Авторы: Миналиева Минзифа Абубикеровна, Рачителева Надежда Анатольевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 547 раз

Библиографическое описание:

Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Комбинированные упражнения на уроках русского языка // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1032-1034.

Статья посвящена необходимости большей концентрации учебного материала на уроках. Комбинироваться могут различные задания по орфографии и пунктуации, правописанию и грамматике, правописанию и стилистике. Упражнения должны содействовать воспитанию речевых и правописных навыков.

Ключевые слова: синонимические замены, лексические нормы, словосочетания.

Особое распространение в школе имеют комбинированные упражнения по орфографии и пунктуации.

Намечая упражнения для закрепления правописных правил, следует учитывать степень близости, взаимосвязи тех или иных написаний между собой. В этих условиях комбинированные упражнения позволяют широко использовать эффективный для обучения прием сравнения.

Включение в упражнение того или иного написания зависит и от степени удаленности его от первоначального знакомства учащихся с правилом. В первую очередь к основному написанию прибавляются те, которые проходились на ближайших уроках. В дальнейшем промежутки между включением написаний в упражнение и изучением правила удлиняются (за исключением более употребительных орфограмм и синтаксических конструкций).

Наконец, важное условие, которое необходимо учесть при подборе комбинированных правописных упражнений, — это возможность учащихся разобрать и усвоить данное количество орфограмм. При столкновении этого принципа с другими ему, естественно, отдается предпочтение.

В среднем представляется возможным включать в каждое из комбинированных упражнений 2–5 написаний различного типа, требующих известной самостоятельности учеников. Это число может быть увеличено в упражнениях, рассчитанных на общетематическое, четвертное или общекурсовое повторение.

Значительное внимание в школах уделено комбинированным правописно-грамматическим упражнениям. Выполняя их, учащиеся закрепляют и грамматические знания и правописные навыки. Следует систематически включать в правописные упражнения, связанные с решением орфографических и пунктуационных задач, соответствующее грамматическое задание, например распознавание (подчеркивание, выделение, выписывание, образование и пр.) той или иной грамматической категории [2,c.15].

Особую остроту в наше время приобретает проблема развития речи учащихся в общеобразовательной школе.

На уроках литературы испытанным средством развития речи являются различные типы, пересказов, изложений и сочинений, на уроках русского языка — всевозможные виды комбинированных упражнений.

Комбинированный характер таких упражнений может проявляться в скрытой и открытой форме. Первая имеется в упражнениях, где одно задание преследует несколько целей. Например, придаточное определительное требуется заменить причастным оборотом, который надо поставить перед определяемым словом. Выполняя эту работу, учащийся должен применить также правило пунктуации; впереди определяемого слова причастный оборот не обособляется.

В упражнениях другого типа каждой из поставленных целей соответствует отдельное задание (речевое и правописное). Например: заменить придаточные предложения причастными оборотами, вставить пропущенные буквы.

Среди правописно-речевых упражнений по характеру заданий можно выделить следующие группы:

1.                   Изменение слов, словосочетаний или предложений. В соединении с заданиями по орфографии или пунктуации подобные упражнения принадлежат к числу наиболее употребительных. Особенно полезны среди них упражнения на синонимические замены.

Синонимические замены могут быть лексическими (замена одних слов другими) и грамматическими. Последние имеют морфологический характер (замена одних частей речи или форм другими: обучение детей — обучать детей, бежать взапуски— бег взапуски), морфолого-синтаксический (замена слов словосочетаниями или одних словосочетаний другими), синтаксический (замена одних предложений другими — простых сложными, сложносочиненных сложноподчиненными и т. д.). Синонимические замены очень удобно использовать для целей правописания. Они, во-первых, воспитывают практические навыки точного употребления речевых средств и, во-вторых, обеспечивают самостоятельный выбор всех или почти всех написаний в синонимах-заменителях [2,c.56].

2.                   Упражнения на соединение и разъединение слов, оборотов, предложений. Сюда же можно отнести различные типы классификационной работы, сочетаемой с решением правописных задач.

3.                   Подбор или вставка учащимися слов (иногда словосочетаний) с данными орфограммами для иллюстрации того или иного правила орфографии.

4.                   Самостоятельное составление предложений из определенных слов с включением данных орфограмм или знаков препинания.

Приведем примеры комбинированных упражнений, использованных нами при изучении темы «Обособление определений».

При проведении тренировочных упражнений по всей теме пунктуационные задания сочетались с грамматическими и орфографическими.

Учащиеся устно заменяли в упражнении 179 школьного учебника С. Г. Бархударова и С. Е. Крючкова определения с обстоятельственными значениями соответствующими придаточными причины или уступительными. С этим увязывалось повторение сложноподчиненных предложений с одним придаточным. Комбинированный характер носит упражнение 182 кроме расстановки знаков препинания, авторы учебника предусмотрели пропуск букв в различных орфограммах [3,c.89].

Затем было дано дополнительное задание: образовать от имеющихся в последнем упражнений глаголов или кратких причастий возможные формы полных причастий, а к имеющимся в тексте полным причастиям' подобрать другие возможные формы (другого времени или залога). Работа сначала производилась устно путем беседы, а потом письменно. Получились следующие ряды слов:

1.      Установили — установивший, установленный.

2.      Находимые — находящие, находившие.

3.      Перемещены — переместивший, перемещенный.

4.      Покрывавшие — покрываемые, покрывающие.

5.      Сползали — сползающие, сползавшие.

6.      Увлекали — увлекающий, увлекавший, увлекаемый.

7.      Относили — относимый, относивший.

На разборе этих слов ученики повторили правописание суффиксов действительных и страдательных причастий.

В заключение урока было дано предложение: «Англо-французская агрессия в Египте окончилась провалом». Учащиеся должны были устно в это предложение включить поочередно различные определения по заданиям:

1)                  чтобы два одиночных определения соединялись союзом и стояли позади определяемого слова (Англо-французская агрессия в Египте, наглая и позорная, окончилась провалом);

2)                  чтобы распространенное определение стояло то впереди, то позади определяемого слова (Организованная колониалистами англо-французская агрессия в Египте окончилась провалом. Англо-французская агрессия в Египте, организованная колониалистами, окончилась провалом);

3)                  чтобы распространенное определение стояло впереди определяемого слова и имело причинное значение (Осужденная всеми народами мира, англо-французская агрессия в Египте окончилась провалом).

На следующем уроке был проведен объяснительный диктант. Материалом для него послужили отдельные предложения из повести «Детство» Л. М. Горького (отрывки из этой повести в этот период изучались на уроках литературного чтения). Попутно при разборе написаний в объяснительном диктанте задавались вопросы по характеристике Алеши Пешкова1. Приводим записанный текст предложений с указанием в скобках вопросов по литературному чтению.

1.         В темный мир дома Кашириных Алеша попал совсем маленьким ребенком. Но в нем были заложены иные чувства, непохожие на каширинекие. (Какие это чувства? Кто и как повлиял на жизнь Алеши до приезда в дом деда?)

2.         Сердце Алеши стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой. (После какого случая эго произошло?)

3.         Каждый вечер перед сном она (бабушка) рассказывала мне сказки или свою жизнь, тоже подобную сказке. (Чему бабушка научила Алешу?)

4.         Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. (Как Алеша относился к деду?)

5.         Широкоплечий и могучий, с огромной кудрявой головой, одетый в золотистую шелковую рубаху, Ванюша Цыганок показался Алексею похожим на Ивана-царевича из бабушкиных сказок. (За что Алеша любил Цыганка?)

Работа по замене причастных оборотов придаточными предложениями (и наоборот) позволяет сочетать закрепление пунктуационных навыков с развитием навыков речевых.

Учащимся было предложено преобразовать имеющиеся в учебнике грамматические определения, заменяя придаточные предложения причастными оборотами. Сначала замена производилась устно в процессе коллективной работы. Некоторые примеры были записаны. Преобразованию подверглись следующие определения:

1.                   Предложением называется сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль. (Предложением называется сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.)

2.                   Восклицательными называются предложения, произносимые с сильным чувством, с восклицанием.

3.                   Подлежащим называется независимый член предложения, отвечающий на вопрос кто? или что?

4.                   Составным именным называется сказуемое, состоящее из именной' части и глагола-связки.

5.                   Составным глагольным называется сказуемое, состоящее из неопределенной формы глагола и вспомогательного глагола в каком-либо наклонении.

6.                   Неопределенно-личными называются предложения со сказуемым, относящимся ко всем липам вообще или к неопределенному количеству лиц.

7.                   Дополнением называется второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.

8.                   Приложением называется выраженное именем существительным определение.

9.                   Обстоятельствами называются второстепенные члены предложения, обозначающие место, время, причину, цель и способ действия.

Из этих предложений в тетрадях были записаны 1, 2, 4, 6, 7, 9.

Кроме того, по учебнику читались определения согласования, управления, примыкания и сказуемого. Учащиеся довольно легко (и без знания специальных правил) заметили, что здесь замены придаточных предложений причастными оборотами произвести нельзя. Проделанная работа позволила сочетать упражнения по развитию речи с самостоятельной расстановкой знаков препинания и повторением необходимых для учащихся грамматических определений.

На следующем уроке проводился творческий диктант, в котором сочеталась словарно-орфографическая работа с закреплением пунктуационных и стилистических навыков.

Литература:

1.                   Горшкова В. Н. Сборник диктантов 5–9 класс. М., 2013

2.                   Львова С. И. Практикум по русскому языку. 7 класс. М., Просвещение, 2006

3.                   Никитина Е. И. Русская речь. М., 2000

4.                   Павлова Т. И., Гунина Л. Н. Практика формирования лингвистических знаний. М., 2012

Основные термины (генерируются автоматически): комбинированных упражнений, уроках русского, уроках русского языка, предложения причастными оборотами, придаточные предложения причастными, знаков препинания, комбинированные упражнения, синонимические замены, сочетание слов, Синонимические замены, орфографии и пунктуации, замена слов словосочетаниями, уроках русского языка —, виды комбинированных упражнений, примеры комбинированных упражнений, условиях комбинированные упражнения, определяемого слова, замены придаточных предложений, пунктуации подобные упражнения, следующие ряды слов.

Ключевые слова

синонимические замены, лексические нормы, словосочетания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос