Библиографическое описание:

Володькина Т. А., Казарин В. Е. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 14-16.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.

В. Г. Белинский

Научно-техническое творчество, кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют осуществлять выявление и поддержку талантливой молодежи, а так же создает условия для раскрытия творческих способностей студентов, повышение результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве. Олимпиады, конкурсы нацелены на выполнение Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» [1], а так же пункта № 22 Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. [2]

Рассмотрим влияние участия студентов в научно-технических проектах на их последующее обучение и профессиональную успешность. Для рассмотрения выше поставленного вопроса возьмём опыт работы секции технического творчества студентов «Электромеханические дисциплины» СПб ГБОУ СПО «АТЭМК».

Описание опыта.

Качественное и современное техническое образование является неотъемлемой частью развития технологий и модернизации экономики в стране.

В целях популяризации профессионального образования среди молодежи и повышения престижности таких профессий как: Техническое эксплуатация и обслуживание и электромеханического оборудования (по отраслям), Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий и других специальностей Министерство образования России, органы государственной города, организует Всероссийские, городские олимпиады профессионального мастерства.

За последние два года студенты колледжа приняли участие в нескольких подобных олимпиадах, конкурсах. Но прежде чем выйти на городской, региональный и всероссийский уровень студенты проходят первый этап в колледже, участвуя в конкурсе профессионального мастерства «Все начинается с любви к профессии».

Рис. 1. Конкурс «Все начинается с любви к профессии»

 

Главное звено в каждом конкурсе это этап практического, профессионального мастерства. Именно организации этого этапа уделяется больше всего внимания, как на этапе в колледже, так и на всероссийском уровне. Обязательным условием проведения этапа является присутствие среди членов жюри представителей социальных партнеров, производственников, профессионалов своего дела.

Участие в подобных конкурсах дает опыт, который без преувеличения можно назвать основополагающим в становлении специалиста.

Всероссийские конкурсы позволяют оценить уровень подготовки студентов, выявить особо одарённых технически студентов, развить их технические наклонности, совершенствовать учебно-методические материла, материально-техническую базу. Повысить конкурентоспособность выпускника, привлекательность для работодателя и технических высших учебных заведений.

Примеры: победитель и призер регионального этапа конкурса профессионального мастерства 2013 года, сегодня техники Мариинского театра, еще один призер подобного конкурса — работает в горной отрасли и учится в профильном ВУЗе.

Рис. 2. Победители и призеры региональной профессиональной олимпиады

 

Еще один положительный опыт работы секции, это организация работы кружка технического творчества студентов «МехатрониКо» СПБ ГБОУ СПО «АТЭМК».

За два года работы кружка студентами при наставничестве и помощи преподавателей колледжа, собраны макеты, устройства, конструкторские разработки, лабораторное оборудование (роботы, светотехнические стенды, стенды для диагностики двигателей, и др.). Работы выполненные на занятиях в кружке ежегодно выставляются на выставке в колледже и городских выставках конкурсах. Многие работы были отмечены грамотами, призами, а главное непосредственно работодателями.

Результаты работы кружка:

-        повышение интереса к выбранной профессии;

-        разработка и работа над инновационными проектами;

-        сотрудничество с научно-исследовательскими институтами;

-        получение опыта публичной защиты;

-        совершенствование материально-технической базы учебного заведения;

-        и т. п.

На рисунке 3 представлен робот-поисковик «Экоробот», студента первого курса, участника кружка технического творчества.

https://pp.vk.me/c623826/v623826449/279f8/zH57KCN4w0c.jpg

Рис. 3. Робот — поисковик «Экоробот»

 

Очень важно участие студентов в конференциях, семинарах, круглых столах, это позволяет повысить общую и профессиональную эрудицию. Секция работает тесно сотрудничая с другими секциями колледжа, а так же с ресурсным центром колледжа. Для обсуждения и высказывания своего мнения в секции организован дискуссионный клуб «Профессиональный ответ». На заседаниях клуба рассматривались такие вопросы как: «Профессиональная ответственность», «Энергетика победы», «Энергосберегающие технологии в профессиональной деятельности», «Великая отечественная война и ее экологические последствия».

Оценка работы клуба была осуществлена с помощью анкетирования выпускников колледжа, участников клуба. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования

№.

Вопрос

ответ

общее кол-во опрошенных

да

нет

воздержались от ответа

1

Помог ли Вам опыт выступлений в клубе на защите ДП?

21

-

4

25

2

Помогло ли Вам участие в студенческом научном обществе при трудоустройстве?

23

 

2

25

 

Работа секции нацелена на проведение предметных олимпиад, конкурсов кроссвордов, и т. д»..

Работа секции по подготовке профессиональных осуществляется на постоянной основе, и мы рассматриваем работу секции как проект по развитию творческих способностей студентов.

Текущие результаты проекта.

В настоящее время создана рабочая группа, включающая в себя представителей работодателей, руководителя СНО, кружка технического творчества и ресурсного центра, а так же преподавателей и мастеров производственного обучения. Рабочая группа сформировала Концепцию подготовки, проведения ежегодных мероприятий по развитию технического творчества студентов СПб ГБОУ СПО «АТЭМК», поддержания и развития творческо-одаренной молодежи. Рабочая группа проработала конкретные шаги и действия по реализации Концепции, такие как:

-        прохождение практики, стажировок на площадках ведущих отечественных предприятий и за рубежом;

-        целевое обучение;

-        наставничество;

-        именные стипендии;

-        сопровождение и продвижение студенчески проектов;

-        привлечение экспертов, для экспертного участия в реализации проекта, как вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов в отрасли (например, гранты на продолжение исследований, стипендии от компаний или предприятий победителям и призерам);

-        —будущее трудоустройство выпускников.

Максим Горький писал «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать — необходимо уметь, а умение дается только изучением техники».

Сделаем вывод, для подготовки техника необходимо развивать его технические, эстетические и нравственные стороны, и тогда выпускник сможет стать не просто исполнителем, еще и современным Кулибиным.

 

Литература:

 

1.                  Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», 2006.

2.                  Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионального мастерства, технического творчества студентов, олимпиады профессионального мастерства, кружка технического творчества, работы кружка, СПб ГБОУ СПО, государственной поддержки талантливой, поддержки талантливой молодежи», реализации Концепции общенациональной, «О мерах государственной, опыт работы секции, и развития молодых талантов, Концепции общенациональной системы, мерах государственной поддержки, выявления и развития молодых, системы выявления и развития, общенациональной системы выявления, Результаты анкетирования, работы кружка технического, профессионального мастерства «Все.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос