Библиографическое описание:

Иванова О. Л., Михайлов Е. А., Михайлова Е. А. Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 481-483.

Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить.

Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является создание условий для получения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений в области трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация).

К основным задачам относится воспитание любви к труду и уважения к людям труда; формирование у обучающихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Работа в этом направлении является залогом того, что ребята в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе.

Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллектуальным возможностям работающего. Это накладывает особую ответственность на учителей трудового обучения.

Можно учить по-разному. Можно учить ребенка часами делать одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык выполнения стандартного изделия. Это будет обучение ремеслу. А возможно обучение поставить совсем по-иному. Можно организовать так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку стало ясно: для использования разного материала нужен разный инструмент, а также зачем необходимо то или иное изделие, где и как его можно применять.

Сегодняшние первоклассники через 9–11 лет вольются в ряды работников производства. Поэтому школа, начиная с первого года обучения, должна дать учащимся всестороннюю подготовку, включающую формирование общетрудовых компетенций, психологическую подготовку к труду, развитие посредством труда всех сфер личности ребенка: сенсорно-перцептивную, психомоторную, когнитивную, эмоционально-волевую, коммуникативную, духовно-нравственную, креативную.

В связи с этим все задачи по трудовому обучению и воспитанию подрастающего поколения можно объединить в четыре блока:

1.                 Политехническая подготовка учащихся к труду.

2.                 Психологическая подготовка учащихся к труду.

3.                 Всестороннее развитие учащихся в труде.

4.                 Практическая подготовка учащихся к производительному труду.

Политехнический принцип в обучении предполагает ознакомление учащихся с

-       предметом труда (обрабатываемыми материалами),

-       орудиями труда (инструментами),

-       деятельностью человека в труде (оперированием орудиями труда),

-       продуктом труда (законченным изделием).

Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда (ножницами, ножом, иглой, отверткой, лобзиком и т. д.), приемами работы с ними и безопасными условиями их использования. Изучение приемов работы с ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда.

Не менее важная задача — знакомство учащихся с технологической последовательностью выполнения любого изделия. Оно включает в себя несколько этапов:

-       чертеж будущего изделия;

-       последовательность изготовления;

-       необходимые материалы и инструменты.

Рассказывая о технологическом процессе, учитель указывает на то, что в производительном труде все: и предмет труда и орудия труда, и деятельность человека в труде — соединяются в продукте труда, в законченном изделии, несущем в себе пользу для окружающих людей, для общества.

Психологическая подготовка учащихся к производительному труду предполагает формирование положительного отношения к трудовому обучению, интереса к производственным профессиям, развитие навыков трудовых процессов, создание условий для успешного овладения трудовыми умениями.

Психологическая подготовка к труду предусматривает развитие и совершенствование таких психических процессов, как чувственное познание, психомоторика, внимание, мышление, эмоции, воля.

Наиболее важное значение в труде имеет зрительная ориентировка. Прекрасным средством развития зрительного внимания является выполнение аппликаций из цветной бумаги и ткани, работа с природными материалами.

Важное значение в трудовой деятельности имеет восприятие пространственных отношений, формы и величины предметов, расстояний между ними, соотношений частей и деталей предметов. Активным средством воспитания правильных пространственных представлений у детей младшего школьного возраста могут быть работы по изготовлению объемных предметов из картона, природных материалов и пластилина.

Существенную роль в труде играет кинестетическая ориентировка, осуществляемая с помощью кожных и суставно-мышечных рецепторов. Кинестетическая ориентировка у младших школьников формируется при работе с бумагой и картоном, тканью, глиной и пластилином, природными материалами, имеющим различные структуры поверхности. Кинестетические ощущения развиваются у детей в процессе определения характера поверхности материалов, их пластичности, твердости, вязкости и др.

Любая производственная операция выполняется с помощью движений различных групп мышц, контролируемых сознанием. Мускульная работа в процессе целенаправленной трудовой деятельности влечет за собой качественные функциональные изменения клеток, повышая их работоспособность. Систематическая трудовая деятельность вместе с мышцами укрепляет скелетную систему. В процессе трудовой деятельности усиливается кровообращение и учащается дыхание. Во врем посильного физического труда ребенок глубже дышит, его сердце и легкие работают на полную мощность, происходит интенсивное обогащение всего организма кислородом, устраняются застойные явления во всем организме, в том числе и в головном мозге. Известный факт: развитие мелкой моторики пальцев рук влияет на общее интеллектуальное развитие.

Труд является активным средством умственного развития личности и за счет наполненности богатым политехническим содержанием. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда объясняются также, тем, что в решении трудовой задачи обучающиеся действуют в соответствии со своими желаниями, а не только выполняют волю педагога.

Трудовые задания необходимо давать таким образом, чтобы ученик сначала мог больше поработать головой, чем руками. Ученик должен ясно представлять конечный результат работы, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль и контроль за выполнением изделия.

Умения быстро воспринимать информацию формируются у детей при демонстрации наглядных пособий, технических рисунков. Умения принимать правильные решения — при решении проблемных ситуаций, самостоятельном выполнении заданий. Умения осуществлять нужные действия — при разметке, сгибании, резании, отделке, монтаже.

Известно, что мыслей без языковой формы не существует. Вместе с мышлением в труде развивается и речь ребенка. На уроках технологии дети учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, давать анализ и оценку качества выполненной работы, расширяется и активизируется словарь за счет изучения новой терминологии: материалов, инструментов, технологических операций.

Всестороннее развитие учащихся в труде предполагает эстетическое воспитание в труде. Выполняя работу по росписи барельефов, деревянных досок, ребенок выбирает нужную цветовую гамму; выполняя аппликации, составляет красивые композиции. Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов детей, чувства меры играют образцовые изделия, представленные учителем. Эстетические вкусы и чувства формируют и рабочее помещение, и материалы, и инструмент. На уроках труда осуществляется развитие дизайнерских навыков креативного начала и творческих способностей личности ребенка.

Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние детей при коллективной организации оказывает влияние также на развитие нравственных качеств учащихся.

Первостепенное значение в нравственном воспитании детей имеет профориентационная работа, цель которой состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, уважение к званию рабочего, адекватное восприятие своих способностей и возможностей при овладении навыками той или иной профессии.

Практическая подготовка учащихся к производительному труду начинается с подготовки материально-кадровых и организационно-педагогических условий:

-        обеспечение школы материально-технической базой (оснащение кабинетов, приобретение расходных материалов),

-        тесная взаимосвязь школы, базовых предприятий, профтехучилищ,

-        выбор и применение форм и методов трудового и профессионального обучения,

-        обеспечение современными программами, пособиями, методической литературой,

-        высокий профессиональный уровень мастерства педагогов.

Процесс трудового обучения в коррекционной школе организуется в различных формах (учебные занятия, производственная практика, общественно-полезный производительный труд, кружковая работа) и отражает определенную специфику:

-       более низкий уровень сложности учебного материала;

-       замедленный темп обучения;

-       использование наглядных методов обучения;

-       коррекция присущих учащимся недостатков.

К учебному занятию по технологии предъявляются следующие требования:

1. Целенаправленность занятий.

Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии цель.

2. Научность содержания и оптимальность объема учебного материала.

Для каждого занятия необходимо планировать содержание и объем учебного материала таким образом, чтобы он мог быть усвоен с преодолением определенных трудностей, учитывающих зону ближайшего развития учащихся.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия.

Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний, комплексное их применение, контроль, оценка и коррекция знаний, подведение итогов, рефлексия).

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.

5. Рациональное использование учебного времени.

Каждая минута урока должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов ведет к исправлению недостатков, присущих детям с интеллектуальным недоразвитием, что позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.

Литература:

1.     http://ext.spb.ru

2.     Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. — № 5

3.     Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — С. 288–301.

4.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006. — С. 157–160.

5.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 3–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle