Библиографическое описание:

Рожко О. А. Регулирование рынка офтальмологических услуг как функция органов местного самоуправления // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 479-481.

Сегодня, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, во всем мире насчитывается около 45 млн. слепых людей и около 314 млн. человек имеют нарушения зрения, в т. ч. около 19 миллионов детей [1]. Фактические же масштабы слепоты и нарушений зрения, скорее всего, превышают оценки международных экспертов. В этой связи, как неоднократно отмечалось на профильных заседаниях Ассамблеи ВОЗ, государства-члены должны вести работу в области профилактики нарушений зрения, главным образом, с помощью конкретных планов и включения этой проблематики в национальные планы социально-экономического развития и программы развития в области здравоохранения.

По данным Министерства здравоохранения Украины ежегодно в пятерке наиболее распространенных болезней как среди взрослого, так и детского населения, регистрируются болезни органа зрения [2]. Однако, надлежащая организация оказания офтальмологической помощи населению, как одна из форм отношения государства к проблемам здоровья, достаточно длительное время не отвечает требованиям организации современной эффективной системы здравоохранения, которая уже давно существует в европейских странах.

Поэтому цель данной статьи заключается в актуализации задач для органов местного самоуправления по организации оказания офтальмологической помощи населению в условиях реформирования медицинской отрасли.

Социальная политика государства является главным рычагом в решении проблем общественного здравоохранения, ведь именно она, государственная политика, способна наиболее эффективно влиять на усовершенствование организации оказания медицинской помощи. В последнее время большое внимание уделяется реформированию первичного звена оказания медико-санитарной помощи населению. Как показывают многочисленные исследования, именно на этом уровне создаются возможности эффективного воздействия на положительные установки по формированию здорового образа жизни как для отдельного человека или семьи, так и для населения Украины в целом [3].

Сегодня государственная политика направлена на формирование новой идеологии развития отечественного здравоохранения, ключевой фигурой которой является не просто врач, а семейный врач как специалист по оказанию первичной медицинской помощи при любых патологических состояниях, включая и вопросы оказания офтальмологической помощи. В этой связи, проводимые министерством здравоохранения Украины совместно с органами местной исполнительной власти и органами местного самоуправления реформы должны коснуться также и специализированных больниц (кабинетов) и офтальмологических центров общегосударственного значения, основными функциями которых является предоставление высокоспециализированной офтальмологической помощи населению [4].

За период независимости украинского государства определенный опыт перестройки деятельности офтальмологической службы на региональном уровне уже имеют несколько областных центров Украины. Особо следует акцентировать, что по сравнению с другими направлениями здравоохранения, офтальмологическая помощь населению регулируется именно на местном уровне, т. е. органами местной исполнительной власти или органами местного самоуправления. Это объясняется тем, что сегодня министерство здравоохранения Украины не имеет в прямом подчинении ни одного государственного лечебного учреждения офтальмологического профиля. Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В. П. Филатова (г. Одесса) с 1993 года был переподчинен Национальной академии медицинских наук НАН Украины. Таким образом, лишь небольшой контингент больных с патологией органа зрения имеет возможность лечиться в этом профильном лечебном учреждении, которое финансируется за счет средств государственного бюджета. Однако широкий доступ населения к получению офтальмологических услуг ограничен социальным статусом пациентов (например, доступ в Государственное Учреждение «Украинский государственный научно-исследовательский институт медико-социальных проблем инвалидности» министерства здравоохранения Украины имеют лица, которые признаны инвалидами или те, которым устанавливается этот статус). Кроме того, подведомственные различным министерствам лечебные учреждения функционируют как ведомственные и обслуживают только профильный контингент (работников СБУ, железной дороги и пр.).

Принимая во внимание все вышеизложенное, мы рассматриваем функцию регулирования рынка офтальмологических услуг органами местного самоуправления как логично обоснованную. Подтверждением этого служит пример пяти областей Украины, в структуре коммунальных лечебных учреждений которых были созданы и успешно функционируют специализированные офтальмологические больницы. На данный момент в Украине функционирует пять таких больниц, причем, они расположены не только в городах-миллионниках (Днепропетровск, Киев, Одесса, Харьков), но и в городах, население которых значительно меньше (г. Николаев). В остальных областных центрах функционируют офтальмологические отделения как структурное подразделение многопрофильной областной клинической больницы.

Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» разграничивает полномочия органов местного самоуправления на собственные и делегированные [5]. К собственным полномочиям органов местного самоуправления в сфере здравоохранения относятся:

управление учреждениями здравоохранения, принадлежащим территориальным общинам или переданным им в управление;

организация медицинского обслуживания и питания в учреждениях здравоохранения;

содействие работе общественных и неприбыльных организаций, которые действуют в сфере здравоохранения.

Делегированные полномочия, в соответствии с этим законом, также регламентируют деятельность органов местного самоуправления в сфере здравоохранения. Эти полномочия направлены на:

-        обеспечение доступности и бесплатности медицинского обслуживания населения на соответствующей территории;

-        обеспечение развития всех видов медицинского обслуживания, развития и совершенствования сети лечебных учреждений всех форм собственности (в т. ч. коммунальных учреждений офтальмологического профиля — авт.); определение потребности и формирования заказов на кадры для этих заведений, заключение договоров на подготовку специалистов, организация работы по совершенствованию квалификации кадров;

-        обеспечение льготных категорий населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (через целевые программы в области здравоохранения, такие как «Зрение ветерана» — авт.);

-        регистрацию уставов (положений) учреждений здравоохранения, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности (в т. ч. уставов учреждений частной медицинской офтальмологической практики — авт.);

-        внесение предложений в соответствующие органы о лицензировании индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения.

Опыт создания в регионах специализированных офтальмологических больниц, финансирующихся за счет средств областного или городского бюджета, говорит о том, что руководители региональных органов власти и органов местного самоуправления полностью разделяют ответственность с врачами-офтальмологами за качество оказания специализированной медицинской помощи населению области.

Следует также отметить, что наряду с государственным сектором здравоохранения, во многих регионах Украины уверенно развивается сеть частных офтальмологических учреждений, однако ее удельный вес в сети лечебных учреждений не превышает 9 %.

Проведенный в рамках данного исследования сравнительный анализ государственно-управленческих подходов в вопросе регулирования рынка офтальмологических услуг, позволил установить основополагающие принципы обеспечения этой управленческой функции для такого субъекта общественных отношений в сфере здравоохранения как орган местного самоуправления. Установлено, что регулирование рынка офтальмологических услуг органами местного самоуправления осуществляется на основе таких принципов:

-        комплементарности принятым международным стандартам организации офтальмологической помощи населению;

-        децентрализации государственного управления в сфере предоставления офтальмологических услуг населению;

-        реализации органами местного самоуправления собственных и делегированных полномочий по управлению коммунальными лечебными учреждениями офтальмологического профиля;

-        верховенства медицинского права при оказании офтальмологической помощи;

-        формирования и развития рынка офтальмологических услуг на основе прямого финансирования государственных и коммунальных учреждений офтальмологического профиля, а также создания органами исполнительной власти условий для развития частной медицинской офтальмологической практики, что обеспечивает для пациента гарантированное государством право выбора лечащего врача и лечебного учреждения.

 

Литература:

 

1.          Профилактика предупреждаемой слепоты и нарушений зрения/доклад Секретариата ВОЗ11 декабря 2008 г. № EB124/7 [эл. ресурс]. URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB124/B124_7-ru.pdf

2.          Официальный сайт Министерства здравоохранения Украины [эл. ресурс]. URL: http:// www.moz.gov.ua

3.          Государственное управление здравоохранением в Украине: генезис и перспективы развития: кол монограф. / под. ред. М. Н. Билинской, Я. Ф. Радыша. К.: НАГУ, 2013. 424 с.

4.          Об утверждении нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения Украины по реализации Закона Украины «О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях»/ приказ МЗ Украины от 05.10.2011 № 646 [эл. ресурс]. URL: http:// www. moz.gov.ua

5.          О местном самоуправлении в Украине /закон Украины от 21.05.1997 № 280/97-ВР [эл. ресурс]. URL: http://www.rada.gov.ua

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle