Библиографическое описание:

Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Попутное повторение пунктуации в предложениях с союзом и при изучении темы «Главные члены предложения» // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 610-612.

 

Данная статья посвящена проблеме попутного повторения пунктуации в предложениях с союзом и в связи с изучением темы «Главные члены предложения».

Ключевые слова: союз, пунктуация.

 

При закреплении указанной темы повторяются следующие трудные, случаи пунктуации, известные учащимся по предыдущим классам: 1) знаки препинания в предложениях е союзом и (в сложносочиненных и простых предложениях с однородными членами); 2) знаки препинания в предложениях с союзом и, осложненных причастным или деепричастным оборотом.

Пунктуация в предложениях, с союзом и представляет значительные трудности для учащихся, поэтому неправильная постановка запятой или ее отсутствие перед союзом и–наиболее распространенные и устойчивые пунктуационные ошибки.

Работу над темой «Предложения с союзом и» необходимо вести систематически, на протяжении всего курса русского языка. При этом повторение пунктуации должно быть организовано так, чтобы оно не мешало усвоению нового материала, В связи с этим мы намечаем следующие этапы в работе.

Второй этап — первоначальное закрепление новой темы на материале простых предложений, данных в упражнениях учебника. И лишь после того, как учащиеся усвоят основные теоретические положения новой темы и практически закрепят их, можно перейти к следующему этапу работы, на котором дальнейшее закрепление нового материала совмещается ' с попутным повторением пунктуации в предложениях с союзом ц. Для тренировочных упражнений нужно подобрать сложносочиненные и простые предложения с однородными членами, в которых имеется необходимый материал для закрепления новой темы. В этом случае учащиеся вначале получают основное задание (по изучаемому материалу), а затем — дополнительное (по повторению): определить структуру предложения, установить, какую функцию выполняет союз и, расставить знаки препинания.

Повторение этой темы мы организуем уже при изучении морфологии, начиная с VI класса. Стремясь сохранить пунктуационные навыки, полученные учащимися в начальной школе, в тренировочные упражнения мы включаем сложносочиненные и простые предложения с однородными членами, содержащие материал по изучаемой теме.

Например, при закреплении правописания окончаний после шипящих и в творительном падеже существительных для грамматического разбора даются следующие предложения:

..Герасим толкнул дверь плечом и ввалился в дом со своей ношей (Тургенев). Сергей нажал педаль, и танк плавно двинулся по нагретому солнцем асфальту (Бабаевский).

В VII классе знания учащихся по теме «Предложения с союзом и» расширяются. Так, при изучении причастий и деепричастий для разбора предлагаются сложносочиненные и простые предложения с однородными членами, осложненные причастным или деепричастным оборотом. Например:

Заря разгоралась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого: снега (Паустовский). Прослужив — недолго, отец неожиданно бросил службу и вернулся в старую дедовскую усадьбу (Паустовский).

Такой подбор тренировочного материала дает возможность, во-первых, закреплять новые темы и одновременно повторять пройденное, во-вторых, воспитывать у учащихся навык применять сразу несколько пунктуационных правил и. наконец, учит школьников не смешивать простые предложения, содержащие однородные члены или причастные и деепричастные обороты, с' предложениями сложносочиненными.

Повторение пунктуации в предложениях с союзом и особенно важно связать с изучением в VIII классе темы «Главные члены предложения», так как эта связь позволит показать учащимся, что в отграничении сложносочиненного предложения от простого с однородными членами основную роль играет умение находить главные члены предложения.

Как известно, основная причина пунктуационных ошибок в конструкциях с союзом и состоит в том, что учащиеся часто не умеют быстро найти организующие центры предложения (подлежащее и сказуемое) и обычно не определяют, к какому' подлежащему относится каждое из сказуемых или сказуемое не относится ни к какому подлежащему (в безличных и неопределенно-личных предложениях). В результате структура предложения определяется неправильно. Поэтому мы учим школьников при разборе предложения четко разграничивать сказуемые, относящиеся к разным подлежащим, к одному подлежащему или не относящиеся ни к какому подлежащему.

Такие операции подчеркивают очень важную закономерность: в простом предложении сказуемые относятся к одному и тому же подлежащему, а в сложносочиненном– к разным или не относятся ни к каким. Знание этой закономерности помогает учащимся точно определять структуру предложения и в соответствии с этим решать вопрос о знаках препинания. Затруднения в нахождении главных членов предложения вызываются определенными грамматическими факторами, которые часто бывают причиной смешения сложносочиненного предложения с простым, имеющим однородные сказуемые. Такое смешение приводит к пунктуационной ошибке.

К факторам, влияющим на появление пунктуационных ошибок в сложносочиненных предложениях, относятся следующие:

1)        выражение подлежащего субстантивированными прилагательными или причастиями, словосочетаниями, неопределенными или отрицательными местоимениями и существительными, обозначающими отвлеченные понятия, например: То и дело останавливается Дружок, и кто-нибудь вышибает заклинившийся в подкову голыш (А. Серафимович).

2)        порядок слов: а) в первом простом предложении прямой порядок слов (предложение начинается с подлежащего), во втором — инверсия (предложение заканчивается подлежащим), например: Солнце скрылось за острый гребень хребта, и над горами быстро опустилась ночная лиловая тень (Соколов-Микитов); б) в обоих простых предложениях инверсия, например: В глубокой вышине переливались невидимые жаворонки, и в душе у меня тоже звенели, песни (Ф. Гладков);

3)        наличие сказуемых в одной форме, например: Далеко внизу мерещились синие пади, и туда из-под ног катились с шумом тяжелые валуны (А. Фадеев).

В связи с этим для тренировочных упражнений по теме «Главные члены предложения» мы стремились подобрать достаточное количество таких предложений, которые бы содержали в себе отмеченные выше конструкции.

Первым в теме «Главные члены предложения» изучается раздел «Способы выражения подлежащего». Первоначальное закрепление темы проводится на материале упражнения 94, которое разбирается устно. Затем вывешивается переносная доска, где записаны предложения с союзом и (знаки препинания пропущены):

Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого (А. Чехов). Кто-то выбил раму, и черный дым уже валил наружу, перемешиваясь с языками пламени (Паустовский). Всегда на скамейку кто-нибудь присаживался, И начинался неторопливый, спокойный разговор (Паустовский).

Учащиеся получают задание для самостоятельной работы: 1) переписать предложения, подчеркнуть главные члены предложения, особо _ проверив, какому подлежащему I подчинены сказуемые; определить, какой частью речи выражено подлежащее; 2) указать тип предложения, (простое или сложное); отметить, какую роль выполняет союз и, расставить знаки препинания и составить схему 3-го предложения.

При анализе осложненных предложений причастный оборот подчеркивается волнистой линией, а деепричастный — пунктиром.

Дома учащиеся разбирают следующие предложения:

Толпа дрогнула, сидевшие встали, на минуту, все замерло, насторожилось, и много лиц побледнело (М. Горький). Что-то зашумело в верхушках деревьев, и упало на мокрую землю несколько желтых листьев.

Следующий раздел — «Простое глагольное сказуемое».

При первоначальном закреплении темы устно выполняется упражнение 93. Затем проводится грамматический разбор предложений с союзом и, в которых представлены простые глагольные сказуемые.

Помимо отмеченных конструкций с союзом и, в материал для грамматического разбора включается несколько сложносочиненных предложений, имеющих в своем составе безличные предложения. Определение структуры этих предложений и пунктуация в них представляют значительные трудности для учащихся. Такие сложносочиненные предложения учащиеся смешивают с простыми, потому что сказуемое безличного предложения принимают за одно из однородных сказуемых, в результате чего не ставят запятой перед союзом и.

На первом и втором уроках при объяснении и закреплении темы «Безличные глаголы» использовались только простые предложения (безличные'».

Учащиеся с помощью учителя установили, что в безличных предложениях из главных членов имеется только сказуемое, которое не относится ни к какому подлежащему.

На следующем уроке для разбора было дано два простых предложения. Например: Светает. На улице появляются прохожие. — Учащиеся получили задание: подчеркнуть главные члены предложения и указать, какое из данных предложений является безличным.

Затем предлагается новое задание: соединить эти два предложения в одно сложное с помощью союза и. (Светает, и на улице появляются прохожие.)

В итоге был сделан вывод: безличное предложение может употребляться и в составе сложного* где оно, как и все другие предложения, отделяется запятой от соседнего предложения.

Только после такой предварительной подготовки можно дать для грамматического разбора сложные предложения, имеющие в своем составе безличные предложения. Например: В эти дни уже обозначился перелом на зиму, и к ночи сильно примораживало (А. Фадеев).

Совместить закрепление новой темы с повторением пройденного помогают и упражнения учебника, в которых содержится материал для повторения пунктуации в сложных и простых предложениях с союзом и, при деепричастном и причастном оборотах и в конструкциях с прямой речью.

При закреплении темы «Составное глагольное сказуёмое» для самостоятельной работы можно использовать такие предложения:

Я всё стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли, смущенные столь ужасными впечатлениями (Пушкин). Кирила Петрович сел ужинать и тогда только, не видя Дубровского, хватился о нем (Пушкин). Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе (Пушкин). Падающий снег начинал закрывать все предметы и белой пеленой одевал землю (Аксаков). Я люблю эти лунно-снежные ночи зимы, и мне хочется лететь над снегами в хрустальном воздухе (Ф. Гладков).

Новым видом сказуемого для учащихся является именное составное сказуемое.

На первом уроке после объяснения новой темы закрепляем ее на материале упражнений учебника (109.110).

На втором уроке учащиеся тренируются в грамматическом разборе предложений с союзом и, имеющих именные составные сказуемые. Например:

Она чувствовала себя совершенно здоровой и была в веселом, праздничном настроении (А. Чехов). Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка (Короленко). В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени мерцали на земле (А. Чехов). Облака стали менее густыми, и солнце, проглядывая на землю в просветы, помаленьку расталкивало их в разные стороны (Трояновский).

Кроме этого, учащимся дается задание составить схемы первого и третьего предложений.

Учащиеся получают задание: 1) записать только те предложения, в которых в связи с отсутствием связки употребляется тире; 2) подчеркнуть подлежащие и сказуемые, определить структуру предложений и расставить знаки препинания.

Систематическое проведение попутного г повторения пунктуации к предложениях с союзом и в: связи с прохождением нового материала, с одной стороны, дает возможность установить преемственную связь между начальной и средней школой, с другой стороны, позволяет осуществить принцип перспективности в работе над темой, так как в V–VIII классах будет подготовлена прочная основа, на которой в дальнейшем будет строиться систематическое изучение тем «Однородные члены предложения», «Сложносочиненные предложения», «Обособленные определения и обстоятельства».

 

Литература:

 

1.                   Виноградов В. В. Русский язык. М., 1992

2.                   Горшкова К. В., Шанский Н. М.. Современный русский язык. М., 1993

3.                   Кузьма А. Я., Неупокоева О. В. Русский язык. М.,2002

4.                   Ладыженская Т. А., Зельманова Л. М. Практическая методика. Русский язык. М., 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle