаний, творческого, нестандартного мышления;

-        умение планировать жизненный цикл продукта и готовность управлять проектом от идеи до вывода на рынок;

-        умение увязывать высокотехнологичные процессы разных отраслей;

-        системное инженерное мышление, способность создавать новые прорывные технологии и целые системы технологий для кросс-отраслевого применения;

-        умение применять цифровое моделирование как основу проектирования и инжиниринга;

-        экономическая и финансовая компетентность;

-        универсальные (надпредметные) компетенции, такие как коммуникативные навыки, включая владение иностранными языками, умение работать в команде и руководить ей, знание мировых тенденций развития и т. д.

Регионам для ускорения инновационного развития необходимо:

-        восстановление сбалансированного потенциала основных звеньев инженерной деятельности «наука — технологические разработки — промышленное освоение»;

-        принятие действенных мер по привлечению в науку молодых исследователей;

-        создание сети инжиниринговых центров по системному освоению нововведений.

При этом важно не только импортировать новые технологии, но и комплексно осваивать их потенциал. А для этого необходимы высококвалифицированные инженерные кадры. Их нехватка может быть компенсирована за счет создания совместно с ведущими отечественными и зарубежными компаниями центров подготовки и обучения новым технологиям. [3]

Для повышения имиджа инженерной профессии регионами предлагается комплекс мер поддержки субъектов промышленной и инженерной деятельности в области профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников. Такие мероприятия, как целевая подготовка студентов, их материальное стимулирование, принятие закона об инженерной деятельности и высокая зарплата инженеров в результате положительно скажутся на престиже инженерного образования и профессии. Также можно выделить следующие масштабные инициативы:

1.                  STEM-игры (S (Science) — наука, T (Technology) — технология, E (Engineering) — инженерное дело, M (Math) — математика) — это особый тип образовательных игр, который позволяет не только познакомить будущих специалистов с сутью работы ученого и инженера, но также дает возможность поставить технических специалистов в позицию управленца, ответственного за развитие отрасли и страны, а значит и подготовить будущих генеральных конструкторов, создателей новых рынков и отраслей. Внедрение STEM-игр в общеобразовательные учреждения позволит сформировать у детей представление о будущей профессии ученого и инженера. Применение STEM-игр в специализированных школах, центрах дополнительного образования и младших курсах вузов позволит сформировать ключевые компетенции, характерные для исследовательской и конструкторской деятельности. В свою очередь такие STEM-игры для состоявшихся специалистов (бакалавров) позволят нарастить социальные компетенции и понять роль инженера/ученого в современном обществе, помочь начать свой проект по применению технологий. В современном мире с огромным количеством источников знаний и массовыми открытыми онлайн курсами такие методики позволяют связать теорию с реальной практикой. При этом игровая среда позволяет с принципиально меньшими рисками проработать те вопросы, которые традиционно решались научной практикой.

2.                  Чемпионаты по профессиональному мастерству национального и международного уровня.

WorldSkills International — международная некоммерческая ассоциация, созданная в 1946 году. Ее цель — повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру и популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру. Российская Федерация активно подключилась к данному движению, она официально стала 60-м членом WorldSkills International в 2012 году. С этого момента заявки на участие в движении WorldSkills Russia подали 60 российских регионов, из них 19 уже приняты в ряды официальных участников WSR. В рамках WorldSkills Russia были проведены 15 региональных чемпионатов, в которых приняли участие более 900 конкурсантов. По распоряжению правительства РФ от 8 октября 2014 года создан союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия», который уполномочен представлять Россию при подаче заявки на проведение мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в 2019 году.

3.                  Всемирная инициатива подготовки инженеров CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate), которая позволяет сформировать практико-ориентированный образовательный процесс через внедрение её в учебный процесс.

CDIO — крупный международный проект по реформированию базового инженерного образования, начатый в октябре 2000 года в Массачусетском технологическом институте (MIT, США) с участием ученых, преподавателей и представителей промышленности. Цель инициативы — приведение содержания и результативности инженерных образовательных программ в соответствие с уровнем развития современных технологий и ожиданиями работодателей. Обучение студентов должно строиться на основе освоения ими инженерной деятельности в соответствии c моделью «Планировать — Проектировать — Производить — Применять» высокотехнологичные реальные системы, процессы и продукты на глобальном рынке. [4] В Стандартах CDIO определены специальные требования к программам CDIO, которые могут выступать руководством для реформирования и оценки образовательных программ в области техники и технологий, создавать условия для их непрерывного улучшения. В настоящее время к проекту присоединились около 90 высших учебных заведений из 25 стран мира. Реализация в ТПУ подхода CDIO к подготовке инженеров начата в октябре 2011 г. и уже стала неотъемлемой частью масштабной модернизации образовательной деятельности университета, направленной на создание в университете личностно-ориентированной образовательной среды, разработку образовательных программ нового поколения, развитие академической самостоятельности и ответственности студентов, повышение квалификации преподавателей и научно-педагогических работников. Основной целью присоединения ТПУ к «клубу CDIO» является повышение качества и результативности инженерных образовательных программ, приведение их в соответствие с требованиями современного производства.

Принятию в ТПУ подхода CDIO к модернизации программ подготовки инженеров предшествовало всестороннее изучение и понимание концепции CDIO в зарубежных вузах. Два основных документа концепции CDIO– CDIO Standards и CDIO Syllabus были переведены на русский язык и адаптированы к терминологии, применяемой в российских вузах. Следствием присоединения ТПУ к CDIO Initiative и вступления в «международный клуб» университетов, реализующих концепцию CDIO, стало, в первую очередь, приведение в 2012 г. Стандарта ООП ТПУ в соответствие со Стандартами CDIO. Следуя требованиям стандартов CDIO, в ТПУ разработан курс «Введение в инженерную деятельность», введенный в учебные планы всех ООП подготовки бакалавров в области техники и технологий, реализуемых в ТПУ начиная с приема 2012 года. Модуль «Введение в инженерную деятельность» рассчитан на 4 семестра и предусматривает не только освоение студентами теоретической части, но и выполнение ими творческих проектов, формируя начальный опыт проектирования технических и технологических объектов, процессов и систем. В 2012 г. начата модернизация 3 «пилотных» программ ТПУ в соответствии с требованиями концепции CDIO. Рабочие группы, сформированные из числа преподавателей ООП, провели оценку соответствия пилотных ООП стандартам CDIO. Концепция, цели и результаты обучения программ были скорректированы в соответствии с характером и содержанием будущей инженерной деятельности выпускника. Достижение запланированных результатов обучения ООП, согласованных с Перечнем CDIO Syllabus, потребовало изменения структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ. Опыт ТПУ в реализации подхода CDIO при реформировании образовательных программ постоянно анализируется, обобщается и обсуждается в рамках международных и российских конференций и семинаров.

Участие в таких ассоциациях и международных мероприятиях способствует формированию механизмов кадрового обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности по сквозным рабочим профессиям на основе международных стандартов, включая механизмы профессиональной ориентации, подготовки кадров, формирования экспертных сообществ и повышения производительности труда. В рамках взаимодействия экспертных сообществ обеспечивается более эффективная работа по разработке национальных профессиональных и образовательных стандартов на основе международных стандартов WorldSkills International по сквозным и наиболее востребованным профессиям в отраслях экономики России.

Кадры являются главным связующим звеном между наукой и промышленностью, и основным ресурсом для развития современной инжиниринговой отрасли. Развитие инженерного кадрового потенциала, отвечающего требованиям постиндустриальной экономики, таким как переход к интеллектуальной технологии, инновационное производство, высокая производительность труда, гуманизация и экологизация технологического прогресса и глобализация требуют разработки образовательных программ на основе профессионального стандарта с опорой на компетентностный подход, включая использование практико-ориентированных образовательных технологий.

 

Литература:

 

1.         Всероссийский инженерный конкурс как фактор развития инженерного образования в России — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=91212#.VH_wdnslJKo (дата обращения 04.05.2015).

2.         Опрос работодателей, Социологический центр ТПУ, 2013 г.

3.         Резолюция III Съезда инженеров Сибири, 28–30 мая 2014, г. Омск

4.         Портал http://www.cdio.org/

5.         Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.

6.         Улановский А. М. Конструктивистская парадигма в гуманитарных науках // Эпистемология & философия науки — 2006 — т. Х., № 4 — С.129–141.

Основные термины (генерируются автоматически): CDIO, инженерная деятельность, Россия, программа, инженерное образование, инженер, стандарт, инженерная профессия, профессиональное мастерство, профессиональный стандарт.


Похожие статьи

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении...

Профессиональные квалификации современного специалиста техники и технологий зафиксированы в качестве результата инженерного образования в Плане CDIO. Инициатива CDIO (Conceiving-Designing-Implementing-Operating...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении...

Профессиональные квалификации современного специалиста техники и технологий зафиксированы в качестве результата инженерного образования в Плане CDIO. Инициатива CDIO (Conceiving-Designing-Implementing-Operating...

Формирование профессиональной мобильности будущих...

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер, гражданское строительство, инженерная деятельность, высшее профессиональное образование, профессиональная подготовка...

Формирование профессиональной мобильности будущих...

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер, гражданское строительство, инженерная деятельность, высшее профессиональное образование, профессиональная подготовка...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

стандарт, рынок труда, Россия, работодатель, требование, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, выполнение работы, Министерство труда, учебное заведение.

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

стандарт, рынок труда, Россия, работодатель, требование, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, выполнение работы, Министерство труда, учебное заведение.

Роль профессиональных стандартов в профориентации...

Ключевые слова: профориентация, профессиональные стандарты, профессиональная деятельность, уровни квалификации.

Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) профессиональные стандарты...

Роль профессиональных стандартов в профориентации...

Ключевые слова: профориентация, профессиональные стандарты, профессиональная деятельность, уровни квалификации.

Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) профессиональные стандарты...

Формирование компетенций проблемного поля CDIO

CDIO, содержание образования, подход, профессиональная деятельность, идея, высшее образование, образовательная практика, профессиональная карьера, образовательный процесс, инженерное образование.

Формирование компетенций проблемного поля CDIO

CDIO, содержание образования, подход, профессиональная деятельность, идея, высшее образование, образовательная практика, профессиональная карьера, образовательный процесс, инженерное образование.

Разработка профессиональных стандартов и согласование...

профессиональный стандарт, стандарт, Россия, Производство изделий, программа, Специалист формообразования изделий, Россия РФ, Новосибирск, Российская Федерация, сфера наноиндустрии.

Разработка профессиональных стандартов и согласование...

профессиональный стандарт, стандарт, Россия, Производство изделий, программа, Специалист формообразования изделий, Россия РФ, Новосибирск, Российская Федерация, сфера наноиндустрии.

Опыт применения методов активного обучения в преподавании...

Ключевые слова:инженерное образование; Всемирная Концепция CDIO; навыки межличностного общения; методы активного обучения

Всемирная Концепция CDIO является инновационным образовательным проектом для создания нового поколения инженеров.

Опыт применения методов активного обучения в преподавании...

Ключевые слова:инженерное образование; Всемирная Концепция CDIO; навыки межличностного общения; методы активного обучения

Всемирная Концепция CDIO является инновационным образовательным проектом для создания нового поколения инженеров.

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском...

CDIO, программа, ABET, университет, комплексная инженерная деятельность, инженерная деятельность, математическая подготовка, область техники, высшее образование...

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском...

CDIO, программа, ABET, университет, комплексная инженерная деятельность, инженерная деятельность, математическая подготовка, область техники, высшее образование...

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

высшее профессиональное образование, энергетическая компания, энергетическая отрасль, Красноярский край, Российская Федерация, трудовой договор, дополнительное профессиональное образование, стандарт...

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

высшее профессиональное образование, энергетическая компания, энергетическая отрасль, Красноярский край, Российская Федерация, трудовой договор, дополнительное профессиональное образование, стандарт...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении...

Профессиональные квалификации современного специалиста техники и технологий зафиксированы в качестве результата инженерного образования в Плане CDIO. Инициатива CDIO (Conceiving-Designing-Implementing-Operating...

Роль иноязычной подготовки в профессиональном становлении...

Профессиональные квалификации современного специалиста техники и технологий зафиксированы в качестве результата инженерного образования в Плане CDIO. Инициатива CDIO (Conceiving-Designing-Implementing-Operating...

Формирование профессиональной мобильности будущих...

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер, гражданское строительство, инженерная деятельность, высшее профессиональное образование, профессиональная подготовка...

Формирование профессиональной мобильности будущих...

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер, гражданское строительство, инженерная деятельность, высшее профессиональное образование, профессиональная подготовка...

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

стандарт, рынок труда, Россия, работодатель, требование, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, выполнение работы, Министерство труда, учебное заведение.

Проблема взаимосвязи требований образовательных...

стандарт, рынок труда, Россия, работодатель, требование, профессиональная деятельность, профессиональный стандарт, выполнение работы, Министерство труда, учебное заведение.

Роль профессиональных стандартов в профориентации...

Ключевые слова: профориентация, профессиональные стандарты, профессиональная деятельность, уровни квалификации.

Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) профессиональные стандарты...

Роль профессиональных стандартов в профориентации...

Ключевые слова: профориентация, профессиональные стандарты, профессиональная деятельность, уровни квалификации.

Утвержденные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) профессиональные стандарты...

Формирование компетенций проблемного поля CDIO

CDIO, содержание образования, подход, профессиональная деятельность, идея, высшее образование, образовательная практика, профессиональная карьера, образовательный процесс, инженерное образование.

Формирование компетенций проблемного поля CDIO

CDIO, содержание образования, подход, профессиональная деятельность, идея, высшее образование, образовательная практика, профессиональная карьера, образовательный процесс, инженерное образование.

Разработка профессиональных стандартов и согласование...

профессиональный стандарт, стандарт, Россия, Производство изделий, программа, Специалист формообразования изделий, Россия РФ, Новосибирск, Российская Федерация, сфера наноиндустрии.

Разработка профессиональных стандартов и согласование...

профессиональный стандарт, стандарт, Россия, Производство изделий, программа, Специалист формообразования изделий, Россия РФ, Новосибирск, Российская Федерация, сфера наноиндустрии.

Опыт применения методов активного обучения в преподавании...

Ключевые слова:инженерное образование; Всемирная Концепция CDIO; навыки межличностного общения; методы активного обучения

Всемирная Концепция CDIO является инновационным образовательным проектом для создания нового поколения инженеров.

Опыт применения методов активного обучения в преподавании...

Ключевые слова:инженерное образование; Всемирная Концепция CDIO; навыки межличностного общения; методы активного обучения

Всемирная Концепция CDIO является инновационным образовательным проектом для создания нового поколения инженеров.

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском...

CDIO, программа, ABET, университет, комплексная инженерная деятельность, инженерная деятельность, математическая подготовка, область техники, высшее образование...

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском...

CDIO, программа, ABET, университет, комплексная инженерная деятельность, инженерная деятельность, математическая подготовка, область техники, высшее образование...

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

высшее профессиональное образование, энергетическая компания, энергетическая отрасль, Красноярский край, Российская Федерация, трудовой договор, дополнительное профессиональное образование, стандарт...

Профессиональные стандарты как основа изменения системы...

высшее профессиональное образование, энергетическая компания, энергетическая отрасль, Красноярский край, Российская Федерация, трудовой договор, дополнительное профессиональное образование, стандарт...

Задать вопрос