Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Кривошеева Г. А. Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 516-518. — URL https://moluch.ru/archive/146/40897/ (дата обращения: 26.04.2018).



Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок.

Сухомлинский В. А.

Для того, чтоб обучить тому или иному приёму ребёнка, педагог должен обладать огромным терпением и действовать по принципу «пошагового обучения». Важно следить, чтоб неудачи не отпугивали ребёнка. С начало на занятиях творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности. Переходя к усложнённым формам ручной деятельности. Занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе развиваются эстетическое восприятие, воображения. Однако это само по себе не происходит. Лишь только тогда, когда занятия проходят систематически с учётом индивидуальных особенностей и с учётом подхода к каждому ребёнку.

Социально-бытовая ориентировка, помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир. Почти каждый урок СБО имеет практическую направленность, нацеленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. Большую роль по развитию творческого потенциала играют уроки трудового обучения, СБО.

Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют и уроки СБО. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность (составление рассказа, словесной композиции, устное описание воображаемой картины или ситуации).

Живой интерес вызывает у детей инсценирование и проигрывание каких–то реальных ситуаций. Ребята с увлечением подбирают тексты к иллюстрациям, читают по ролям, подбирают необходимую интонацию, составляют композиции к тексту, которые помогают слабым детям запомнить, как поступить в той или иной ситуации.

Наиболее эффективно это осуществляется при помощи организации исследовательской работы через учащихся. Данная форма работы способствует развитию творчески способных детей.

Активно школьники участвуют в различных творческих конкурсах на школьном, республиканском, всероссийских уровнях. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся мотивируют на положительные поступки и обучение.

СБО — социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т. д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи. На уроках СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, предметы и средства личной гигиены, электробытовые приборы, продукты, куклы, мебель и др.); образная (рисунки, плакаты, картинки, инструкционные карты, технологические карточки); символическая (например: условные обозначения для ухода за одеждой, а также температурных режимов работы электроутюга, электроплиты, миксера, служб железнодорожного вокзала, карты); графическая (бланки квитанций, таблицы, инструкции); схематическая (схема линий метро, городского пассажирского транспорта). Уроки СБО в школах для детей с ОВЗ предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить опорой обучающимся при самостоятельной деятельности.

Демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна всем ученикам. На уроках СБО обучающимся приходится пользоваться как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, инструкции и рецепты. Простая демонстрация документа не дает желаемых результатов, так как школьникам сложно выделить необходимые сведения из наглядного средства. В помощь обучающимся, при анализе каждого нового документа, нужно составить вопросы, отвечая на которые, дети смогут под руководством учителя научиться ориентироваться в наглядности. Например, беседуя с обучающимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, учитель должен предусмотреть знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет (увеличить его размер), учитель последовательно задает ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? Какого числа отправление? В какое время? и т. д.

На уроках СБО, при изучении темы «Питание», школьники работают с учебными технологическими картами и инструкциями. Они могут быть текстовые, иллюстративно-текстовые, иллюстративные. Та или иная форма карты предлагается детям с разным уровнем развития как один из способов помощи ученику, не справившемуся со словесной инструкцией. Технологические карты представляют собой таблицы, в которых перечисляются: — оборудование (инвентарь и посуда); — материалы (продукты); — последовательность работы (технология приготовления блюда).

В технологических картах по приготовлению пищи приводится расчет продуктов на одну порцию. Технологические карты — это учебный материал для индивидуальной и групповой работы. Также при изучении тем: «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище» школьники знакомятся и изучают электробытовые приборы и оборудование — это холодильник, электроплита, микроволновая печь, миксер, электрочайник, электроутюг, пылесос, а также правила работы и техника безопасности при работе на них. На уроках СБО так же используется «Тематический словарь в картинках», который подготовлен в виде книжек с дидактическими карточками, каждая из которых содержит определенные темы (например: транспорт, квартира, мебель, посуда, продукты питания).

На уроках СБО у ребят всегда вызывает интерес игра «Забывчивый покупатель», игра «Веселый повар» и другие. Итак, под воздействием обучения и воспитания, с использованием наглядности, у обучающихся постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. Для успешной социальной адаптации я стараюсь расширять бытовой и социальный опыт школьников, учу применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.

Сегодня трудно представить современный урок в современной школе без использования новых информационных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и являются одним из важных результатов инновационной работы в практике моей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ИКТ на уроках проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, компьютерные обучающие и развивающие игры.

Физкультминутки для учащихся тоже поможет провести компьютер.

Для развития творческих способностей детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности. Привлечение детей к участию в предметных неделях.

Учебный материал преподношу небольшими дозами; его усложнение осуществляю постепенно. Так как такие дети быстрее утомляются, то переключаю с одного вида деятельности на другой. Кроме того, вношу разнообразные виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Считаю очень важным говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

Работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача — раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения таких детей.

Литература:

  1. Роговин А. Хочу сделать сам: Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  2. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л. П. Савина — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 48 с.: ил.
  3. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
  4. Кащенко В. П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.- с.106–109
  5. Конышева Н. М. / Секреты мастеров/.-Смоленск, 2004. — с.108–109 Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического
  6. Цирулик Н. А., Уроки творчества/Н. А. Цирулик.-С.:Федоров,1999.-112с.
  7. Практический материал к урокам Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида пособие для учителей 5–9 классы С,А, Львова
  8. Социально-бытовая ориентировка рабочая тетрадь 5–9 классы В. П. Субчева
Основные термины (генерируются автоматически): уроках СБО, творческих способностей, творческих способностей детей, Социально-бытовая ориентировка, ограниченными возможностями здоровья, уроках социально-бытовой ориентировки, творческих способностей учащихся, Истоки творческих способностей, Развитие творческих способностей, уроках красочного дидактического, творческие способности, развития творческих способностей, развитию творческих способностей, доступными средствами наглядности, электробытовые приборы, широкое использование наглядности, самостоятельной жизни, сложных видов наглядности, социальной адаптации, Технологические карты.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос